Источник: Екатерина Панова // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 21.01.2013, 20:43
 

Первый вице-премьер сватает "Аэрофлот"

Игорь Шувалов не исключает продажи госпакета акций стратегическому инвестору


[image]

Акции крупнейшего российского перевозчика - ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" - могут быть проданы стратегическому инвестору в ходе приватизации, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Предполагается, что до 2016 года государство продаст все свои активы в компании - 51,17% акций. "В ходе приватизации "Аэрофлот" должен перейти под контроль стратега, который сможет развивать авиакомпанию, - сказал И.Шувалов в интервью агентству Bloomberg. - Главное, чтобы не пришел стратег, который их убьет как конкурента".

Продать нельзя оставить

Приватизация "Аэрофлота" - история долгоиграющая. Ежегодно высокопоставленные чиновники говорят о том, что государство расстанется со своим пакетом, полностью или частично. Однако даже включение компании в прогнозный план приватизации не означает, что это произойдет: год из года Росимущество остается в числе акционеров, владея 51,17% акций компании. Также из года в год не меняется причина, по которой приватизация преждевременна: традиционно рыночная ситуация плохая, и за авиакомпанию нельзя выручить столько, сколько она реально стоит.

Правда, последовательно меняются цели продажи госпакета. Если ранее сделка должна была помочь решить проблемы бюджета, то теперь все чаще чиновники говорят о приватизации как об инструменте повышения эффективности компании. В частности, именно так в 2012 году экс-министр финансов Алексей Кудрин мотивировал необходимость расставания с "Аэрофлотом".

То обстоятельство, что оставшись без опеки со стороны государства, авиакомпания сможет повысить свою эффективность, представляется акционеру "Аэрофлота", бизнесмену и банкиру Александру Лебедеву вполне логичным. "Мы же видим, как развиваются частные компании: "Сибирь" или "Трансаэро". Немного поэффективнее "Аэрофлота" - они лучше считают деньги. Хотя "Аэрофлот" - хороший пример государственного контроля, что у нас не часто бывает", - рассуждает А.Лебедев. Акционер также полагает, что продажа стратегическому инвестору поможет компании избавиться от политических решений государства, не всегда выгодных с точки зрения бизнеса: "Не будут "прилетать" от государства неэффективные решения: от выноса пролетных денег на какие-то сомнительные потребности Минтранса до "фокусов" с "Дримлайнерами". В свое время был контракт гораздо более выгодный, чем сегодня, потом от него зачем-то отказались по политическим соображениям. Переподписали на гораздо менее выгодных условиях. Частные акционеры заставят компанию быть еще более эффективной, чем сегодня", - говорит он в интервью "АвиаПорту". При этом А.Лебедев полагает, что государство должно выйти из капитала компании в течение 5-6 лет, хотя и не исключает, что целесообразно оставить золотую акцию.

Также не бросать авиакомпанию призывает председатель правления Avia Solutions Group Гядиминас Жемялис. "Если бы я был из тех людей, которые принимают решения, государству вполне хватило бы и 34% акций - это большой блокирующий пакет, оно могло остаться довольно влиятельным акционером. В то же время компания была бы коммерциализирована до того уровня, который ей нужен. Если государство имеет меньше этого пакета, не целесообразно оставаться акционером", - считает он.

Г.Жемялис напоминает, что во всех прибыльных и стабильных авиакомпаниях Европы так или иначе присутствует государство: и в British Airways, и в Lufthansa, и в KLM. В свою очередь, без государственного внимания и поддержки бизнес может довольно быстро стать нерентабельным.

Впрочем, с тезисом о повышении эффективности в случае приватизации согласны не все эксперты. Некоторые аналитики заявляют, чтобы компания была инвестиционно-привлекательной, должны произойти изменения как внутри, так и вовне - с точки зрения законодательства. Поэтому чиновникам стоит в ближайшие год-два провести реформы, которые будут способствовать росту доходности авиационной отрасли. При таких условиях госпакет "Аэрофлота" будет интересен частным инвесторам. "Сейчас компания стоит 57 млрд рублей. А исходя из текущих финансовых показателей, справедливая цена на 30% выше. Если со стороны государства будут реализованы действия, которые приведут к увеличению выручки, компания может стоить ещё дороже", - рассуждает аналитик компании БКС Игорь Краевский.

Также он отмечает, что главная задача "Аэрофлота" на сегодня - структурировать свою работу с региональными компаниями, которые влились в группу "Аэрофлот" после передачи от "Ростехнологий". Их нужно выводить на самоокупаемость. Г.Жемялис из Avia Solutions Group также полагает, что присоединенные компании еще не достигли своего пика развития. В частности, они еще меняют свой флот. Некому пока реализовывать программу развития региональных перевозок. Не решен вопрос о создании единой компании на Дальнем Востоке.

Выгоды стратегического партнера

Как представители компании, так и эксперты рынка считают акции национального перевозчика существенно недооцененными, в связи с чем продажа именно стратегическому инвестору представляется обоснованным шагом. Только таким образом можно получить справедливую цену. С другой стороны, есть опасения, что компания утратит самостоятельность.

Гендиректор компании Виталий Савельев летом 2012 года говорил, что сделка со стратегическим инвестором может быть целесообразной - это позволит продать бумаги со значительной премией. При этом, по его словам, государству стоило бы сохранить за собой пакет в 25% плюс одна акция, по крайней мере на первом этапе приватизации. Кроме того, продавать компанию до 2016 года, по мнению генерального директора, не целесообразно.

"В данном случае логика правительства - сохранить курс, который сейчас принят "Аэрофлотом", при этом реализовать программу приватизации, продав актив с премией к текущей цене. Для достижения этих целей схема продажа стратегическому инвестору подходит лучше всего", - говорит аналитик Инвесткафе Андрей Шенк.

"Аэрофлот" давно включен в приватизационный лист. В текущей рыночной конъюнктуре провести открытое размещение практически невозможно. Наиболее потенциальная продажа, которая возможна - продажа стратегическому инвестору", - считает Игорь Краевский из БКС.

С другой стороны, многое будет зависеть от того, в чьи руки попадет "Аэрофлот". Крупная европейская компания, например, профильный инвестор, мог бы привнести новые стандарты управления. Если же компания достанется российской госструктуре, то изменений не произойдет, отмечают собеседники "АвиаПорта".

Также эксперты настаивают, что, рассуждая о продаже компании, не стоит забывать о ее инфраструктурной и социальной функциях: "Аэрофлот" нельзя рассматривать исключительно как бизнес-структуру. Таким образом, есть некоторая логика в том, чтобы государство оставило часть активов за собой.

Список претендентов

Что касается покупателя, желающих может быть много, полагают эксперты. Стратегическим покупателем, считает А.Лебедев, может стать любая крупная мировая компания, в первую очередь интерес к "Аэрофлоту" проявят компании-партнеры по альянсу SkyTeam.

Правда, И.Краевский из БКС не считает такой вариант допустимым. По его мнению, государство вряд ли пойдёт на приватизацию в полном смысле слова. Есть вероятность, что госпакет будет продан ВЭБ. "На данный момент под приватизацией государство рассматривает даже реализацию пакета "Внешэкономбанку". С точки зрения чиновников, это выглядит как приватизация, но, по сути, перекладывание денег из одного кармана в другой. Вряд ли государство решить потерять контроль и передаст свою часть пакета какой-то крупной западной авиакомпании. Возможно, это будет кто-то из таких олигархических структур", - рассуждает эксперт.

 
Ссылки по теме:
Материал «Первый вице-премьер сватает "Аэрофлот"» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Авиа Солюшенс Груп, Аэрофлот - российские авиалинии, Савельев Виталий, Шувалов Игорь, Кудрин Алексей (в процессе тестирования)