О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бюджет поможет полетам в Приволжье

Правительство РФ утвердило правила предоставления субсидий на авиаперевозки в ПФО. На совещании в Самаре были озвучены параметры программы и заявлено о конкурсе по выбору основного перевозчика

Правительство РФ утвердило правила предоставления субсидий на авиаперевозки в Приволжском федеральном округе (ПФО). На прошедшем в пятницу совещании в Самаре были озвучены параметры программы и заявлено о грядущем конкурсе по выбору основного перевозчика, которого власти обещают назвать 10 марта.

По бюджетам поскрести

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев 16 января 2013 года подписал постановление "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе". Документ призван сформировать условия для повышения транспортной мобильности экономически активного населения Приволжья. Благодаря его реализации в Поволжье должны появиться удобные маршруты, на которых тарифы для всех категорий граждан Российской Федерации будут субсидироваться из средств федерального и региональных бюджетов: пассажир будет оплачивать лишь половину стоимости билета экономического класса, остаток суммы будет возмещаться из средств программы.

Программа будет действовать в период с 1 апреля по 30 ноября 2013 года. Из федерального бюджета на цели программы направлено 300 млн рублей. В свою очередь, из бюджетов регионов, в зависимости от количества и частотности выполняемых рейсов, будет выделено от 4 до 57 млн рублей, в сумме субъекты ПФО должны набрать еще 300 млн рублей.

По мнению разработчиков программы, реализация пилотного проекта позволит существенно увеличить количество направлений, по которым будут осуществляться полеты. Если в 2012 году в пределах ПФО было всего 10 линий, обслуживаемых авиатранспортом, то после запуска программы их число достигнет 114 - именно столько маршрутов будет поддержано субсидиями. Среди них - как прямые рейсы, так и трансферные через региональные хабы - Самару, Казань и Уфу.

По словам полпреда президента РФ в ПФО Михаила Бабича, программы субсидирования тарифов реализовывались и на Дальнем Востоке, и в Калининградской области. "Но данный проект подразумевает целый ряд новаций, - рассказал он. - Принципиальное отличие этой программы состоит в том, что мы сняли все возрастные ограничения с категорий пассажиров, которых будут перевозить региональные компании. Тем самым мы создаем предпосылки к тому, чтобы льготами пользовались не только социально незащищенные граждане, а экономически активное население страны".

Как считали?

"Почти девять месяцев мы разрабатывали эту программу, - сказал на совещании в Самаре М.Бабич. - Свои предложения по проекту мы докладывали председателю правительства РФ, по поручению которого органы исполнительной власти приступили к ее разработке, и 16 января было подписано постановление правительства под знаковым номером "один" об утверждении пилотной версии этой программы". Остальное зависит от субъектов федерации, которые должны обеспечить его софинансирование, напоминает полпред.

Выбор Приволжского федерального округа для реализации данного проекта был обусловлен объективными факторами, напомнил министр транспорта РФ Максим Соколов: в ПФО проживает 21,3% населения России. При этом в структуре пассажирских авиационных перевозок на долю округа приходится только 7,1% общего объема авиаперевозок.

По внутрирегиональным авиаперевозкам ПФО также отстает от многих федеральных округов. Объем внутренних авиаперевозок в округе сократился с 1 млн 823 тыс. пассажиров в 1991 г. до 41,7 тыс. пассажиров в 2012 г. Всего за последние 30 лет объемы региональных перевозок в ПФО упали почти в 50 раз.

В пояснительной записке к постановлению говорится, что сейчас в округе на линиях протяженностью 300-600 км удельный вес воздушного транспорта в общем объеме перевозок составляет 6%. На линиях в диапазоне дальности 600-1000 км он достигает 12%. При планировании объемов перевозок на воздушных линиях специалисты Минтранса использовали прогноз, в соответствии с которым имеющийся потенциальный спрос на воздушные перевозки будет реализован на прямых маршрутах на 65%, на трансферных маршрутах с одной посадкой - на 30%. В результате, в проект были включены 37 прямых маршрутов, прогнозируемый пассажиропоток на которых будет достаточен для организации воздушного сообщения между городами с частотой не менее одного рейса в неделю при коэффициенте занятости пассажирских кресел на уровне не менее 75%.

Объем субсидирования авиаперевозок был рассчитан по итогам анализа железнодорожного сообщения в округе. "Мировой опыт развития транспортных систем показывает, что для обеспечения эффективного взаимодействия воздушного и железнодорожного видов транспорта тариф на воздушную перевозку не должен превышать минимальный железнодорожный тариф на перевозку в вагонах купе и СВ более чем в 1,5-1,7 раза", - говорится в пояснительной записке.

Механизм субсидирования предполагает, что пассажир из собственных средств будет платить в среднем 3255 рублей за час полета, что составит 50% стоимости расчетного тарифа. Это примерно в 1,63 раза дороже, чем при поездке по железной дороге. Оставшуюся часть средств за перевозку авиакомпании получат в равных долях из средств федерального и регионального бюджетов.

Согласно пояснительной записке, по сниженным ценам билеты смогут купить только граждане Российской Федерации. Для реализации этого решения перевозчикам потребуется ввести специальные тарифы. По итогам каждого месяца авиакомпания будет отчитываться о количестве проданных авиабилетов на субсидированных маршрутах, и в течение нескольких дней расчетный объем субсидии возвратят на счет авиакомпании, говорят в Росавиации. В пресс-службе "Трансаэро", активного участника программы субсидирования пассажирских перевозок на Дальнем Востоке, "АвиаПорту" сказали, что за все время действия проекта в ДФО задержек с выплатами по программе не было ни разу.

Кто полетит?

Особенность проекта в том, что отбор основного перевозчика будет проводиться на конкурсной основе. При этом основной перевозчик сможет привлекать к работе на маршрутах "субподрядчиков", обеспечивая перевозки по специальному тарифу по всем субсидируемым маршрутам. Заниматься конкурсным отбором авиаперевозчика будет специальная комиссия, конкурсную документацию будут готовить в Росавиации.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта выбирать авиаперевозчика из подавших заявки на конкурс будут по трем основным критериям: частоте выполнения рейсов, количеству ВС отечественного производства и выполнению воздушных перевозок по большему количеству субсидированных маршрутов самостоятельно. При прочих равных победителем конкурса станет компания, подавшая заявку первой. Росавиация планирует определить базового перевозчика до 10 марта текущего года.

По информации "АвиаПорта", участие в конкурсе планируют принять минимум три авиакомпании: Dexter, "ЮТэйр" и "Татарстан". Фаворитом гонки за госсубсидии рассчитывает стать авиакомпания "Татарстан", которая с прошлого года пытается консолидировать авиаперевозчиков ПФО в единый альянс. У перевозчика уже есть готовая схема развития маршрутной сети в ПФО, основанная на привязке региональных рейсов к популярным зарубежным, чтобы можно было собирать не только поток пассажиров из, к примеру, Магнитогорска в Самару, но и из Магнитогорска в Прагу (из Самары в Чехию летает Czech Airlines).

План по организации полетов и наличие предварительных договоренностей о сотрудничестве с авиакомпаниями округа позволит казанскому перевозчику выиграть гонку. Однако 50-местные CRJ-200, на которые делает ставку "Татарстан", по мнению экспертов авиарынка будут невыгодными на маршрутах внутри округа. "Здесь нужен малый винтовой самолет примерно на 15 мест, таких бортов нет ни у кого из вышеназыванных авиакомпаний. Таким образом, все конкурсанты могут остаться без прибыли", - говорит источник "АвиаПорта" в самарской авиаиндустрии. Впрочем, в авиакомпании "Татарстан" уверены, что их воздушные суда будут оптимальны на маршрутах внутри округа: правда новым маршрутам для достижения запланированного в программе коэффициента заполнения кресел потребуется некоторое время на раскатку.

Компания "Руслайн", один из потенциальных участников конкурса, уже отказалась от участия в конкурсе именно по причине того, что эксплуатирует суда неподходящей размерности: как и у "Татарстана", в парке "Руслайна" 50-местные CRJ. "У нас нет подходящих под программу воздушных судов, - комментирует "АвиаПорту" генеральный директор "Руслайна" Леонид Мохов. - Программа составлена под самолеты 8-9-местной размерности". По его мнению, воздушные суда большей размерности на предложенных Минтрансом маршрутах будут приносить убытки. Однако в Росавиации отмечают, что не стоит опасаться того, что какие-то из направлений субсидированных перевозок могут оказаться убыточными: то, что проект является пилотным, подразумевает достаточное пространство для маневра в таких ситуациях.

А авиакомпания "Эйр Самара" в конкурсе принять участие не сможет: в бюджете Самарской области на 2013 год денег на закупку лайнеров не предусмотрено. В руководстве авиаперевозчика, который пока существует только на бумаге, рассчитывают на профицит бюджета и его итоговый пересмотр в сторону покупки воздушных судов, однако это произойдет не в ближайшее время. И даже если успешно завершится процесс объединения с "Авиалиниями Мордовии", пяти воздушных судов (из которых одно "приземлено"), не хватит, чтобы составить конкуренцию остальным конкурсантам. Ранее ряд СМИ также писал, что развивать региональные перевозки в ПФО будет "Ренова", планирующая создать базового авиаперевозчика для реконструируемого аэропорта "Курумоч". Однако в самом холдинге эти слухи опровергают....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка