О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Топливозаправщики снимают камуфляж

Практика осуществления заправок авиатопливом на военных аэродромах силами "штатских" компаний будет расширена. Минобороны передаст пяти крупнейшим топливозаправщикам 45 площадок сроком на два года

Практика осуществления заправок авиатопливом на военных аэродромах силами "штатских" компаний будет расширена. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев. Минобороны передаст пяти крупнейшим топливозаправщикам страны 45 площадок сроком на два года. За этот срок гражданские ТЗК не смогут окупить необходимые вложения, но они рассчитывают на пролонгацию сотрудничества с Минобороны.

Министерство обороны РФ допустит пять крупнейших топливозаправочных компаний России на военные аэродромы. Распоряжение об этом 27 марта подписал председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев, вступит в силу оно в мае текущего года. В пул топливозаправщиков, которые смогут работать на военных аэродромах, вошли "Газпромнефть-Аэро", "Лукойл-Авиа", "Аэрофюэлз Групп", а так же дочерние "Роснефти" "РН-Аэро" и "ТНК-Индастриз".

Идея передачи несвойственных для Минобороны функций в части авиационного топливообеспечения сторонним компаниям была впервые претворена в жизнь в 2011 году. Тогда обслуживание ряда военных аэродромов был передано компании "Газпромнефть-Аэро". Первая стадия пилотного проекта с участием "Газпромнефти" показала эффективность идеи, и в этом году "штатским" будут переданы уже 45 аэродромов сроком на два года. Всего в России, по информации из открытых источников, существуют 245 военных аэродромов, но количество активно действующих колеблется, по разным данным, от 70 до 130. Общий объем авиатоплива, требующегося на покрытие военных нужд, игроки рынка оценивают в 140 млн тонн в год.

Гражданским игрокам, естественно, передали не все аэродромы единовременно. "Во-первых - это пилотный проект, а во-вторых компании допустили на те аэродромы, которые наиболее критичны для Минобороны, - говорит управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Павел Строков. - Через некоторое время, когда эксперимент подтвердит свою состоятельность, передача ТЗК продолжится. Также не исключено, что на рынок зайдут и другие компании".

Допуск к заправкам на военных аэродромах проходил на конкурсной основе, оценивался в первую очередь опыт заправки боевых самолетов на аэродромах совместного базирования. Распределение площадок проходило на пакетной основе. "Компании получили военные аэродромы "пакетами", в которых есть как привлекательные точки с высокими объемами топливозаправок, так и непривлекательные малоэксплуатируемые площадки, - рассказал "АвиаПорту" представитель одной из топливных компаний. - Отказаться от тех, которые нам неинтересны, мы, естественно, не были в праве, если не хотели потерять весь объем".

Среди всех допущенных на военный рынок компаний наибольшее количество аэродромов - 17 - получил "Лукойл-Аэро". Среди них аэродромы Карелии, Краснодарского, Ставропольского и Пермского краев, Ивановской, Архангельской, Волгоградской, Ростовской, Мурманской, Астраханской, Тверской и Калужской областях, а так же подмосковный аэродром Кубинка. По оценкам источников на рынке, объем пакета "Лукойл-Аэро" объясняется именно высокой загруженностью подмосковной площадки.

14 аэродромов в Мурманской, Саратовской, Тамбовской, Брянской, Иркутской, Сахалинской, Самарской областях, Бурятии и Камчатском крае будет обслуживать "Аэрофьюэлз". Пять площадок в Калининградской, Читинской, Ульяновской области и в Санкт-Петербурге досталось "Газпромнефть-Аэро" в придачу к 23-м уже обслуживаемым компанией аэродромам. Оставшиеся объекты, расположенные в Красноярском и Приморском краях, в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Владивостоке, Тверской области и Краснодарском крае, получили структуры "Роснефти".

Первый этап пилотного проекта по передаче военных площадок гражданским компаниям был проведен с условием полноценного строительства на них новых топливозаправочных комплексов. Второй этап отличается тем, что компании к строительству комплексов не принуждают. Однако игроки рынка отмечают, что существующая на аэродромах инфраструктура построена в 1950-1960 годах, и уже устарела. "Объем вложений в один ТЗК оценивается от 25 млн рублей и до бесконечности, - говорит генеральный директор "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов. - В некоторых точках организованы централизованные системы заправки с трубами, проложенными под перроном, все это нужно обновлять".

За установленные распоряжением премьера два года компании и не рассчитывают отбить первичные вложения. "Газпромнефть-Аэро", еще не приступив к строительству ТЗК на своих 23, площадках уже вложили в военные аэродромы более 1 млрд рублей, а с учетом строительства эта сумма вырастет в несколько раз. При том, что, к примеру, оценка "Аэрофьюэлз Групп" по своим 14 площадкам предполагает объемы поставки в 120-140 тыс. тонн в год при стоимости топлива примерно в $1 тыс. за тонну.

Игроки рынка рассчитывают, что программа будет пролонгирована. Но присутствие их на военных аэродромах по истечении двухлетнего срока будет зависеть от того, насколько высокую эффективность они покажут, считают эксперты, впрочем шансы всех пяти игроков оцениваются довольно высоко. "Я считаю, что эксперимент покажет положительные результаты, - уверен Павел Строков. - Конкуренция же в данном случае - не основная цель, главное - полностью покрыть потребности базирующихся на аэродромах воинских частей".

Стоит напомнить, что наиболее сложная задача стоит перед компанией "Аэрофьюэлз Групп", которая, в отличие от остальных игроков топливного рынка, является поставщиком, а не производителем топлива. "У военных аэродромов есть специфика, заключающаяся в том, что объемы заправок прогнозировать сложно, а четкой статистики нет, - говорит представитель одной из компаний. - Однако есть объемы, которые необходимо держать в этих аэропортах на случай военной тревоги и других экстренных надобностей". Таким образом, часть топлива, фактически, придется "заморозить" на неопределенный срок. И если имея собственные нефтеперабатывающие заводы, компании могут задать им квоту на поставку, у "Аэрофьюэлз Групп" такого ресурса нет. "Но то, что компания, не являющаяся производителем топлива, попала в программу, говорит исключительно о том, что она смогла хорошо зарекомендовать себя на рынке, - считает П.Строков. - Допуск на рынок - это дань работе по строительству и вводу в строй альтернативных топливозаправочных комплексов, и снабжение тех областей, в которых уже на входе предполагалась жесткая конкурентная борьба". Свои шансы на рынке высоко оценивает и сам В.Спиридонов, отмечая, что "Аэрофьюэлз Групп" могли бы взять на себя и двукратно больший объем поставок топлива на военные аэродромы....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка