Опубликовано: 19.12.2012, 17:35
 

Импортозамещение в деталях


[image]

Вертолетный двигатель ВК-2500, собранный полностью из отечественных комплектующих, успешно прошел испытания на ОАО "Климов". К 2015 году санкт-петербургское предприятие планирует выйти на объем производства в 500 таких моторов в год. Однако совершить полное импортозамещение в поставках "Вертолетам России" пока не удастся.

Испытания первого вертолетного двигателя ВК-2500, полностью собранного из российских комплектующих, начались на производственной площадке завода "Климов" в Шувалово 18 декабря 2012 года. Первые запуски прошли успешно. По данным предприятия, потребуется еще пару месяцев, чтобы подтвердить ресурс 1,5 тыс. часов, после чего можно будет приступить к серийному производству мотора, который устанавливается на самые покупаемые вертолеты российского производства: Ми-8/17, Ка-52, Ми-28, Ми-24/35.

ВК-2500 - это модификация разработанного в 1970-х годах ОКБ им. Климова двигателя ТВ3-117ВМА, обладающая повышенной мощностью и увеличенным ресурсом. Производство двигателей было размещено в Запорожье, на заводе "Мотор Сич", который на сегодняшний день является основным поставщиком двигателей для российских машин. Сборка ВК-2500 была организована и на санкт-петербургском предприятии, но завод был зависим от зарубежных поставщиков комплектующих.

Тестируемый на заводе "Климов" ВК-2500 конструктивно не отличается от производимых ранее, однако собран полностью из российских деталей. Пресс-служба завода отмечает, что отечественные комплектующие не отличаются от аналогов по качеству и надежности. Стоимость одного двигателя ВК-2500 составляет 22-25 млн рублей, и на предприятии "Климов" заверяют, что двигатель из российских комплектующих не будет стоить дороже. В кооперацию по производству двигателя входят ММП имени Чернышева, Уральский завод гражданской авиации, "Красный Октябрь", КМПО и УМПО. В 2013 году санкт-петербургское предприятие планирует выпустить 50 новых ВК-2500, а уже к 2015 году нарастить объемы производства до 500 двигателей в год.

"Новое производство соответствует самым высоким требованиям и воплощает в себе ряд инновационных решений, позволяющих создать в Санкт-Петербурге центр газотурбинного двигателестроения мирового уровня", - заявлял ранее генеральный директор УК "Объединенная двигателестроительная корпорация", в которую входит и "Климов", Владислав Масалов. По его словам, серийное производство ВК-2500 включено в программу импортозамещения.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин также отмечает назревшую необходимость отечественного производства таких двигателей, называя этот шаг "серьезным прорывом". Он отмечает, что возможность такой кооперации стала результатом ФЦП по развитию оборонно-промышленного комплекса.

Россия является традиционным покупателем двигателей украинского производства, но в последнее время доля "Мотор Сич" на российском рынке сокращается. Если в 2009 году она составляла около 50%, то в 2010 году она снизилась до 30%. Однако окончательно отказываться от украинских поставок двигателей Россия не планирует. Предполагается, что "Мотор Сич" будет работать с коммерческими заказами, а российские комплектующие будут обеспечивать госзаказ. Планы по совместной работе двух предприятий на рынке вполне осуществимы. Только в 2011 году Россия поставила заказчикам 262 вертолета. В ближайшие же годы корпорация прогнозирует существенный рост объема поставок. Сейчас Россия активно работает по крупным контрактам по поставке вертолетов с двигателями ВК-2500 в Индию и Китай.

Локализация производства ВК-2500 - не единственный в 2012 году крупный проект ОДК по вертолетным двигателям. В этом году "Климов" завершил лицензирование ремонтного производства вертолетных двигателей ТВ3-117ВМ серии 02 на базе египетского предприятия ABECO (Arab British Engine Co.). В перспективе на базе ABECO будет организовано ремонтное производство двигателей ВК-2500. Контракт на лицензионное капитальное ремонтное производство вертолетных двигателей ТВ3-117/ВК-2500 был подписан и с китайской компанией China Taly Aviation Technologies Corp. Производство организовано на базе государственного машиностроительного завода "Цзианьцзян", расположенного в городе Ченду. Еще один аналогичный проект в рамках ОДК может быть запущен в Венесуэле.

 
Ссылки по теме:
Материал «Импортозамещение в деталях» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: МОТОР СИЧ, Уральский завод гражданской авиации, Климов, Казанское моторостроительное производственное объединение, Красный Октябрь, Ка-52, Ми-28, Рогозин Дмитрий, Масалов Владислав, Ми-8, Объединенная двигателестроительная корпорация, Самолетостроение, МОТОР СИЧ, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Ми-8/17 (в процессе тестирования)