АвиаПорт.Ru
2 апреля 2013, 15:55
Российскому оборудованию тесно в России
Для того, чтобы получить доступ к бюджетному пирогу и вернуться в российские программы гражданского авиастроения, поставщикам комплектующих необходимо продемонстрировать способность "откусить" от пирога международного
Представители руководства Messier-Bugatti-Dowty (MBD) посетили "Авиаагрегат" в марте. В пресс-службе холдинга "Авиационное оборудование", в который входит самарское предприятие, рассказали, что в ходе визита гости познакомились с деятельностью завода, менеджментом, системой управления производством, системой менеджмента качества. Запланировано повторное посещение представителей французской компании, но на этот раз на "Авиаагрегат" приедут технические специалисты, которые займутся детальной оценкой производства и системы менеджмента качества. О конкретных договоренностях с MBD в "Авиационном оборудовании" не рассказывают, но отмечают, что в настоящее время работа по совместному проекту идет успешно.
Производственные мощности и технологические возможности "Авиаагрегата", являющегося разработчиком и поставщиком шасси для семейств Ил-96 и Ту-204, позволяют в полной мере обеспечить потребности российских самолетостроителей, даже с учетом возможного роста объема поставок. Однако предприятие намерено активно развивать кооперацию с зарубежными авиапроизводителями, и поэтому модернизация производства идет в соответствии с требованиями международных стандартов. В частности, в конце прошлого года "Авиаагрегат" получил сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта AS9100.
Многие отечественные производители обещают, что при условии должной поддержки со стороны государства с вопросом импортозамещения они справятся. Так, о готовности решить эту проблему заявил в интервью ИТАР-ТАСС коммерческий директор ОКБ КП Камо Абрамян. "Мы заняты созданием и производством кабельных изделий мирового уровня для наукоемких, стратегически важных отраслей промышленности России, и на базе инновационных разработок мирового уровня способны решить задачу импортозамещения", - сказал он. По словам К.Абрамяна, решение вопроса импортозамещения зависит от инвестиций в модернизацию производства.
Не НИОКРом единым
Но получение бюджетных средств на проведение НИОКР и техперевооружение не решит проблемы подотраслей авиационной промышленности, требуется и участие в самолето- и вертолетостроительных программах, обеспечивающих высокую серийность продукции. В ряде случаев ситуация более или менее благоприятная: российские производители систем кондиционирования воздуха удерживают позиции в перспективных отечественных программах. К примеру, Научно-производственное объединение "Наука" наравне с зарубежными компаниями участвовало в тендерах и сегодня выполняет интеграцию на Ка-62. Но это единичный пример. В проекте Sukhoi Superjet-100 интегратором стала компания Liebherr, а российский "Теплообменник" - лишь поставщик отдельных агрегатов. По многим другим направлениям отечественные поставщики и вовсе не участвуют в кооперационных поставках.
Генеральный директор НПО "Наука" Евгений Меркулов уверен, что существенно увеличить долю производимых в России комплектующих для самолетов и вертолетов отечественной разработки возможно, если законодательно установить требование для проводимых тендеров: иностранцам победа может достаться только в том случае, если выпуск соответствующей номенклатуры будет развернут либо на мощностях совместного с российским игроком предприятия, либо на вновь созданной в России производственной площадке. "Аналогичная практика успешно себя зарекомендовала в Китае", - напомнил он. Однако пока эта инициатива не нашла понимания у российских чиновников.
Впрочем, для уверенного вхождения в международные проекты российским производителям недостаточно иметь "зонтик" в виде протекционистских мер. "Как минимум, нужно сертифицировать систему менеджмента качества на соответствие стандарту AS9100", - говорит Е.Меркулов. Также, напоминает он, если компания не представлена в информационной базе поставщиков OASIS, ведущие интеграторы ее просто не увидят. Пока же из российских агрегатостроительных предприятий сертификат системы менеджмента качества, подтверждающий соответствие требованиям к разработке и производству продукции для авиакосмической отрасли, имеют меньше половины компаний.
Цель - европейская сертификация
Вопрос локализации производства комплектующих для приоритетных программ российской авиационной промышленности неоднократно обсуждался на государственном уровне. В начале года Министерство промышленности и торговли провело конкурс на разработку интегрированных систем и комплексов авиационного оборудования. На эти цели выделено порядка 1,17 млрд руб. Требования к НИР предполагают, что разработка должна обеспечить создание конкурентоспособных российских интегрированных авиационных систем и комплексов, соответствующих сертификационным нормам АП-25, CS-25, FAR-25, а также решить вопрос импортозамещения отдельных узлов и агрегатов для самолетов семейства SSJ, МС-21 и вертолетов Ка-62, Ми-38.
Российские производители должны спроектировать и освоить производство шасси, кислородных и противообледенительных систем, систем электроснабжения, пожаротушения, управления полетом, а так же вспомогательных силовых установок. Отечественные системы, согласно условиям конкурса, по уровню технико-экономических характеристик должны будут быть не ниже аналогов иностранного производства. В качестве ориентира в требованиях приводится продукция компаний Messier-Dowty, Hamilton Sundstrand, B/E Aerospace, Curtiss-Wright, Honeywell, Zodiac Aerospace, Liebherr. "Реализация данного подхода позволит восстановить конкурентоспособность российского авиационного оборудования на внутреннем рынке и, в перспективе, обеспечить выход на международный рынок с инновационным продуктом", - говорится в конкурсной документации.
Единственным участником конкурса стало ОАО "Авиационное оборудование". Конкурс был признан несостоявшимся, но, в соответствии с ФЗ о госзакупках, с одобрения ФАС 22 марта с "Авиационным оборудованием" был заключен соответствующий контракт. Срок исполнения - до ноября 2013 года.
Нынешний тендер - только часть работы, связанной с "взращиванием" конкурентоспособных производителей авиационного оборудования. В целом на развитие отечественного агрегатостроения для авиационной отрасли государство готово выделить 32 млрд руб. в рамках реализации Госпрограммы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". Однако выделение бюджетных средств в дальнейшем будет увязываться не только с разработкой документации и представлением макетов перспективных систем, но и с сертификацией продукции на соответствие требованиям EASA или FAA.
К примеру, проведенный в первом квартале 2013 года конкурс на создание перспективного комплекса бортового оборудования формально подразумевал разработку эскизно-технических проектов для систем; изготовление и подготовку к проведению предварительных испытаний опытных образцов; разработку технических требований по конфигурации оборудования для проведения летных испытаний и разработку сертификационной документации на комплектующие и системы бортового оборудования. Но, по словам представителя Минпромторга, неформально речь шла и о последующей европейской сертификации создаваемых комплексов, и выигравший тендер "Авиаприбор-Холдинг" совместно с ГосНИИ АС создал рабочую группу по подготовке к сертификации в EASA. Как следствие, для поставщиков систем и оборудования формируются новые правила игры: для того, чтобы получить доступ к бюджетному пирогу и вернуться в российские программы гражданского авиастроения, необходимо продемонстрировать способность "откусить" от пирога международного....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции