О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ан-148 осваивает Восточную Сибирь

Авиакомпания "Ангара" стала уже третьим в России эксплуатантом Ан-148. Однако полученные перевозчиком Ан-148-100Е будут уникальными - впервые машины получили блок доработок, позволяющих эксплуатировать их с грунта

Авиакомпания "Ангара" стала уже третьим эксплуатантом Ан-148 в Российской Федерации. Однако полученные перевозчиком Ан-148-100Е будут уникальными для нашего рынка - впервые машины получили блок доработок, позволяющих эксплуатировать их с грунта. Компания рассчитывает закрывать новыми самолетами различные рынки: от Усть-Кута и Бодайбо до столиц стран Юго-Восточной Азии. Как ожидается, новинка примет на борт первых пассажиров уже в середине декабря. А в 2013 году парк новых "Анов" "Ангары" достигнет пяти машин.

С учетом накопленного опыта


Авиакомпания "Ангара", входящая в состав крупнейшего туристического холдинга Восточной Сибири "Истлэнд", сегодня является одним из ведущих перевозчиков региона. При действующем флоте в 24 воздушных судна (10 вертолетов Ми-8Т, 2 Ми-8МТВ, 6 Ан-24, 2 Ан-26-100 и 4 Ан-2), перевозчик осуществляет ежемесячно около 130 рейсов, прежде всего по Иркутской области. Кроме того, в состав авиакомпании входит авиационно-техническая база, которая является крупнейшим провайдером услуг по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) для самолетов марки "Антонов".

Объем пассажирских перевозок, выполняемых на самолетах Ан-24 и Ан-26, в последние годы оставался достаточно стабильным: несмотря на рост спроса, существующий флот не позволял решать задачи по повышению мобильности населения в регионе, так как его возможности в части межрегиональных перелетов и полетов на местных линиях протяженностью 300-500 км были ограничены. Исходя из этого в рамках инвестиционного проекта "Модернизация парка региональных воздушных судов", осуществляемого при поддержке областного правительства, было принято решение сделать ставку на современные самолеты, отвечающие перспективным требованиям авиационных властей.

По мнению генерального директора авиакомпании Анатолия Юртаева, в сегменте полетов на дальность от 1 тыс. км до 3 тыс. км наиболее подходящими видятся 75-местные лайнеры Ан-148, однако в качестве альтернативного варианта в регионе используются и 50-местные Bombardier CRJ-200. Выбор в пользу отечественного самолета был обоснован тем, что он сегодня выпускается серийно. "Когда мы выбирали тип (воздушного судна - "АвиаПорт"), оптимальный для наших целей, мы исходили из того, что берем самолеты в финансовый лизинг на 15 лет. И это должен быть новый самолет, чтобы в конце периода лизинга мы получили продукт с остаточной стоимостью. Поэтому из линейки своих предпочтений сразу выбросили самолеты, которые уже не выпускаются, либо имеют большой срок амортизации", - отметил он.

В сегменте полетов из областного центра в районные центры области, а для него характерны дальности от 500 до 1000 км, среди подходящих типов воздушных судов выделены Ан-24 (и потенциально Ан-140), ATR-42, ATR-72 и Bombardier Q400. Наконец, на местных линиях, по мнению специалистов компании, могут найти применение и Ан-2, и более вместительные Cessna Grand Caravan и L-410. Учитывая, что по техническим и экономическим причинам сегодня замена Ан-24 на современные типы связана с большими трудностями, акционеры и менеджмент перевозчика приняли решение сделать ставку на приобретение воздушных судов, подходящих для межрегиональных маршрутов, соединяющих столицы субъектов РФ.

Основные условия поставки 10 самолетов Ан-148-100Е в период 2012-2015 гг. были согласованы ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) и ОАО "Авиакомпания "Ангара" в середине июля 2011 года на совещании у губернатора Иркутской области, посвященном развитию парка авиакомпаний Восточной Сибири. Уже в марте 2012 года перевозчик сообщил о том, что теоретическую и тренажерную подготовку прошли первые 10 пилотов. В мае того же года был подписан твердый контракт на поставку первых трех бортов, начало поставок было запланировано на сентябрь. Однако прибытие самолетов в Иркутск было задержано из-за проведения ряда доработок, связанных с обеспечением эксплуатации в условиях, характерных для региона, в частности - посадки на грунтовые взлетно-посадочные полосы. Кроме того, с учетом опыта эксплуатации самолета в авиакомпаниях "Россия" и "Полет", осуществления регулярных рейсов в аэропорты Западной Сибири, были проведены специальные мероприятия, прежде всего обогрев дверей и люков, что позволяет исключить их примерзание после посадки. В результате первый лайнер прибыл в аэропорт Иркутска 29 октября, совершив беспосадочный перелет из Воронежа за 5 часов 25 минут.

Второй лайнер также принят авиакомпанией, вскоре он перелетит в Иркутск. Третий законтрактованный самолет будет передан заказчику в середине ноября. Как отметил А.Юртаев, получив первые три самолета, перевозчик включит их в свидетельство эксплуатанта и сможет уже в середине декабря начать полеты на новых машинах. "Мы планируем приступить к коммерческим полетам (на Ан-148 - "АвиаПорт") с 15 декабря 2012 года. Сейчас идут процедуры сертификации, как правило, они занимают порядка двух месяцев. Но так как мы очень тесно работаем, и к нам с пониманием относятся представители Росавиации, рассчитываем эту процедуру максимально ускорить", - сказал он.

Что касается дальнейших поставок, то они состоятся весной и осенью 2013 года, рассказал заместитель генерального директора ИФК Андрей Лебединец. "Четвертая машина планируется к поставке в следующем году, к летнему сезону. А в конце лета - осенью будет пятая машина", - уточнил он.

Реализация сделки была бы невозможна без поддержки областного правительства. Так в рамках инвестпроекта на оплату авансовых платежей за первые три самолета Ан-148 были перечислены 132,7 млн рублей. До конца 2012 года, также из регионального бюджета, планируется возместить часть затрат на уплату лизинговых платежей в размере 10,5 млн рублей. Фактически, данные меры позволили обеспечить сделке уровень поддержки, сходный с недействующим сейчас механизмом, предусмотренным постановлением правительства №466 и не распространенным на самолеты размерности Ан-148 постановлением правительства №1212. Кроме того, непосредственно во время пресс-конференции, посвященной прибытию в Иркутск первого самолета, генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Иркутск" Константин Былинин сделал своему бизнес-партнеру - авиакомпании "Ангара" - подарок в виде скидки на обслуживание воздушного судна в 2013 году. "Мы приняли решение предоставить скидку для данного воздушного судна в течение следующего года в размере 30% на взлет-посадку, стоянку воздушных судов", - сказал он.

До самых до окраин

По словам А.Юртаева новые самолеты будут базироваться в Иркутске. Первоначально одно воздушное судно будет выполнять полеты в западном направлении, например ежедневный рейс в Новосибирск. Также планируются полеты в Мирный. Еще один самолет будет обслуживать северное и восточное направление - Хабаровск, Якутск и Благовещенск. Наконец, третий борт будет резервировать первые, а также выполнять полеты по региону, например в Усть-Кут.

Накопив опыт эксплуатации и подготовив достаточное количество экипажей, перевозчик рассчитывает с прибытием четвертого и пятого бортов приступить к полетам в регион Юго-Восточной Азии. А.Лебединец подчеркнул, что с полной коммерческой загрузкой самолет вполне может "достать" до городов Южной Кореи, Японии и Южного Китая. Но начало полетов по международной сети увязывается не только с получением дополнительных воздушных судов, но и с оформлением допуска к международным полетам. Как рассказал А.Юртаев, ранее компания располагала таким допуском, однако после введения строгих требований по наличию на самолетах специального оборудования и систем такие полеты были прекращены, и Росавиация приостановила действие документа. "Поэтому мы сейчас реализуем план мероприятий по получению международного допуска, - сказал гендиректор. - Пока начнем с чартерных полетов".

Для расширения сети маршрутов необходимо решить две ключевых задачи: подготовить необходимое количество экипажей и подготовить наземную инфраструктуру аэропортов Восточной Сибири и смежных регионов. И если первая задача под силу самому перевозчику, то по второй требуется участие как федеральных, так и местных властей.

По словам А.Юртаева, 20 пилотов авиакомпании уже прошли теоретическую подготовку, а также завершили курс обучения на принадлежащем ИФК тренажере Ан-148, установленном в учебном центре S7 Training. Более того, семеро из них уже введено в строй. "В настоящее время у нас подготовлено семь пилотов, из них два командира и пять - вторых пилотов, - говорит руководитель авиакомпании. - Часть пилотов мы вводим в авиакомпании "Россия", а часть вторых пилотов и командиров - на Украине, эту работу нам согласовал Александр Нерадько". Однако даже возможностей инструкторского состава в двух странах пока недостаточно для того, чтобы интенсивно готовить пилотов. "Мы рассчитывали ускоренными темпами подготовить экипажи в авиакомпании "Россия", но там тоже начали вводить в строй пилотов, так как правительственный отряд купил два самолета, МЧС еще два", - констатирует генеральный директор. Всего же на три воздушных судна, по мнению А.Юртаева, к летнему сезону 2013 года удастся подготовить 10-12 экипажей, при том что желательно иметь 15 экипажей.

Восстановление наземной инфраструктуры является обязательным условием для развития авиационных перевозок, прежде всего - на местных линиях. И правительство Приангарья рассматривает ряд мер поддержки, которые будут содействовать успешной эксплуатации самолетов Ан-148, а в будущем - и других машин. Это и содействие в переоснащении инфраструктуры малых аэропортов под прием нового воздушного судна, и улучшение их аэронавигационного обеспечения во избежание задержек рейсов по погодным условиям.

По словам Артура Сулейменова, руководителя Восточно-Сибирского Межрегионального территориального управления ФАВТ, все подконтрольные управлению аэропорты, которые имеют искусственное покрытие, допущены к приему Ан-148, за исключением аэропорта Усть-Кут. Впрочем, и тот вскоре получит соответствующий допуск.

Что же касается других аэродромов, то главной инициативой остается создание Федерального казенного предприятия "Аэропорты Восточной Сибири", которое должно объединить 72 объекта в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье. В Приангарье это, прежде всего, аэропорты Нижнеудинска, Ербогачена, Киренска и Мамы. По ряду аэродромов ведутся переговоры о включении их в Федеральную целевую программу с целью получения средств на строительство взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием. Прежде всего, полагает А.Сулейменов, ИВПП должна появиться в динамично развивающемся Бодайбо. "Это уже просто необходимость, мы будем ставить вопрос перед правительством, перед Росавиацией о том, чтобы аэропорт Бодайбо вошел в Федеральную целевую программу", - отметил он. Пока же в центр золотодобычи можно летать на реактивной технике зимой, на укатанный снег, это вполне по силам Ан-148.

Несмотря на то, что ряд населенных пунктов не может генерировать пассажиропоток, достаточный для полетов на Ан-148, они также важны с точки зрения обеспечения мобильности населения, и вопрос об открытии полетов туда остается на повестке дня и у местных властей, и у авиаперевозчиков. Так в ближайшем будущем планируется открытие посадочной площадки в Казачинском и Железногорске.

Ставка на свои силы

Бизнес-план авиакомпании по проекту приобретения "Анов" предусматривает среднемесячный налет на уровне 220-230 часов. Это заметно меньше, чем в авиакомпании "Россия", которая демонстрирует устойчивый налет свыше 300 часов на борт. Однако надо принять во внимание, что режим работы многих аэродромов в регионе не позволяет выполнять полеты в темное время суток. И, что немаловажно, эксплуатация в сложных природно-климатических условиях будет серьезным испытанием и для техники, и для персонала.

Тем не менее, даже для достижения таких показателей требуется серьезная техническая поддержка, и здесь авиаперевозчик делает ставку на самостоятельное обслуживание парка. Сегодня в составе компании действует АТБ - одна из крупнейших за Уралом. Специализация - самолеты Антонова, почти постоянно в ангаре находится турбовинтовая техника этого производителя. Сейчас же, совместно с ИФК, компания осваивает обслуживание нового типа.

Теоретическую подготовку прошел 51 специалист компании, а 40 человек из них уже отстажировались в авиакомпании "Россия". Сегодня они обладают всеми допусками на проведение оперативного и периодического технического обслуживания, включая такие работы, как замена маршевого двигателя и ВСУ. Еще одна группа завершает стажировку, и скоро сможет приступить к работе. Однако пока остается открытым вопрос о сертификации организации по ТОиР. По словам А.Юртаева, сама АТБ неплохо оснащена, она в состоянии принять одновременно два ВС размерности Ан-148. Однако необходимая контрольно-поверочная аппаратура только прибывает вместе с новыми бортами, и потребуется определенное время, чтобы собрать весь комплект средств обслуживания. Впрочем, уверен руководитель компании, к 15 ноября это удастся сделать.

На первых порах помогать местным специалистам обслуживать новую технику будут работники гарантийной бригады воронежского авиазавода. "Может быть, часть персонала с допусками мы возьмем на работу как минимум на полгода, - рассуждает А.Юртаев. - Особенно нам важны специалисты по авионике - ведь машина цифровая".

Необходимо отметить, что "Ангара" решила изначально подстраховаться от возможных проблем на этапе освоения новой техники. Так самолеты поставляются с гарантией три года. Несколько меньше гарантия на двигатель, однако с производителем - АО "Мотор Сич" - достигнута договоренность об эксплуатации с оплатой за летный час. "Мы изучили проблемы, которые были у "России" и "Полета", и пошли по абсолютно логичному варианту, то есть с первого дня эксплуатации делаем отчисления с летного часа, - говорит А.Юртаев. - Лучше понемногу платить с самого начала, чем потом все это вылезет после гарантийного срока". Но чтобы возможные отказы не приводили к простоям, компания также ведет переговоры с ИФК о том, чтобы разместить в Иркутске резервный двигатель и ВСУ.

Не самолетами едиными

Кроме ближнемагистральных самолетов, перевозчик должен в ближайшее время приобрести самолеты для региональных и местных линий. Правительство области готово активно поддерживать развитие малой авиации, в том числе субсидиями на выполнение полетов, и затягивать с покупкой новых машин нельзя. В то же время, проекты по пополнению флота весьма затратны: "каждый проект стоит от 300 млн рублей в год, любой, даже Cessna. Так что несколько сразу мы не потянем", - дополняет руководитель. "Мы еще серьезно занимаемся вертолетной тематикой, об этом тоже нужно думать, тоже нужно обновлять парк, - говорит А.Юртаев. - Востребованность вертолетных работ высока, да и рентабельность работы хорошая". Сегодня компания ведет переговоры о приобретении Ми-171 производства Улан-Удэнского вертолетного завода, не исключается и закупка более легких машин.

Но специалисты авиакомпании полагают, что развитие флота не ограничится первыми пятью Ан-148-100Е. "К нам обращаются представители крупных сибирских аэропортов, предлагают базироваться у них. Есть большой поток заявок от нефтяных компаний - им как раз нужна такая размерность для обслуживания вахтовых перевозок", - рассказывает Дмитрий Мясников, курирующий в компании новый самолет. В принципе, нельзя исключить и приобретение более крупного Ан-158: как отметил А.Юртаев, "самолет нам крайне интересен, мы очень сильно присматриваемся к нему. Но он, к сожалению, производится только на Украине, и те меры поддержки, которые действуют в Российской Федерации, к нему могут не применяться"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка