О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Из Петербурга в Москву

Маршрут Москва - Санкт-Петербург является важнейшим внутренним направлением, концентрирующим свыше 7% пассажиропотока на ВВЛ. "АвиаПорт" дает детальный анализ этого рынка

Маршрут между Москвой и Санкт-Петербургом традиционно является важнейшим внутренним trunk route, концентрирующим свыше 7% пассажиропотока на ВВЛ. Пассажиропоток между двумя крупнейшими российскими городами стабильно возрастал более чем десять лет, и даже в кризисном 2009 году, когда перевозки на ВВЛ упали на 9%, на этом маршруте был отмечен десятипроцентный рост. По итогам 2012 года авиаперевозки между аэропортами МАУ и "Пулково" увеличились на 14% и впервые превысили 2,5 млн пассажиров (на ВВЛ в целом рост составил всего 8,1%). Для нескольких авиакомпаний это направление крайне важно как по обслуживанию origin&destination пассажиров, так и с точки зрения трансферного трафика. Разумеется, этот рынок подвержен изменениям, вызванным конкуренцией между перевозчиками, а с декабря 2009 года на этот маршрут воздействует фактор скоростного железнодорожного сообщения.

Классической методикой анализа является сравнение суммарных частот за неделю в летнем и зимнем расписании. Для анализа используются недельные данные в регулярном сообщении с 11 по 17 марта (зимняя навигация 2012/2013 гг.) и с 17 по 23 июня (летняя навигация 2013 г.). Ретроспективно мы обращаемся к аналогичным данным за 18-24 июня 2012 года в целях сопоставления между собой летних расписаний нынешнего и предыдущего годов. Разумеется, в исследовании будет присутствовать некоторая доля допущения, поскольку летнее расписание на 2013 год еще может претерпеть определенные изменения.

В летнем расписании 2013 года недельная частота полетов будет увеличена по сравнению с W12/13 на 10,5% (с 238 до 263 рейсов в одну сторону). По сравнению с S12 года рост составляет всего 2%, что свидетельствует о скептической оценке крупнейшими авиаперевозчиками перспектив рынка внутренних перевозок в этом году (что в целом подтверждается негативными данными за январь). Отметим, что в июне 2011 года средняя занятость выставляемых кресел между Москвой и Петербургом (около 34 тысяч в одну сторону) составила 86%. Это указывает на дефицит провозных емкостей в пиковые даты и интервалы вылетов, что, между прочим, подтверждается и предельной загрузкой утренних и вечерних рейсов "Сапсанов". Таким образом, увеличение предложения всего на 2%, преимущественно за счет внепиковых рейсов, может вовсе не привести к эффективному росту провозной емкости (востребованной пассажирами), с учетом достигнутого в 2012 году коэффициента ЗПК и высокой чувствительности пассажиров на этом направлении к удобству расписания.

За редким исключением, авиакомпании используют на линии среднемагистральный флот из самолетов семейств Boeing 737 и Airbus A320. Средняя вместимость воздушного судна составляет 132 кресла, незначительно изменяясь на протяжении нескольких лет. Лишь "Аэрофлот" и "Россия" на некоторые рейсы ставят региональные воздушные суда SSJ-100 и Ан-148 вместимостью 87 и 68 кресел соответственно.

В летнем расписании просматриваются любопытные тенденции, связанные с перераспределением провозной емкости между авиакомпаниями. Из шести перевозчиков, выполняющих рейсы между двумя городам, существенные изменения в расписании присутствуют у пяти. Так, частота выполнения рейсов "Аэрофлота" увеличивается на треть, S7 - на 20% (таблица 1).

Таблица 1. Изменение частот выполнения рейсов между Москвой и Петербургом (в одну сторону) по авиакомпаниям
АвиакомпанияЧастота рейсов S13
(в неделю, в одну сторону)
Частота рейсов W12/13
(в неделю, в одну сторону)
Изменение
"Аэрофлот"9873+34%
"Россия"6970-1%
S74638+21%
"Трансаэро"3041-27%
"ЮТэйр"1414 б/и
"Уральские авиалинии"26 в 3 раза
Итого238263+11%

Напротив, "Трансаэро" закрывает все рейсы, выполняющиеся в настоящее время из аэропорта "Внуково" (11 в неделю), сохраняя существующие 30 еженедельных рейсов между "Пулково" и "Домодедово". Таким образом, "Внуково" потеряло бы сразу треть существующих частот, а его и без того небольшая доля на петербургском направлении могла сократиться до ничтожной. Но поскольку для делового трафика характерна высокая чувствительность как к расписанию, так и к аэропорту вылета/прибытия в Москве, "свято место" заняла авиакомпания "Россия", традиционно концентрирующаяся на O&D пассажиропотоке, исходящем из Петербурга (тогда как у других авиакомпаний велика доля трансферных пассажиров). Авиакомпания добавила 8 новых рейсов в неделю, доведя их число до трех по будним дням, в результате суммарное предложение частот из "Внуково" и его доля в МАУ практически не изменились (таблица 2).

Таблица 2. Изменение частот выполнения рейсов между Москвой и Петербургом (в одну сторону) по аэропортам МАУ

Аэропорт"Шереметьево""Домодедово""Внуково"
Рейсов в неделю (в одну сторону), S139813431
Рейсов в неделю (в одну сторону), W13/128711734
Изменение S13 к W13/12+13%+15%-9%
Доля в МАУ, S1337%49%14%
Доля в МАУ, W13/1237%51%12%

"ЮТэйр", традиционно летающий из "Внуково", на протяжении длительного периода сохраняет два ежедневных рейса в Санкт-Петербург. Вероятно, нынешний объем трансферных перевозок устраивает авиакомпанию, предпочитающую развивать маршрутную сеть по интересующим ее направлениям напрямую из "Пулково", а выход на O&D рынок и прямая конкуренция с группой "Аэрофлот" считаются нецелесообразными.

Как уже было отмечено, в летнем расписании "Трансаэро" прекратит рейсы между "Внуково" и "Пулково". Авиакомпании уже традиционно не удается построить устойчивую модель с выполнением рейсов сразу из двух аэропортов МАУ (в 2007 г. она открыла два ежедневных рейса из "Шереметьево", которые были вскоре прекращены). По всей видимости, очередной раунд экспансии "Трансаэро" на O&D рынок между Москвой и Петербургом оказался безрезультатным, и авиакомпания вернулась к статус-кво конца 2009 года. Напомним, что в зимнюю навигацию перевозчик предлагал до 8 рейсов в день (по будням) и одни из самых низких тарифов на линии.

"Россия" также закрывает выполнение рейсов из "Шереметьево", вероятно, в рамках "разделения труда" и искоренения внутренней конкуренции внутри группы "Аэрофлот" (тогда как "Аэрофлот" увеличивает частоту собственных рейсов из "Шереметьево" в Пулково на 34% до 14 в день). До сих пор "Россия" была единственным перевозчиком, выполнявшим одновременно рейсы из всех трех аэропортов МАУ. Параллельно с прекращением полетов в "Шереметьево" (сейчас дважды в день), авиакомпания наращивает частоты во "Внуково" (на 90%, до трех рейсов в день) и "Домодедово" (на 11%, до 8 рейсов в день). В итоге, число выполняемых рейсов не изменится, но произойдет их перераспределение между аэропортами МАУ (таблица 3).

В отличие от "Трансаэро", S7 продолжает планомерно наращивать число рейсов в Петербург, доведя их до 7 в день (по будням) в летнем расписании, что позволит авиакомпании выйти на общее третье место (после "Аэрофлота" и "России") и на второе место в "Домодедово" (после "России"). Прирост происходит в основном за счет трансферных пассажиров, поэтому S7 традиционно сохраняет одни из самых высоких тарифов на линии (которые можно счесть "заградительными"), не участвуя в акциях и распродажах.

Таблица 3. Частота выполнения рейсов между Москвой и Петербургом (в одну сторону) по авиакомпаниям и аэропортам МАУ
Летнее расписание (S13) / Зимнее расписание (W13/12)

Аэропорт"Шереметьево""Домодедово""Внуково"
"Аэрофлот"98 / 730 / 00 / 0
"Россия"0 / 1452 / 4717 / 9
S70 / 046 / 380 / 0
"Трансаэро"0 / 030 / 300 / 11
"ЮТэйр"0 / 00 / 014 / 14
"Уральские авиалинии"0 / 06 / 20 / 0

"Уральские авиалинии" являются самым маленьким перевозчиком на линии, концентрируя в зимнем расписании менее 1% от провозной емкости. Сейчас два рейса выполняются по рваному графику, являясь, по сути, перегоном самолетов из московского хаба под разветвленную (но низкочастотную) маршрутную сеть из "Пулково". В летней навигации рейсы будут выполняться ежедневно кроме субботы, а их график будет оптимизирован под стыковочные возможности "Уральских авиалиний" в аэропорту "Домодедово".

В итоге, концентрация рынка в руках группы "Аэрофлот" по частотам несколько вырастет с 60% до 63%, а "Трансаэро" и S7 поменяются местами.

"Российские железные дороги" в скоростном сообщении между Москвой и Петербургом этим летом, по всей вероятности, традиционно выставят 7 пар "Сапсанов" в сутки и 6 парных рейсов в неделю "Невского экспресса", что составляет чуть меньше 29 тысяч кресел в неделю или 219 рейсов в одну сторону (в пересчете на среднюю кресельную емкость самолетов на этом маршруте). В этом отношении РЖД являются доминирующим перевозчиком, опережая как группу "Аэрофлот" (суммарно 167 рейсов), так и другие авиакомпании....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка