О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Из Москвы в Киев

"АвиаПорт" продолжает анализ рынков пассажирских перевозок. Нынешний обзор посвящен направлению Москва - Киев - одному из важнейших международных направлений, как в России, так и в Украине

Маршрут между Москвой и Киевом является одним из важнейших международных направлений, как в России, так и в Украине. Между двумя городами всего 750 км, но железнодорожный транспорт крайне неудобен для деловых пассажиров. Самый быстрый поезд преодолевает это расстояние не менее чем за девять часов, что означает две ночи в дороге (туда и обратно), скрашенные неоднократным пограничным и таможенным контролем. Идея открытия высокоскоростного движения между двумя столицами обсуждается давно, но никакого продолжения не получила.

Пассажиропоток между Москвой и Киевом стабильно возрастал даже в кризисные годы, увеличившись за десять лет (с 2002 по 2012 гг.) почти в пять раз (табл. 1).

Табл. 1. Динамика пассажиропотока между Москвой и Киевом в 2000-2012 гг.
ГодПассажирыДинамика
2000103 175-
2001103 9260,7%
2002101 746-2,1%
2003150 43347,9%
2004179 53319,3%
2005199 03210,9%
2006207 7054,4%
2007223 4517,6%
2008241 1797,9%
2009262 9069,0%
2010342 24130,2%
2011401 97317,5%
2012483 31720,2%


Первый раунд "либерализации" авиасообщения между Москвой и Киевом произошел летом 2011 года, когда обе стороны получили возможность назначить дополнительных перевозчиков и увеличить частоту выполнения рейсов с 5 до 7 в день. С украинской стороны назначение получили "Международные авиалинии Украины" (2 частоты в день с июля 2011 года), но с российской новые частоты были разделены между уже работавшими на линии "Аэрофлотом" и "Трансаэро". В конце 2012 года с обеих сторон по одной частоте в день получила авиакомпанию "ЮТэйр" (в сентябре из Украины и в декабре из России).

Но пост-либерализационный потенциал оказался быстро исчерпан: уже в октябре-ноябре 2012 года темпы роста упали ниже 2% (табл. 2). "Оживление" в декабре связано с открытием рейсов российского "ЮТэйра" на Boeing 737-500.

Табл. 2. Динамика пассажиропотока между Москвой и Киевом в 2011-2012 гг. (помесячно)
МесяцПассажирыДинамика
Январь 201122 729-
Февраль 201124 110-
Март 201130 949-
Апрель 201131 625-
Май 201133 794-
Июнь 201132 516-
Июль 201134 723-
Август 201134 602-
Сентябрь 201141 211-
Октябрь 201140 353-
Ноябрь 201137 664-
Декабрь 201137 697-
Январь 201232 33742,3%
Февраль 201230 64827,1%
Март 201236 19216,9%
Апрель 201239 43724,7%
Май 201242 31725,2%
Июнь 201241 22826,8%
Июль 201244 59828,4%
Август 201247 47237,2%
Сентябрь 201244 5238,0%
Октябрь 201241 2032,1%
Ноябрь 201238 1971,4%
Декабрь 201245 16519,8%


C летнего расписания 2013 года перестают действовать существующие ограничения по числу перевозчиков и частотам между столицами России и Украины (как это уже произошло на всех остальных маршрутах между двумя государствами). Следствием этого должен стать приход на линию новых авиаперевозчиков, рост провозных емкостей и изменение рыночных долей существующих игроков.

Сейчас рейсы между Москвой и Киевом выполняют 5,5 авиакомпаний (1,5 - "ЮТэйр" с украинской "дочкой"), которые обслуживают четыре маршрута:
  • Шереметьево - Борисполь (МАУ, "Аэрофлот");
  • Домодедово - Борисполь (МАУ, S7);
  • Домодедово - Жуляны ("Трансаэро");
  • Внуково - Жуляны (оба "ЮТэйра").
По частотам лидирует МАУ, которая предлагает 6 ежедневных односторонних рейсов (табл. 3). На два рейса авиакомпания получила назначение в 2011 году, 4 достались "в наследство" от "Аэросвита" (пятую частоту "Аэросвита" в W12/13 МАУ не обслуживает). "Аэрофлот" и "Трансаэро" выполняют по 3 рейса в день, оба "ЮТэйра" (российский и украинский) - по одному рейсу, S7 - также один собственный рейс в день.

Табл. 3. Распределение частот между Москвой и Киевом по авиакомпаниям, W12/13
АвиакомпанияКоличество частот в неделю W12/13 / S13Количество кресел в неделю W12/13 / S13
МАУ42 / 494 704 / 5 488
"Аэрофлот"21 / 283 570 / 4 550
"Трансаэро"21 / 222 121 / 2 582
"ЮТэйр"14 / 141 148 / 1 148
S77 / 12896 / 1 536



Доля "Аэрофлота" в провозных емкостях несколько выше, поскольку авиакомпания использует на линии Airbus A321 вместимостью 170 пассажиров, тогда как МАУ - Boeing 737-500. Доля "Аэрофлота" в предлагаемых креслах - порядка 29% (табл. 3).

На летнее расписание 2013 г. сразу четыре авиакомпании заявили об увеличении частоты полетов. МАУ, "Аэрофлот" и S7 добавят по одному рейсу, тем самым доведя частоту собственных полетов до 49, 28 и 12 в неделю соответственно (S7 планирует выполнять 5 рейсов в неделю на новой частоте). "Трансаэро" открывает четвертый рейс, а также переводит бóльшую часть полетов из Домодедово во Внуково. Но в летнем расписании рейсы будут выполняться по рваному графику, в результате увеличение частоты окажется незаметным: с 21 рейса в неделю до 22. Но 18 рейсов будут выполняться в Жуляны из Внуково, составляя конкуренцию "ЮТэйр", тогда как в Домодедово останутся всего 4. Лидером по-прежнему останется МАУ, заметно увеличат свои рыночные доли "Аэрофлот" и S7 (табл. 3).

МАУ продолжит выполнение рейсов на Boeing 737-500, но конкуренты будут ставить более вместительные воздушные суда. Так, четвертый рейс "Аэрофлота" будет выполняться на Airbus A320 (140 кресел), второй рейс S7 - на Airbus A319 (128 кресел). "Трансаэро" также переведет выполнение большей части своих рейсов в Киев с Boeing 737-500 (101 кресло) на Boeing 737-700 (121 кресло). В итоге, доля МАУ в провозной емкости сократится с 38% до 36%, тогда как S7 увеличится с 7% до 10% (табл. 3). Доли "Аэрофлота" и "Трансаэро" практически не изменятся (30% и 17% соответственно).

"ЮТэйр", недавно получивший назначения с обеих сторон, пока сосредоточен на "раскатке" маршрута и о дальнейшем увеличении частот или провозных емкостей не заявлял.

В итоге, число рейсов в летнем расписании 2013 года увеличится по сравнению с действующим зимним расписанием на 21%, провозные емкости - на 25%. Киев прочно занимает первое место среди регулярных направлений из Москвы по частотам и провозным емкостям, опережая в летнем расписании следующий за ним Ереван более чем в полтора раза по частотам и на четверть по выставляемым креслам. На внутренних линиях Киев делил бы четвертое-пятое места с Екатеринбургом (позади Санкт-Петербурга, Краснодара и Сочи).

Очевидно, что потенциал этой линии далеко не исчерпан, о чем свидетельствует почти синхронный рост провозных емкостей и пассажиропотока в 2011-2012 годах. Полная либерализация должна привести к появлению новых перевозчиков как с российской, так и с украинской стороны. Об интересе к этому маршруту уже заявили украинские Air Onix и Wizz Air (впрочем, история с противодействием Росавиации назначению Wizz Air на этот маршрут не до конца ясна). Для небольших авиакомпаний этот маршрут интересен значительным O&D потенциалом, который "поглотит" увеличение провозных емкостей, в особенности в бюджетном сегменте.

Но у "Международных авиалиний Украины" нынешним летом стоит непростая задача загрузить семь ежедневных рейсов в условиях, когда налаженная "Аэросвитом" трансферная схема (между Россией и Европой/Израилем/Грузией) оказалась разрушенной. В этих условиях можно ожидать "ценовых войн", подобных случившимся после первой волны либерализации в 2011 году. На перевозчиков, работающих преимущественно на трансферных потоках ("Аэрофлот", S7 и "ЮТэйр"), снижение доходности на O&D рейсах окажет второстепенное влияние, тогда как "Трансаэро" и МАУ (а также новые авиакомпании, которые могут выйти на маршрут) столкнутся с серьезным падением доходности от прежде весьма прибыльного направления....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка