АвиаПорт.Ru
7 марта 2013, 17:08
Из Москвы в Киев
"АвиаПорт" продолжает анализ рынков пассажирских перевозок. Нынешний обзор посвящен направлению Москва - Киев - одному из важнейших международных направлений, как в России, так и в Украине
Пассажиропоток между Москвой и Киевом стабильно возрастал даже в кризисные годы, увеличившись за десять лет (с 2002 по 2012 гг.) почти в пять раз (табл. 1).
Табл. 1. Динамика пассажиропотока между Москвой и Киевом в 2000-2012 гг.
Год | Пассажиры | Динамика |
---|---|---|
2000 | 103 175 | - |
2001 | 103 926 | 0,7% |
2002 | 101 746 | -2,1% |
2003 | 150 433 | 47,9% |
2004 | 179 533 | 19,3% |
2005 | 199 032 | 10,9% |
2006 | 207 705 | 4,4% |
2007 | 223 451 | 7,6% |
2008 | 241 179 | 7,9% |
2009 | 262 906 | 9,0% |
2010 | 342 241 | 30,2% |
2011 | 401 973 | 17,5% |
2012 | 483 317 | 20,2% |
Первый раунд "либерализации" авиасообщения между Москвой и Киевом произошел летом 2011 года, когда обе стороны получили возможность назначить дополнительных перевозчиков и увеличить частоту выполнения рейсов с 5 до 7 в день. С украинской стороны назначение получили "Международные авиалинии Украины" (2 частоты в день с июля 2011 года), но с российской новые частоты были разделены между уже работавшими на линии "Аэрофлотом" и "Трансаэро". В конце 2012 года с обеих сторон по одной частоте в день получила авиакомпанию "ЮТэйр" (в сентябре из Украины и в декабре из России).
Но пост-либерализационный потенциал оказался быстро исчерпан: уже в октябре-ноябре 2012 года темпы роста упали ниже 2% (табл. 2). "Оживление" в декабре связано с открытием рейсов российского "ЮТэйра" на Boeing 737-500.
Табл. 2. Динамика пассажиропотока между Москвой и Киевом в 2011-2012 гг. (помесячно)
Месяц | Пассажиры | Динамика |
---|---|---|
Январь 2011 | 22 729 | - |
Февраль 2011 | 24 110 | - |
Март 2011 | 30 949 | - |
Апрель 2011 | 31 625 | - |
Май 2011 | 33 794 | - |
Июнь 2011 | 32 516 | - |
Июль 2011 | 34 723 | - |
Август 2011 | 34 602 | - |
Сентябрь 2011 | 41 211 | - |
Октябрь 2011 | 40 353 | - |
Ноябрь 2011 | 37 664 | - |
Декабрь 2011 | 37 697 | - |
Январь 2012 | 32 337 | 42,3% |
Февраль 2012 | 30 648 | 27,1% |
Март 2012 | 36 192 | 16,9% |
Апрель 2012 | 39 437 | 24,7% |
Май 2012 | 42 317 | 25,2% |
Июнь 2012 | 41 228 | 26,8% |
Июль 2012 | 44 598 | 28,4% |
Август 2012 | 47 472 | 37,2% |
Сентябрь 2012 | 44 523 | 8,0% |
Октябрь 2012 | 41 203 | 2,1% |
Ноябрь 2012 | 38 197 | 1,4% |
Декабрь 2012 | 45 165 | 19,8% |
C летнего расписания 2013 года перестают действовать существующие ограничения по числу перевозчиков и частотам между столицами России и Украины (как это уже произошло на всех остальных маршрутах между двумя государствами). Следствием этого должен стать приход на линию новых авиаперевозчиков, рост провозных емкостей и изменение рыночных долей существующих игроков.
Сейчас рейсы между Москвой и Киевом выполняют 5,5 авиакомпаний (1,5 - "ЮТэйр" с украинской "дочкой"), которые обслуживают четыре маршрута:
- Шереметьево - Борисполь (МАУ, "Аэрофлот");
- Домодедово - Борисполь (МАУ, S7);
- Домодедово - Жуляны ("Трансаэро");
- Внуково - Жуляны (оба "ЮТэйра").
Табл. 3. Распределение частот между Москвой и Киевом по авиакомпаниям, W12/13
Авиакомпания | Количество частот в неделю W12/13 / S13 | Количество кресел в неделю W12/13 / S13 |
---|---|---|
МАУ | 42 / 49 | 4 704 / 5 488 |
"Аэрофлот" | 21 / 28 | 3 570 / 4 550 |
"Трансаэро" | 21 / 22 | 2 121 / 2 582 |
"ЮТэйр" | 14 / 14 | 1 148 / 1 148 |
S7 | 7 / 12 | 896 / 1 536 |
Доля "Аэрофлота" в провозных емкостях несколько выше, поскольку авиакомпания использует на линии Airbus A321 вместимостью 170 пассажиров, тогда как МАУ - Boeing 737-500. Доля "Аэрофлота" в предлагаемых креслах - порядка 29% (табл. 3).
На летнее расписание 2013 г. сразу четыре авиакомпании заявили об увеличении частоты полетов. МАУ, "Аэрофлот" и S7 добавят по одному рейсу, тем самым доведя частоту собственных полетов до 49, 28 и 12 в неделю соответственно (S7 планирует выполнять 5 рейсов в неделю на новой частоте). "Трансаэро" открывает четвертый рейс, а также переводит бóльшую часть полетов из Домодедово во Внуково. Но в летнем расписании рейсы будут выполняться по рваному графику, в результате увеличение частоты окажется незаметным: с 21 рейса в неделю до 22. Но 18 рейсов будут выполняться в Жуляны из Внуково, составляя конкуренцию "ЮТэйр", тогда как в Домодедово останутся всего 4. Лидером по-прежнему останется МАУ, заметно увеличат свои рыночные доли "Аэрофлот" и S7 (табл. 3).
МАУ продолжит выполнение рейсов на Boeing 737-500, но конкуренты будут ставить более вместительные воздушные суда. Так, четвертый рейс "Аэрофлота" будет выполняться на Airbus A320 (140 кресел), второй рейс S7 - на Airbus A319 (128 кресел). "Трансаэро" также переведет выполнение большей части своих рейсов в Киев с Boeing 737-500 (101 кресло) на Boeing 737-700 (121 кресло). В итоге, доля МАУ в провозной емкости сократится с 38% до 36%, тогда как S7 увеличится с 7% до 10% (табл. 3). Доли "Аэрофлота" и "Трансаэро" практически не изменятся (30% и 17% соответственно).
"ЮТэйр", недавно получивший назначения с обеих сторон, пока сосредоточен на "раскатке" маршрута и о дальнейшем увеличении частот или провозных емкостей не заявлял.
В итоге, число рейсов в летнем расписании 2013 года увеличится по сравнению с действующим зимним расписанием на 21%, провозные емкости - на 25%. Киев прочно занимает первое место среди регулярных направлений из Москвы по частотам и провозным емкостям, опережая в летнем расписании следующий за ним Ереван более чем в полтора раза по частотам и на четверть по выставляемым креслам. На внутренних линиях Киев делил бы четвертое-пятое места с Екатеринбургом (позади Санкт-Петербурга, Краснодара и Сочи).
Очевидно, что потенциал этой линии далеко не исчерпан, о чем свидетельствует почти синхронный рост провозных емкостей и пассажиропотока в 2011-2012 годах. Полная либерализация должна привести к появлению новых перевозчиков как с российской, так и с украинской стороны. Об интересе к этому маршруту уже заявили украинские Air Onix и Wizz Air (впрочем, история с противодействием Росавиации назначению Wizz Air на этот маршрут не до конца ясна). Для небольших авиакомпаний этот маршрут интересен значительным O&D потенциалом, который "поглотит" увеличение провозных емкостей, в особенности в бюджетном сегменте.
Но у "Международных авиалиний Украины" нынешним летом стоит непростая задача загрузить семь ежедневных рейсов в условиях, когда налаженная "Аэросвитом" трансферная схема (между Россией и Европой/Израилем/Грузией) оказалась разрушенной. В этих условиях можно ожидать "ценовых войн", подобных случившимся после первой волны либерализации в 2011 году. На перевозчиков, работающих преимущественно на трансферных потоках ("Аэрофлот", S7 и "ЮТэйр"), снижение доходности на O&D рейсах окажет второстепенное влияние, тогда как "Трансаэро" и МАУ (а также новые авиакомпании, которые могут выйти на маршрут) столкнутся с серьезным падением доходности от прежде весьма прибыльного направления....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Ведущий профсоюз авиадиспетчеров Франции отменил забастовку 25 апреля
Апрель 25, 2024
Аэропорт Хитроу вернулся к доналоговой прибыли в I квартале