Источник: Артур Нургалеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 22.10.2012, 10:52
 

Цены на топливо и экологические нормы стимулируют спрос на турбовинтовые самолеты


[image]

На протяжении последних лет турбовинтовые самолеты представлялись многим лишь наследием прошлого гражданской авиации. При упоминании этих самолетов у людей зачастую возникают ассоциации с чем-то шумным, устаревшим, неудобным и непрочным, особенно, в сравнении с быстрыми и комфортными реактивными лайнерами. Но времена изменились, как изменились и сами турбовинтовые лайнеры, которые теперь пробуждают у авиакомпаний достаточно высокий интерес.

В 1990-х годах казалось, что эпоха турбовинтовых самолетов подходит к своему логическому завершению, во многом из-за снижения цен на авиатопливо. Данный сегмент авиационного рынка покинули такие компании, как Embraer, BAE Systems, Fokker и Saab. Заказов на лайнеры такого типа практически не было, а авиакомпании предпочитали использовать на региональных маршрутах реактивные самолеты. Однако теперь, спустя два десятилетия, перспективы становятся иными, а компании Bombardier и ATR, оставшиеся в сегменте турбовинтовых самолетов, могут рассчитывать на увеличение объема продаж своей продукции.

Причиной резкого увеличения интереса к турбовинтовым самолетам со стороны перевозчиков является постепенный рост цен на топливо, которые, по оценкам экспертов, в средне- и долгосрочной перспективе останутся на достаточно высоком уровне. С 1990-го года стоимость авиационного топлива увеличилась в несколько раз, таким образом, турбовинтовые лайнеры благодаря своей высокой топливной экономичности стали достаточно востребованными на многих региональных маршрутах. Кроме того, спрос на самолеты данного типа продиктован еще и ужесточающимися экологическими нормами, например, такими как Система торговли квотами на выбросы углекислого газа EU ETS.

Такого мнения придерживается руководство канадской компании Bombardier, которое считает, что турбовинтовые самолеты в ближайшие годы будут более привлекательным выбором по сравнению с реактивными лайнерами аналогичной вместимости. По оценкам Bombardier, за период с 2012 по 2031 гг. будет поставлено около 5900 самолетов вместимостью от 20 до 99 чел. Аналитики компании прогнозируют, что при средней цене на нефть в $126 за баррель около 48% этих поставок будет приходиться на долю турбовинтовых самолетов.

Как говорит руководитель компании ATR Филиппо Баньято, главным преимуществом турбовинтовых самолетов по сравнению с реактивными лайнерами является низкая стоимость их эксплуатации и сервисного обслуживания. Самолеты ATR сжигают на 50% меньше топлива в сравнении с реактивным лайнером аналогичного класса. К тому же затраты на покупку и обслуживание турбовинтовых воздушных судов существенно ниже. Так, например, при эксплуатации парка, состоящего из 20 самолетов ATR 72, по сравнению с аналогичным по размерам парком, состоящим из реактивных самолетов, перевозчики могут ежегодно экономить до $30 млн за счет более низкого расхода топлива турбовинтовых лайнеров.

Турбовинтовые двигатели работают на меньшей крейсерской высоте, соответственно, они сжигают меньше топлива в процессе набора высоты, кроме того, такие силовые установки меньше подвержены физическому износу. Однако в диапазоне скоростей свыше 700 км/ч турбовинтовые самолеты теряют свое преимущество по сравнению с реактивными лайнерами. Поэтому турбовинтовые ВС используются преимущество на маршрутах, дальность которых не превышает 900 км. На таких маршрутах потерянное время, обусловленное меньшей скоростью полета, несущественно по сравнению с экономией топлива. В сегменте воздушных судов вместимостью от 50 до 90 чел. в последние годы турбовинтовые самолеты занимают доминирующее положение. Как отмечают в компании ATR, на долю турбовинтовых лайнеров приходится около 90% всех продаж в указанном сегменте.

Авиастроители уже прекратили выпускать 50-местные реактивные самолеты, объемы продаж 70- и 90-местных реактивных самолетов также постоянно сокращаются, таким образом, есть значительные перспективы у проектируемых 90-местных турбовинтовых лайнеров, которые в скором времени могут появиться на рынке. Аналитики ATR считают, что за два следующих десятилетия будет поставлено около 3100 турбовинтовых самолетов в сегменте воздушных судов вместимостью от 50 до 90 чел.

В компании GE Aviation подчеркивают, что авиастроители в последнее время демонстрируют высокий интерес к разработке 90-местных турбовинтовых самолетов, правда, названия этих компаний не разглашаются. Поэтому руководство двигателестроительной компании считает, что такой самолет рано или поздно появится на рынке - это всего лишь вопрос времени. При этом нет никаких технологических препятствий, которые могли бы помешать созданию еще более вместительного самолета. Правда, перед этим 90-местные турбовинтовые лайнеры должны показать свою коммерческую эффективность, только после этого можно будет разговаривать о создании самолетов вместимостью более 100 чел.

За последние четыре года авиастроители ежегодно поставляли более 100 турбовинтовых самолетов. Учитывая, что в 2003 г. было поставлено лишь 22 турбовинтовых лайнера, можно сказать, что в данном сегменте отмечается настоящее возрождение. Поэтому компания GE Aviation решила вернуться на этот рынок с двигателем CPX-38 в надежде на дальнейшее увеличение спроса на турбовинтовые самолеты в свете продолжающегося роста цен на топливо.

Что касается мнения о том, что турбовинтовые самолеты морально устарели, то руководители ATR и Bombardier в ответ на это заявляют, что выпускаемые ими лайнеры оснащены современными салонами и кабинами пилотов, а использование современных шумопоглащающих технологий позволяют достичь такого же комфорта, как и на реактивных лайнерах.

Так, например, самолеты ATR 600-й серии оснащены самым новым салоном семейства Armonia, дизайн которой проектировался итальянской фирмой Giugiaro. Кабина пилотов также оснащена современной авионикой производства фирмы Thales. Естественно, что за последние годы мнения перевозчиков и пассажиров относительно турбовинтовых самолетов существенно изменились. Правда, в некоторых регионах еще есть над чем поработать, особенно, в странах Северной Америки, где пока турбовинтовые самолеты не пользуются высоким спросом.

С другой стороны любое новое поколение самолетов, по мнению экспертов, становится более комфортным и экономичным по сравнению с предшественниками. Отмечается, что будущие турбовинтовые лайнеры будут обладать таким же комфортом, как и эксплуатируемые ныне реактивные воздушные суда.

Увеличение спроса на турбовинтовые самолеты оказалось настолько сильным, что многие авиастроительные компании всерьез задумались о возвращении на этот рынок, а компании ATR и Bombardier прорабатывают планы по выпуску 90-местных турбовинтовых лайнеров. Существуют предположения о том, что бразильская компания Embraer может вернуться на этот рынок с новым самолетом, тогда как китайские компании Xian Aircraft и Shaanxi к концу текущего десятилетия хотят выпустить на рынок свои 70-местные турбовинтовые воздушные суда. Компания Xian Aircraft, занимающая высокую долю на африканском рынке, вообще хочет стать лидирующим производителем турбовинтовых самолетов в мире к 2020 г.

Руководство компании Bombardier не удивляется такому увеличению интереса к турбовинтовым самолетам со стороны других авиастроителей. Напротив, канадские менеджеры приветствуют появление новых конкурентов, что позволит увеличить качество и эффективность выпускаемых самолетов.

Правда, у экспертов на примете есть такие технологии, которые могли бы подорвать дальнейшее развитие сегмента турбовинтовых самолетов. Например, такой является технология открытого ротора, которая предлагает экономичность турбовинтовых двигателей и скорость реактивных самолетов, однако пока в рамках данной технологии не решены существующие проблемы с шумовым воздействием. Но компании, выпускающие турбовинтовые самолеты, не беспокоятся на этот счет.

В Bombardier отмечают, что технология открытого ротора пока не рассматривается ведущими авиастроителями, и ее использование в среднесрочной перспективе маловероятно. Безусловно, технология открытого ротора обладает весомым преимуществом в плане предлагаемой скорости, однако фактор скорости не является решающим при эксплуатации турбовинтовых самолетов. Кроме того, "открытый ротор" является достаточно сложной технологией, которая обладает серьезными проблемами с шумовым воздействием и вибрациями, и к тому же обладает высокой стоимостью. В то же время существующие реактивные и турбовинтовые самолеты уже обладают достаточно высокой топливной экономичностью, поэтому пока говорить о необходимости использования технологии открытого ротора еще рано.

Стоит также отметить, что с каждым годом технологии, используемые при производстве турбовинтовых самолетов, не стоят на месте. Повышается эффективность двигателей, улучшается эффективность пропеллеров, продолжается процесс более эффективной интеграции двух этих составных частей. Таким образом, в будущем новые турбовинтовые воздушные суда должны быть еще более экономичными.

Учитывая тот факт, что турбовинтовые самолеты работают на коротких региональных маршрутах, в будущем их главным конкурентом могли бы стать скоростные поезда. В Bombardier такой конкуренции не опасаются несмотря на то, что канадская корпорация имеет подразделение по изготовлению таких скоростных поездов. По словам руководства Bombardier, скоростное железнодорожное сообщение действительно является прекрасным решением проблемы пассажирских перевозок между парами городов, но создание такого скоростного сообщения требует огромных инвестиций в существующую инфраструктуру, поэтому для того, чтобы оправдать такой размер инвестиций, необходим очень высокий пассажиропоток, например, такой как между городами Париж и Лондон. Безусловно, турбовинтовые самолеты обладают гораздо меньшей вместимостью по сравнению со скоростными поездами, но они не используются на линиях с большим пассажиропотоком, наоборот, они являются идеальными рабочими лошадками на региональных маршрутах.

В качестве итога можно подчеркнуть, что региональные реактивные самолеты постепенно уходят в прошлое из-за слишком высоких затрат на их эксплуатацию, в первую очередь, обусловленными высокими ценами на нефть. Поэтому спрос на турбовинтовые самолеты в ближайшие годы должен увеличиваться, а сами самолеты должны будут стать более эффективными и комфортабельными для пассажиров.

Обзор подготовлен по материалам Aviation Week и Flightglobal.

 
Материал «Цены на топливо и экологические нормы стимулируют спрос на турбовинтовые самолеты» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Bombardier (в процессе тестирования)