О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

НЦА получил импульс

Совещание по развитию "Национального центра авиастроения" показало, что у проекта появился новый интересант - вице-премьер Дмитрий Рогозин

Состоявшееся в среду в подмосковном Жуковском совещание по развитию "Национального центра авиастроения" (НЦА) показало, что у проекта появился новый интересант - вице-премьер Дмитрий Рогозин. За закрытыми дверями обсуждались проблемы создания центра, однако перед прессой куратор оборонно-промышленного комплекса предпочитал говорить о транспортных проблемах и "цаговском лесе".

По признанию Д.Рогозина, проблема НЦА уже перезрела. "Мы давно хотели собраться по этому поводу", - отметил он, обращаясь к журналистам. И причинами для обсуждения были не только необходимость исполнения указа Президента от февраля 2008 года о создании Национального центра авиастроения, но и спекуляции вокруг этого проекта, развернувшиеся после вырубки части расположенных в черте города Жуковский лесных насаждений.

Согласно планам четырехлетней давности, Центр должен был включать в себя научно-производственный комплекс "Объединенной авиастроительной корпорации", аэропортовый комплекс "Раменское" и ряд объектов ОАО "Транспортно-выставочный комплекс "Россия". Помимо производственной и транспортной инфраструктуры, здесь должны разместиться филиалы учебных заведений, музей авиации, а также социальные объекты и жилье для работников НЦА.

Средства на реализацию столь масштабного проекта планируется привлекать как в рамках федеральных программ, так и от компаний-участников проекта и частных инвесторов. Предусмотренный перевод в Жуковский производственных и инженерных подразделений ОАК, например, должен быть осуществлен за счет средств, выручаемых от продажи столичных площадок, на которых сегодня располагаются дочерние компании корпорации. В то же время, приобретение новейшего технологического оборудования и станков запланировано с привлечением средств в рамках Федеральной целевой программы развития ОПК. "Мы постараемся за счет ГЧП снизить накладные расходы государства для создания такого рода центра. В любом случае, отдача будет такая, что она "отобьет" вложения со стороны бюджета", - сказал Д.Рогозин. А для того, чтобы накладные расходы государства были и вовсе минимальны, он предложил ОАК самостоятельно реализовать девелоперские проекты на освобождаемых площадках. "Может быть, стоит подумать о собственном строительном проекте ОАК, не передоверяя это сторонним организациям", - дополнил вице-премьер.

В любом случае, разговор о частных и государственных средствах пока носит рамочный характер, поскольку четко просчитанного плана с объемом и сроками осуществления необходимых инвестиций пока не существует. Руководить проектом будет специально создаваемая в корпорации дирекция по комплексной застройке и переезду. Сегодня же ОАК только лишь надеется предоставить все свои расчеты до конца года, определившись с объемами капитальных вложений по каждому из объектов. Однако первые ее сотрудники должны приступить к работе в новом здании штаб-квартиры уже в 2013 году. Согласно планам авиапроизводителя, уже до конца текущего года будут завершены работы по возведению "коробки", после чего строители начнут отделку фасадов. А окончательно перебазироваться за МКАД подразделениям ОАК придется к 2021 году.

Обширные планы в Жуковском имеет и дочернее предприятие Госкорпорации "Ростехнологии" ТВК "Россия". Речь идет о создании гражданского аэропорта, который сможет объединить в себе функции по грузовым мультимодальным перевозкам, а также по обслуживанию чартерных пассажирских рейсов. На сегодня уже готов перрон, приспособленный для стоянки одного самолета размерности Ан-124 "Руслан", пары Ил-76, трех Ан-12, бизнес-джетов. Имеющаяся инфраструктура позволяет проводить обслуживание рейсов, выполняемых в интересах Рособоронэкспорта, а также ряда госструктур. Кроме того, по разовым разрешениям Росавиации выполняются коммерческие рейсы, в том числе и международные.

На ближайшее будущее запланировано возведение грузового терминала, первая очередь которого площадью 10 тыс. кв.м. должна вместить складские помещения, а также офисы таможенных и пограничных служб, фитосанитарного контроля. В дальнейшем предусмотрено расширение площадей, на которых будет производиться обработка грузов. Впоследствии будет построен и пассажирский терминал.

Большая часть совещания, прошедшего на территории ЛИИ им. Громова, была проведена в режиме "за закрытыми дверями". Вернувшись к журналистам, вице-премьер предпочел говорить о том, что больше интересует жителей Жуковского. По мнению Д.Рогозина, наиболее резонным ответом на справедливую критику по поводу вырубки "цаговского леса" должна стать посадка новых лесов и парков. "Вырубки должны быть компенсированы сполна", - отметил он, дополнив, что восстановление зеленого пояса даст возможность местным жителям не только гордиться тем, что они обретут в качестве соседа мощный научно-производственный и транспортный комплекс, но и увидят ответственное отношение авиастроителей к окружающей среде. Можно предположить, что эта задача будет решена в духе государственно-частного партнерства, когда государство поставит задачу, а частные компании ее выполнят. По крайней мере, у ОАК уже есть опыт финансирования посадки кленовой аллеи в Парке Победы на Поклонной горе.

Еще одну проблему - транспортной доступности - вице-премьер предложил решать комплексно. С одной стороны, он поддержал инициативу об организации железнодорожного сообщения между столицей и аэродромом "Раменское". Для этого необходимо продолжить новый путь протяженностью около 4-5 километров от железнодорожной ветки по казанскому направлению на уровне платформы "Отдых", а также запустить по нему экспрессы, которые позволят сократить время в пути до 35-40 минут. По мнению вице-премьера, такая мера, наряду с продолжением дорожного строительства, разгрузит Жуковский от транзитных потоков и позволит в будущем без проблем доставлять на площадку НЦА не только работников расположенных там учреждений и компаний, но и посетителей разнообразных авиасалонов и выставок.

С другой стороны, он поддержал инициативы по развитию вертолетного сообщения в московском регионе. По мнению чиновника, это оправданно, так как плотность транспортных потоков в столице уже чрезмерна. "В условиях такой сосредоточенности транспортных потоков, конечно, надо бы часть их поднимать в небо", - полагает он. Кстати, подавая пример другим участникам совещания, в Жуковский Д.Рогозин прибыл на желто-красном вертолете Robinson R-44.

Залогом успеха в создании Национального центра авиастроения, по словам Д.Рогозина, станут "сочетание воли федерального центра, воли правительства, контроля со стороны правительства, контроля со стороны "Объединенной авиастроительной корпорации", а также местных властей". Хочется верить, что в 2012 году эти факторы смогут оказаться решающими. Ведь четыре года назад многие интересанты проекта были на своих же постах, однако мировой финансовый кризис обрушил цены на землю в столице, а заодно и пробил брешь в российском бюджете, тем самым замедлив ход создания НЦА....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка