О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

КБ "Луч" начинает летные испытания системы автоматического взлета и посадки для БПЛА

ОАО "Конструкторское бюро "Луч" в ближайшее время начнет летные испытания системы автоматического взлета и посадки в интересах перспективного комплекса воздушной разведки и наблюдения с беспилотными летательными аппаратами "Луч"

ОАО "Конструкторское бюро "Луч" в ближайшее время начнет летные испытания системы автоматического взлета и посадки в интересах перспективного комплекса воздушной разведки и наблюдения с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) "Луч". Об этом "АвиаПорту" рассказал генеральный директор КБ Михаил Шебакпольский.

- Несмотря на то, что ваше предприятие не стало победителем конкурса Минобороны на проект комплекса с БПЛА средней дальности, принято решение о продолжении работ по данной тематике в инициативном порядке?

- Да, мы действительно принимали участие в конкурсе Минобороны на БПЛА средней дальности с этим беспилотником. Победителями конкурса стали другие предприятия, и об этом уже известно. Однако на конкурс Минобороны мы вышили, уже имея большой научно-технический задел по теме и, имея такой задел, мы продолжили эту тематику за собственные средства, считая, что рано или поздно наработки будут востребованы Минобороны и другими заказчиками. Мы также демонстрировали на МАКС-2011 беспилотник "Луч", созданный на базе пилотируемого легкого самолета "Сигма-5", причем в достаточно высокой степени готовности для проекта.

Поэтому работы по теме создания беспилотника "Луч" пока продолжаются в инициативном порядке, эту работу финансирует КБ "Луч", и рассматривается возможность открытия финансирования этой темы концерном "Вега", который планирует изыскать средства для финансирования. Ведутся также переговоры с несколькими потенциальными заказчиками, но все они ждут завершения НИОКР создания этой новой техники.

- Известно, что построен первый экземпляр БПЛА "Луч". Есть ли планы дальнейшей постройки беспилотников этого типа для летных испытаний?

- На сегодня мы имеем два готовых "Луча". Первый беспилотник демонстрировался на МАКС-2011, но на сегодня построен и второй экземпляр. Кроме того, мы приобрели один пилотируемый "Сигма-5", на базе которого построен "Луч", для использования в качестве летающей лаборатории. Таким образом, наш парк состоит из одного пилотируемого "Сигма-5" и двух БПЛА.

- Каковы планы предприятия по доведению первого БПЛА до летного состояния и сроках его возможного первого полета?

- Мы хотим завершить текущий год поднятием в воздух первого БПЛА "Луч". Сколько продлятся заводские испытания сказать сейчас нельзя, так как сроки проведения испытаний также зависят и от финансирования, о чем я уже говорил.

У нас на текущий год запланированы две важнейшие работы - по подготовке базового варианта беспилотника к летным испытаниям, и в этих рамках - отработка автоматических взлета и посадки, что является ключевым звеном в автоматической системе управления беспилотников. Такая система спроектирована и изготовлена, и вскоре мы начнем ее испытания сначала на пилотируемых аппаратах, потом, может быть, на малом беспилотнике, который "не жалко" при испытаниях, а потом поставим на большой "Луч".

- Что можно сказать о самом беспилотнике "Луч", его целевой нагрузке?

- Вся конструкция "Луча" выполнена из композиционных материалов, кроме центроплана, где применены металлические силовые элементы.

Целевая нагрузка включает в себя фотоаппарат, двухспектральную камеру с лазерным подсветом-целеуказателем, радиолокатор высокого разрешения бокового обзора и станцию радиоэлектронного противодействия - станция радиотехнической и радиоразведки и радиоэлектронной борьбы (РЭП). Станции РЭП и РЛС еще не готовы, оборудование находится в работе. Все предприятия, участвующие в создании станций РЭП и РЛС, проводят работы за счет собственных или привлеченных средств, в расчете на перспективность самой тематики. КБ "Луч" и эти предприятия совместно создаем продукт по консорциумному соглашению.

Беспилотник "Луч" оснащается форсированным поршневым двигателем австрийского производства типа Rotax-914, с двойным турбонаддувом для достижения высоты полета в 8000 м.

- Ранее говорилось, что продолжительность полета беспилотника "Луч" можно значительно увеличить. За счет чего и до каких параметров можно увеличить продолжительность полета?

- На предприятии полностью проработан вариант существенного, с 18 до 31 часа, увеличения продолжительности полета, разработана и документация для такого варианта. Естественно, для увеличения продолжительности полета БПЛА должен нести больше топлива, дополнительные топливные емкости будут устанавливаться в крыле, для чего само крыло получает увеличенный размах и удлинение. Пока такое крыло не изготавливается, так что проведенная уже работа по варианту беспилотника с увеличенной продолжительностью полета рассчитана на перспективу, надеемся не очень далекую, так как беспилотников с продолжительностью полета порядка 24-30 и больше часов не так много, а спрос на такие БПЛА будет только расти.

- Интересуются ли разработкой БПЛА "Луч" гражданские потенциальные эксплуатанты, силовые структуры?

- Мы хотим "войти" и в гражданский сектор применения БПЛА, который ждет большое развитие, включая, например, геологоразведку. Мы встречались и обсуждали дальнейшие планы с некоторыми силовыми структурами, и они включили даже подобные БПЛА в свои некоторые программы. Потенциальные эксплуатанты такой техники как БПЛА "Луч" сначала должны понять, что им надо. Некоторые службы на сегодня понимают, что им такой аппарат нужен и здесь - вопрос времени.

- КБ "Луч" является и разработчиком важнейшей составляющей комплекса - автоматической системы управления (АСУ). В каких направлениях развиваются АСУ, какие перспективы работ предприятия в этом направлении?

- Надо сразу сказать, что сам беспилотник "Луч" - недорогой, он в несколько раз дешевле стоимости целевой нагрузки. Стоимость АСУ на сегодня стала уже не очень высокой. Но она достаточно дорогая, хотя целевая нагрузка сильно дороже. Достаточно дорогие радиолинии, так как должны быть очень мощные защищенные широкополосные цифровые каналы, и они уже есть, готовы. На первом образце стоит одна из радиолиний.

Постепенно предприятие переходит к следующему поколению радиосистем с так называемым цифровым диаграмообразованием или по-западному SMART-системы. Это сетецентрические радиолинии нового поколения с ретрансляцией сигналов. Мы сейчас ведем опытно-конструкторские работы (ОКР) в этом направлении, некоторые образцы мы уже сделали, у нас запланирована целая линейка, в том числе и такие мощные, как для беспилотника "Луч" с производительностью десятки Мбит/сек и дальностями в несколько сотен километров. По небольшим системам некоторые ОКР уже завершены, отдельные элементы уже внедрены в другие системы и прошли госиспытания в составе изделий. Система, технология SMART в каком-то смысле освоена, но нужно время и деньги для развития всей линейки.

- Сколько беспилотников типа "Луч" может выпускать КБ, каковы перспективы развития производства?

- Пока мы не выпускаем беспилотники серийно, но готовим производство к выпуску больших аппаратов. На сегодня наши производственные возможности относительно невысокие. Для окупаемости производства надо выпускать несколько десятков аппаратов в год, а если бы Минобороны их закупало - то выпускать надо сотни беспилотников в год.

На сегодня несколько десятков БПЛА в год мы можем делать, но нужна кооперация. Если выпускать 10 штук в месяц - это по одному аппарату каждые два дня, то практически необходима конвейерная сборка и у нас цех построен по принципу конвейера, то есть самолеты БПЛА продвигаются по линии сборки. Предусмотрены большие производственные площади. Наше серийное производство еще только строится, но расчет сделан на выпуск до сотни больших аппаратов в год.

- Беспилотный комплекс "Воздухоплаватель" создается в инициативном порядке или по заказу?

- Беспилотный комплекс "Воздухоплаватель" создается по теме "Воздухоплаватель-11". Работа эта заказана нам одной из силовых структур. Заказан ОКР, и в рамках этого ОКР мы сделали сам аппарат, катапульту для него, наземный пункт управления, создали и изготовили гиростабилизированную камеру массой всего 550 грамм. Есть на БПЛА и курсовая система по облету препятствий, включая препятствия, включая орнитологические (стаи птиц) возможности, то есть система понимает, что вокруг стая птиц. Эта система может использоваться в горах при полетах в ущельях, система видит очень небольшие объекты и определяет степень их опасности для аппарата, то есть в нем реализовано компьютерное "техническое зрение", которое ориентирует аппарат на местности. Эта система тоже нашей разработки КБ "Луч".

К БПЛА создан фотоаппарат высокого разрешения, который подключается к радиолинии и может передавать информацию по цифровой радиолинии. Радиус действия 30 км, 2 часа полета. Мы сейчас работаем с другими предприятиями по новым батареям, чтобы увеличить полетное время, и хотим еще более снизить отрицательную температуру его нормального функционирования.

Этот аппарат предварительные летные испытания уже прошел и выходит на приемочные испытания заказчиком. ОКР завершается в этом году - мы проходим испытания заказчиком в соответствие с договором.

- Есть ли на предприятии перспективные проекты?

- Да, есть. Наша новая разработка - беспилотник в классе стартовой массы в районе 25 кг с продолжительностью полета порядка 12-14 часов. Пока нет его обозначения. Есть и большой проект по радиосистемам по сетецентрической системе высокоскоростного обмена информацией. Скорости передачи информации колеблются от 5 до 68 Мбит/сек.

Надо отметить, что у нас есть и проект по доплеровским измерителям скорости и сноса (ДИСС), который актуален сейчас для вертолетов. Мы сейчас находимся в средней части ОКР создания перспективного вертолетного ДИСС и завершаем изготовление опытного образца, на макетах мы все проверили.

- Расскажите, пожалуйста, в рамках возможного, о КБ "Луч".

- КБ "Луч" - самодостаточная фирма, большой объем работ для себя мы делаем сами, у нас гибкое опытное производство для изготовления самых различных опытных образцов из композитов, стеклопластика, металла и пр. Мы также занимаемся микроэлектроникой и радиоэлектроникой. То есть у нас сосредоточено много разных технологий. Предприятие имеет специалистов высокой квалификации. КБ "Луч" имеет также обширные кооперационные связи, но по многим вопросам контактируем с иностранными предприятиями.

На КБ "Луч" работает около 800 человек. Наш филиал в Санкт-Петербурге имеет около 50 программистов. Средняя зарплата различная: в Рыбинске 21 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге - 55 тысяч рублей. В Москве только представительство в три человека. В Жуковском у нас средняя зарплата порядка 40-45 тыс. рублей.

Справка "АвиаПорта"

Беспилотник "Луч" выполнен по двухбалочной схеме с толкающим воздушным винтом. Он оснащен поршневым двигателем с турбонаддувом Rotax-914 мощностью 115 л.с., работающим на автомобильном бензине.

БПЛА "Луч" рассчитан на максимальную скорость до 270 км/ч и работу до высоты 7000 м и большую (до 18 часов) продолжительность полета. Беспилотник "Луч" может взлетать с грунтовых дорожек длиной менее 130 м. Габаритные размеры БПЛА "Луч": размах крыльев - 8,7 метра, длина - 5,85 метра, высота - 2,4 метра.

Беспилотник "Воздухоплаватель" выполнен по схеме "летающее крыло" с законцовками-килями и толкающим воздушным винтом. Двигатель - электрический с питанием от аккумулятора. Стартовая масса порядка 4 кг. Продолжительность полета составляет порядка двух часов. Радиус действия беспилотника - 30 км.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка