О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"По значимости NDC будет подобна электронному билету"

Каковы прогнозы на будущее, какие проекты реализует ассоциация, что привнесет новая модель дистрибуции NDC - рассказал региональный директор IATA в России и СНГ Д.Шамраев

Инициатива Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association, IATA), направленная на упрощение бизнеса, уже сейчас позволяет авиакомпаниям ежегодно экономить свыше $18 млрд. Однако это обстоятельство не дает перевозчикам основания уверенно смотреть в будущее - ведь многочисленные поставщики услуг успешно забирают себе почти всю прибыль авиаотрасли. Каковы прогнозы на будущее, какие проекты реализует ассоциация, что привнесет новая модель дистрибуции NDC - об этом корреспонденту "АвиаПорта" рассказал региональный директор IATA в России и СНГ Дмитрий Шамраев.

- Мировая экономика выбралась из финансового кризиса 2008-2009 годов, цены на нефть стабилизировались. Как на это отреагировала авиаиндустрия?

- Совсем недавно мы скорректировали оценку по отрасли на 2012 и прогноз на 2013 годы. Если говорить о совокупной прибыли авиакомпаний, то в нынешнем году перевозчики заработают $8,4 млрд против $6,7 млрд годом ранее. Напомню, что предыдущий прогноз был скромнее - $4,1 млрд в 2012, $7,5 млрд - в 2013 году. При этом уровень рентабельности останется низким, всего 1,3% в 2013 году. Если мы говорим об устойчивом развитии отрасли, то нужно зарабатывать 6-7%. Так что ситуация улучшается, но положение дел по-прежнему не самое радужное. При этом мы ожидаем, что в целом перевозки продолжат расти. Оценка результатов 2012 года - рост пассажироперевозок на уровне 5,3% и падение в сегменте грузоперевозок на 2%.

Вообще авиация является индикатором состояния мировой экономики, мы неразрывно с ней связаны. И объемы перевозок, и прибыльность зависят от динамики валового внутреннего продукта. Если проводить макроэкономические параллели, то при росте ВВП свыше 2% в годовом исчислении отрасль прибыльна, когда показатели ниже - мы попадаем в "красную зону".

Что касается цен на нефть, они также существенно влияют на финансовый результат авиакомпаний. Если ранее мы предполагали $110 за баррель, то теперь оценки скорректированы до $109,5. Этот показатель был учтен в наших прогнозах прибыли.

- Тенденции российского рынка отличаются от мировых?

- IATA не ведет статистику по отдельным странам, но хорошо известны данные Росавиации: по пассажиропотоку рост 17,3%, по числу перевезенных пассажиров чуть меньше - 15,4%. В любом случае Россия, входящая в регион Европы, имеет свой тренд. Россия, как и СНГ в целом, растет двузначными цифрами, в то время как на Западе ситуация совсем другая. Я убежден, что тенденция роста в России сохранится и в наступившем году. Для этого есть реальные предпосылки.

- IATA одновременно реализует множество программ, выступая широким фронтом. Какие из них получили наибольшее развитие в минувшем году?

- Действительно, IATA занимается достаточно широким спектром вопросов в авиации, наша деятельность охватывает практически все вопросы, связанные с безопасностью полетов, инфраструктурой, производством полетов, финансами и коммерцией.

Приоритетом ассоциации, конечно, является безопасность полетов. Итоги 2012 года очень неплохие, и в целом по индустрии результаты лучшие за последнее время. Правда, это не в полной мере касается нашего региона.

Отрадно, что ряд инициатив получил дополнительное развитие. Особенно нас радуют подписанные соглашения с ICAO и Евросоюзом об обмене данными по безопасности полетов, созданию так называемого глобального центра по обмену данными об инцидентах, катастрофах и так далее. Это позволяет отслеживать тенденции и оптимизировать работу с востребованной в отрасли информацией.

По программе аудита эксплуатационной безопасности авиакомпаний (IATA Operational Safety Audit, IOSA) сейчас завершается очень важный этап, в который вовлечены, в частности, российские авиакомпании. Все авиакомпании до конца года должны были вывести из своего парка технику, не соответствующую стандарту. У нас были сомнения, что кто-то из авиакомпаний нашего региона не успеет это сделать и потеряет регистрацию авиакомпании в реестре IOSA, и, соответственно, членство в IATA. Но сегодня есть подтверждение, что последние авиакомпании, которые эксплуатировали не соответствующую технику, вывели ее из сертификата эксплуатанта. Это очень большая работа.

Мы также видим прогресс по программе аудита безопасности наземного обслуживания (IATA Safety Audit for Ground Operations, ISAGO). Сейчас в России успешно прошли проверки практически все крупные аэропорты московского узла, которые обеспечивают львиную долю перевозок в стране.

Что касается дальнейшего развития этих инициатив, то по IOSA мы планируем двигаться в сторону постоянного мониторинга состояния безопасности полетов в авиакомпаниях. Эта программа будет развертываться уже с нынешнего года с тем, чтобы обеспечить соответствие стандартам между регулярными проверками, которые будут по-прежнему один раз в два года. Мы хотим, чтобы контроль соблюдения стандартов был менее дискретным, практически постоянным.

Наконец, если измерять по объемам оборота и количеству задействованных специалистов, нашей ведущей программой остается система взаиморасчетов BSP, в которой IATA выполняет роль квази-банка в авиации. $360 млрд - таков общий объем средств, проходящий через наши расчетные системы. Такова оценка доверия к нам авиакомпаний и других участников отрасли в плане оптимизации и проведения взаиморасчетов.

- Одна из инициатив, точнее, целый ряд программ, заметно преобразивших авиатранспортную отрасль в последние годы, - упрощение бизнеса. У всех на слуху электронный билет. Ожидают ли отрасль аналогичные, революционные преобразования в ближайшем будущем?

- Действительно, упрощение бизнеса - это целый ряд проектов: и электронный билет, и Fast Travel, и развитие самообслуживания. Причем здесь мы подразумеваем не только киоски самообслуживания в аэропортах, но и возможность самостоятельного оформления багажа, перерегистрация рейса и так далее. Очень важным событием для авиакомпаний стало введение электронного документа многоцелевого пользования (Electronic Miscellaneous Document, EMD). Как вы знаете, отрасль уже несколько лет назад успешно перешла на электронный билет. Но часть перевозочных документов и в пассажирской, и в грузовой части осталась на твердых носителях. Наша задача состояла в том, чтобы вывести бумагу из оборота, сократить расходы авиакомпаний, улучшить сервис для пассажиров. Через год мы планируем полностью отказаться от бумажных бланков в пассажирских перевозках.

По грузоперевозкам в отношении внедрения электронного документооборота картина не такая радужная. Это связано с тем, что, в отличие от процессов в пассажирском сегменте, здесь в цепочке задействовано достаточно много игроков. Это и таможня, и налоговые органы, контролирующие организации, аэропорты, отправитель и получатель... технологии работы с документами у них до сих пор требуют бумагу. Наша конечная цель в том, чтобы прийти на 100% к электронной грузовой накладной, а плановый показатель на 2013 год - 20% объема грузовых перевозок, которые будут охвачены этой технологией.

Мы очень довольны нашим сотрудничеством с Минтрансом России и тем, как идет подготовка по присоединению к Монреальской конвенции. Это не только даст плюс с точки зрения перевода документов в электронный формат, но и откроет новый формат покрытия рисков пассажиров по ущербу здоровью, багажу и так далее. Проект закона о присоединении к конвенции прошел ряд согласующих министерств, прошел публичные слушания, и находится на завершающем этапе ратификации. Как только это произойдет, мы можем продолжить финализировать те инициативы в области e-Freight, электронного оформления грузоперевозок, которые Минтранс успешно начал в рамках пилотных полетов.

- Летом прошлого года IATA заявила о прогрессе, достигнутом в запуске базового стандарта для системы продажи перевозок нового поколения (New distribution capability, NDC). В чем ее суть?

- Главной причиной и двигателем проекта NDC является необходимость приблизить продукт авиакомпании к потребителю, сделать его более доступным, понятным и удобным. Покупая билет через веб-сайт авиакомпании, пользователь может не только детально оценить услугу, но и сконфигурировать ее: выбрать место в салоне, питание, дополнительные услуги. Образно говоря, вместо табуретки вы покупаете какое-то роскошное или просто удобное кресло. Но когда покупка совершается через он-лайн агентство, или на стойке в офисе агентства, пассажир, как правило, получает только два показателя: класс обслуживания и цену билета. И сравнение альтернативных продуктов пассажир будет проводить по этим двум параметрам, которые, очевидно, не отражают всех свойств услуги. Поэтому основная задача - представить продукт в виде, в каком авиакомпании реально могут его предложить, и сделать это независимо от того, какая техническая платформа используется для коммуникации между авиакомпанией и пассажиром.

Кроме того, при продаже билета через агентства авиакомпания "не видит" пассажира, как своего регулярного потребителя, как известного ей клиента, которому нравится определенное место в салоне - у прохода, а не у окна, и сэндвич с тунцом, а не с мясом. Знание предпочтений клиентов является конкурентным преимуществом, которое сегодня зачастую теряется.

Пожалуй, NDC является попыткой распространить принципы ритейла на продажу перевозок. Мы говорим о дифференциации продукта, в противовес существующей коммодитизации авиаперевозок. Сложность же заключается в том, чтобы процесс представления продукта был наиболее эффективен с точки зрения всех участников. IATA занялась этим вопросом, поскольку наша главная задача - разработка стандартов.

Если вспомнить программу "электронный билет", то на момент ее запуска отдельные авиакомпании имели собственные решения, и проблемы для пассажира были на стыке продукта, когда он пользовался услугами двух перевозчиков. Задача, стоявшая перед IATA - создать единый стандарт и перевести отрасль на единую платформу. Сегодня практически все авиакомпании работают без бумаги и мы, может, уже не думаем об том, какие действуют резолюции, какие документы стоят за электронным билетом. То же самое, в концептуальном смысле, используя современные решения, мы хотим сделать и с процессом продажи. По своей значимости, по магнитуде NDC будет подобна электронному билету, а может и выше.

- Развитие собственных продаж авиакомпаний идет достаточно активно. Насколько сегодня актуально искать решения, которые улучшат представление продукта при агентских продажах?

- Сейчас 60% перевозок продается через традиционные или он-лайн агентства. Мы видим тенденцию роста собственных продаж и ожидаем, что к 2017 году ситуация изменится на 180 градусов - доля продаж через сайты компаний достигнет 59%. Поэтому вопрос не утратит своей актуальности и в будущем.

Другое дело, что реализовать подобные новации стало возможным только сейчас. Если посмотреть, как развивались продажи, длительное время здесь доминировали агентства, которые действовали через глобальные распределительные системы. В прежние времена авиакомпании были просто не в состоянии поддерживать необходимую инфраструктуру: мэйнфреймы, сложные программы, обработку большого массива информации. Сегодня же перевозчики смогли шагнуть вперед, в то время канал продаж через посредников, туристические агентства, и даже он-лайн агентства, работает так же, как и десятки лет назад. Даже если использовать системы поиска билетов и он-лайн агентства, все равно информация о продукте будет скудной, чтобы получить подробности, пассажиру нужно идти на сайт конкретной авиакомпании, и там пытаться уяснять какие-то дополнительные тонкости. Но на помощь пришел XML-протокол - эффективный, позволяющий обмениваться сообщениями качественно и быстро.

- Как будет проходить внедрение NDC? В какой точке "дорожной карты" вы сейчас находитесь?

- В 2012 году мы приняли базовый стандарт. Фактически, это очень небольшой документ, который описывает концепцию программы и ее цели, задачи, основные положения. Кроме того, разработаны первые прототипы. Они дают представление о том, как может выглядеть экран компьютера при продаже перевозок в новой среде.

На нынешний год запланирована детализация стандарта как такового, детализация стандартов XML-сообщений. Кроме того, уже в этом году мы рассчитываем начать пилотные проекты и тестирование первых прикладных решений. До конца года эта фаза будет завершена, в 2014-2016 годах будет происходить анализ достигнутых результатов, коррекция стандартов, после чего к 2017 году должно произойти, как мы это называем, принятие бизнесом новой технологии.

- Известно ли, кто из участников отрасли будет вовлечен в эти пилоты? Есть ли среди первопроходцев российские компании?

- В этой программе будет задействовано очень много игроков. Это не только традиционные и бюджетные авиакомпании, но и GDS, крупные агентства, он-лайн трэвел-агенства, такие компании, как ATPCO и OAG, которые контролируют расписания. Это и ассоциации авиакомпаний, агентств. Наконец, платежные системы, поскольку, что касается продажи через интернет, наибольшее преимущество можно получить с использованием платежных карт.

Поддержка инициативы со стороны авиакомпаний сегодня полная. Самое главное - определиться с ведущими провайдерами услуг, кто будет участвовать из них. Вскоре это должно стать ясно, потому что 24 января в Майами состоится так называемый Travel Trade Gate - совещание с агентствами. Параллельно действует рабочая группа, которая включает авиакомпании, GDS, он-лайн агентства, IT-провайдеров. Она занимается собственно разработкой стандартов.

Что касается российских авиакомпаний, мы детально изучаем возможность их включения в пилоты. Очень надеемся, что это действительно произойдет. Более того, на недавней конференции по маркетингу, которая проходила в Москве, и российские он-лайн агентства выразили желание участвовать в этом процессе.

Я думаю, что ведущие российские перевозчики готовы к сотрудничеству по программе NDC. Они уже продают свои услуги через интернет. Собственно речь идет о том, как распространить уже сделанные вложения в свой собственный сайт на продажи через агентов. Поэтому, с точки зрения авиакомпаний, я не вижу никаких препятствий или сложностей.

- В случае реализации этой инициативы может преобразиться опыт путешественника. Что именно он получит нового?

- Например, прозрачность при сквозной перевозке. К примеру, сейчас вы можете купить на сайте авиакомпании билет самой компании и ее партнеров. На одном сегменте можно оценить продукт, но если нужно взять перевозку, которая включает сегменты других авиакомпаний, то сравнить конкурирующие предложения практически невозможно. Не говоря уже о том, что клиент может комбинировать традиционных и бюджетных перевозчиков, технические платформы которых сегодня несовместимы. Мы же хотим сделать так, чтобы наши стандарты, техническая платформа NDC давала возможность пассажиру приобретать разные билеты в одном месте, и при этом иметь объективную картину обо всех деталях услуги.

Также будет формироваться история взаимоотношений между пассажиром и авиакомпанией. Произойдет персонификация продукта, появится обратная связь.

- Новые возможности представления услуги бросят вызов многим авиакомпаниям. Ведь клиент увидит, что система продаж, к примеру, позволяют выбрать бортовое питание. Но у некоторых перевозчиков выбор сводится к одному - бутерброд либо есть, либо нет. И чтобы не проиграть в конкурентной борьбе, им придется расширять перечень услуг...

- Поэтому мы и говорим, что эта инициатива очень разносторонняя, что она не только дает более полноценный продукт, но она будет способствовать конкуренции. Конкуренции не только между агрегаторами или провайдерами систем GDS. Естественно, NDC будет способствовать конкуренции между ними, кто первый сможет транслировать новые возможности в агентскую среду, которая пока еще сейчас занимает 60% всего объема продаж. Это же коснется и авиакомпаний: кто первым сможет таким образом организовать свой продукт и его подачу, чтобы получить доступ к пассажирам.

- Насколько новый стандарт будет открытым для создания новых категорий услуг и сервисов?

- Еще несколько лет назад внедрить эту инициативу не представлялась возможным. И хотя стандарты, на которые мы будем опираться, изобретены достаточно давно, в авиации для таких целей они не использовались. И это будут открытые стандарты. Они смогут гибко и полноценно описать ассортимент продукции. Собственно, для этого мы и будем детализировать наши резолюции.

В общем-то, подобные решения есть в других отраслях. Мы будем смотреть на то, как это сделали в он-лайн торговле. Сегодня многие миллионы покупок совершаются через интернет, и сайты типа Amazon или другие используют как раз открытые протоколы, дающие возможность очень подробно описать продукт. Мы считаем, что не только авиакомпании, но и он-лайн агентства и GDS к этому готовы. Более того, в каких-то отдельных решениях или с отдельными клиентами они используют эти принципы. Наша задача - распространить передовые наработки на всю отрасль, потому что, в конечном итоге, это принесет пользу для всех....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка