Источник: Артур Нургалеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 31.10.2012, 11:18
 

Резкого изменения стоимости авиатоплива не будет


[image]

Стоимость топлива влияет не только на величину ВВП и спроса на пассажирские перевозки, но и на размер затрат авиаперевозчиков и соответственно величину их прибыли. В последние годы стоимость авиационного топлива значительно увеличилась, поэтому авиакомпаниям и авиастроителям пришлось принимать дополнительные меры по снижению затрат, однако рост цен на топливо играет критическую роль и в долгосрочной перспективе.

На стоимость авиационного топлива оказывают влияние множество глобальных, региональных и местных факторов. Такие события, как гражданская война в Сирии могут привести к увеличению отпускных цен на нефть для перерабатывающих заводов, а стихийные бедствия могут привести к закрытию нефтеперерабатывающих заводов на несколько месяцев, что, безусловно, создаст дефицит топлива на рынке, который в итоге отразится на его стоимости.

В конечном счете, все это отражается на общем количестве поставляемых продуктов нефтепереработки. Негативным является и тот факт, что авиакеросин не входит в число самых востребованных продуктов перегонки нефти, поэтому зачастую этим видом топлива приходится жертвовать, чтобы удовлетворить спрос на другие, более востребованные сорта. Так, например, в объеме производства восточных нефтеперерабатывающих заводов США авиационный керосин занимает только 10-12%, и вполне естественно, что в случае какого-либо кризиса или возникновения непредвиденных обстоятельств этим видом топлива, скорее всего, пожертвуют в первую очередь.

Глобальные экономические факторы играют самую важную роль в определении стоимости авиационного топлива. Ведущие аналитики уже неоднократно пытались предсказать динамику изменения стоимости авиационного топлива в ближайшие годы. Так, например, аналитики фирмы Armbrust Aviation Group считают, что в течение ближайших пяти лет стоимость авиакеросина во многом будет зависеть от ситуации с разрешением экономического кризиса в Еврозоне.

Если Европа войдет еще глубже в рецессию независимо от ситуации с евро, то это приведет к рецессии и в США. В итоге спрос на нефть на рынках Европы и Северной Америки может упасть. Вместе с этим начнут снижаться показатели ведущих экономик мира, и как следствие спрос на авиаперевозки также будет падать. Ведущие авиакомпании Европы и Северной Америки смогли пережить последний экономический кризис за счет оптимизации своих провозных емкостей и эксплуатационных затрат. Они до сих пор остаются прибыльными, но этим перевозчикам будет очень сложно вновь прибегать к мерам по сокращению своих затрат.

Стоит учесть, что удару могут подвергнуться экономики Индия и Китая (экономический рост в этих самых густонаселенных странах мира уже стал замедляться достаточно высокими темпами), и перспективы восстановления мировой экономики в ближайшие пять лет будут не самыми лучшими.

Аналитики Armbrust Aviation Group подчеркивают, что стоимость нефти и топлива навряд ли будет намного выше нынешнего уровня. Промышленность уже функционируют в слабой экономической среде, поэтому ожидать резкого спроса на нефтепродукты пока не стоит. Консолидация авиакомпаний в Европе, США и Азии должна способствовать оптимизации стоимости авиабилетов, но если настанет очередной кризис, уже ничто не сможет спасти авиационную отрасль от падения спроса на пассажирские перевозки.

Геополитические условия в странах Ближнего Востока также могут внести свои коррективы. Так, например, решение Ирана о закрытии Ормузского пролива может привести к резкому росту цен на нефть. Для авиационной отрасли, по мнению аналитиков, кризис на Ближнем Востоке был бы самым худшим из всех возможных сценариев. Кроме того, отмечается, что среди экспертов бытует мнение о том, что уровень потребления нефти в США, вероятно, уже не превзойдет пиковые значения 2008 г., особенно, в свете активной разработки возобновляемых источников энергии.

Аналитики отмечают, что за последние пять лет цена нефть марки Brent в среднем составляет $90 за баррель, тогда как с конца 2004 г. ее средняя стоимость была равна $80 за баррель. Соответственно, учитывая сложную экономическую обстановку в последние пять лет, эксперты указывают на то, что нижней границей цены на нефть, скорее всего, будет уровень в $90 за баррель. Кроме того, эта цена соответствует уровню рентабельности нефтедобывающих компаний.

Помимо этого, во второй половине 2012 г. уровень мирового спроса на нефть должен повыситься до 1,3 млн баррелей в день, что безусловно, скажется, на ее стоимости. Что касается перспектив на 2013 г., то здесь многое будет зависеть от Китая, который, как считают аналитики, сможет потреблять до 300 тыс. баррелей сырой нефти в день. По мнению ряда экспертов, можно ожидать, что в течение ближайших трех-четырех лет средняя цена на нефть будет держаться в диапазоне $100-120 за баррель.

С другой стороны, аналитики компании Avitas считают, что к 2018 г. стоимость сырой нефти может снизиться до $40 за баррель. Во многом, цена на нефть диктуется странами, входящими в состав ОПЕК. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время ОПЕК добывает нефти меньше 50% от мирового уровня добычи, тогда как на долю этих стран приходится 75% всех мировых запасов нефти. Как считает руководство Саудовской Аравии, цена на нефть должна находиться в пределах $70-100, но никак не выше сложившегося уровня более $100 за баррель.

В Avitas также считают, что такие мировые лидеры, как президент России Владимир Путин, президент Венесуэлы Уго Чавес, а также президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, могут искусственно пытаться удерживать высокие цены на нефть, поскольку экономика этих стран будет находиться в таком случае на подъеме. Но единственным активом Саудовской Аравии является нефть, и если другие страны начнут задумываться об использовании альтернативных источников энергии, то экономика Саудовской Аравии подвергнется катастрофическому падению.

Среди экспертов существует мнение, что несмотря на увеличивающиеся цены на топливо, авиационная отрасль может смело противостоять этому. Так, например, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), за период с 2000 по 2011 гг. объем мировых пассажирских перевозок увеличился на 53%, тогда количество потребляемого авиатоплива за этот же период выросло только на 3%. Во многом это объясняется тем, что авиакомпании постоянно обновляют парки своих воздушных судов и используют более эффективные и экономичные авиалайнеры. Об этом говорят и последние заказы на данные самолеты.

Еще одним фактором, определяющим стоимость нефти на мировом рынке, является поведение инвесторов. Так, например, за период с апреля месяца по июнь месяц текущего года стоимость нефти изменилась на $21, что является практически уникальным случаем для такого короткого периода. Ранее такие колебания могли отмечаться в течение года, но сейчас для столь резкого изменения цены требуется лишь пару месяцев.

На данный момент точкой отсчета для определения стоимости авиационного топлива является североморская нефть марки Brent, тогда как ранее для этих целей использовалась североамериканская нефть марки WTI. В августе текущего года на Сингапурской бирже нефть марки Brent торговалась по цене выше $109 за баррель, тогда как нефть марки WTI продавалась по цене $91,90 за баррель. По оценкам экспертов, стоимость авиационного топлива, как правило, на $15 дороже по сравнению с ценой на нефть марки Brent. И действительно в июле 2012 г., по информации IATA, средняя цена на авиационный керосин составляла $124,50 за баррель.

В США средняя цена на авиационное топлива была равна $124,32 за баррель, в Европе средняя цена была на уровне $125,10 за баррель, в странах Северной Америки средняя стоимость авиационного керосина составляла $125,60 за баррель, тогда как в странах Азии цена на авиатопливо варьировалась в районе отметки в $121,50 за баррель.

Таким образом, в качестве итога можно отметить, что в настоящее время стоимость авиационного топлива в большей степени зависит от цены на нефть марки Brent. При этом, как утверждают ведущие аналитики, в ближайшие годы не стоит ожидать резких изменений цен на нефть, как в отрицательную, так и в положительную стороны. Безусловно, стабильность на рынке должна позитивно отразиться на развитии авиационной отрасли, а с появлением в эксплуатации еще более экономичных самолетов, авиакомпании даже могут рассчитывать на сокращение своих расходов.

Обзор подготовлен по материалам Airline Fleet Management и Flightglobal.

 
Материал «Резкого изменения стоимости авиатоплива не будет» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Ан-32, International Air Transport Association (IATA), Международная ассоциация воздушного транспорта (в процессе тестирования)