О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" посчитали

Счетная палата связала высокие цены на билеты "Аэрофлота" с покупкой удобных слотов и обновлением парка воздушных судов, но не преминула упрекнуть авиакомпанию в неэффективных расходах

Счетная палата связала высокие цены на билеты "Аэрофлота" с покупкой удобных слотов и обновлением парка воздушных судов, но не преминула упрекнуть авиакомпанию в неэффективных расходах. Крупные контракты, согласно аудиту ведомства, перевозчик заключал без торгов. В правительстве РФ же авиакомпанию собираются субсидировать: средства выделят на компенсацию потерь от эксплуатации Sukhoi Superjet 100. Использование этих воздушных судов, по многочисленным заявлением представителей авиакомпании, генерирует серьезные убытки.

Счетная палата РФ 12 апреля рассмотрела отчет о финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" за 2010-2011 годы и 9 месяцев 2012 года. В нем рассматривались вопросы финансово-хозяйственной деятельности, ценообразования на авиаперевозки, а также эффективности участия государства в управлении ее деятельностью.

"Высокая стоимость перевозок ОАО "Аэрофлот" по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке авиаперевозок обусловлена в основном выгодными слотами (время отправления и прибытия, удобные для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные летательные аппараты), а также наличием большого объема неэффективных затрат", - говорится в материалах Счетной палаты.

Согласно материалам ведомства, авиакомпания проводила торги преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры стоимостью свыше 10 млн рублей заключались без проведения торгов. Кроме того, Счетная палата установила случаи принятия cоветом директоров экономически неэффективных решений в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами. Какие конкретно - в ведомстве не пояснили.

"Коллегия приняла решение направить представления в Минтранс России, в Росавиацию и ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", информационное письмо направляется в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, материалы проверки - в Службу экономической безопасности ФСБ России и МВД России, отчет по результатам проверки - в палаты Федерального cобрания", - отмечается в отчете Счетной палаты.

В ведомстве детализировали вопрос ценообразования билетов в компании. 53% расходов связаны с выполнением самого полета, 21,2% тратятся на аэронавигационное и аэропортовое обслуживание. 26,6% расходов приходится на техобслуживание и ремонт воздушных судов, 10,8% уходит на обслуживание пассажиров и обработку грузов.

Статья, являющаяся наиболее спорной - организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы). Ее доля в стоимости перевозки - 9,5%. "В 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы на оказание консультационно-информационных услуг увеличились в 3,6 раза", - говорится в материалах ведомства. Отметим, что не так давно член совета директоров авиакомпании Алексей Навальный заявил о том, что у "Аэрофлота" заключен контракт на 64 млн рублей с ООО "Апостол", принадлежащей Тине Канделаки. По его словам, контракт был заключен без проведения соответствующего конкурса.

Тем временем в самой авиакомпании "вызывает непонимание отнесение рекламных и административных расходов компании к неэффективным затратам". "Важно отметить, что на собственно рекламу уходит 0,6% от выручки от реализации при том, что советом директоров установлено ограничение на уровне 1%, - официально заявили в пресс-службе "Аэрофлота", - Для сравнения: другие крупнейшие авиаперевозчики мира, наши конкуренты в Европе и Америке на рекламу направляют до 3% выручки".

Необоснованным представители авиакомпании считают и упрек в заключении контрактов без торгов, приводя цитату из акта Счетной палаты: "По итогам за 9 месяцев 2012 года заключено контрактов на общую сумму 33,8 млрд рублей, в том числе по открытым конкурсам - 26,6 млрд рублей, путем запроса котировок - 0,9 млрд рублей, без проведения торгов - 5,6 млрд. рублей, по результатам несостоявшихся торгов - 0,4 млрд рублей". В отношении контрактов заключенных без торгов "Аэрофлот" ссылается на специфику авиационной отрасли: самолеты на торгах авиаперевозчики покупать не могут.

Проделанная аудиторами Счетной палаты работа позволила оценить реальную структуру расходов перевозчика, однако увязка этого показателя со стоимостью перевозок явно надумана. Дело в том, что "Аэрофлот" позиционирует себя как компанию, предоставляющую сервис премиального уровня, и это обстоятельство позволяет продавать билеты с существенной премией. Кроме того, стоимость билетов в большей степени определяется коммерческой политикой компании, в то время как об эффективности управленческих мер можно судить по размеру чистой прибыли. По этому параметру "Аэрофлот" являлся лидером не только российского, но и мирового рынка, до тех пор пока компания не консолидировала в рамках группы проблемные активы.

Тем временем, власти предлагают выделить "Аэрофлоту" бюджетные средства. На сей раз перевозчик может получить компенсацию за эксплуатацию воздушных судов Sukhoi Superjet 100. Денежные средства будут выделены и другим эксплуатантам этого воздушного судна, однако именно национальный перевозчик располагает крупнейшим парком SSJ-100. Притом представители "Аэрофлота" неоднократно заявляли, что авиакомпания несет убытки из-за детских болезней отечественного лайнера.

"Мера, которую мы сейчас готовим - субсидирование авиакомпаниям первичных убытков, связанных с эксплуатацией новой авиационной техники, - сообщил "АвиаПорту" замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь. - Речь о том, что по технике, которая сейчас разработана и выводится на рынок, если авиакомпания несет какие-то издержки, связанные с эксплуатацией этой техники, мы готовы авиакомпании в период первоначальной эксплуатации каким-то образом субсидировать. Либо через самого производителя, либо авиакомпании напрямую, стимулируя, тем самым, авиакомпании к обновлению своего парка за счет отечественных судов. Механизмы финансирования пока прорабатываются. Мы должны в течение года к этому подготовится". Объем субсидий может составить до 1 млрд рублей в год, в перспективе субсидии могут распространиться на самолеты МС-21.

Несмотря на то, что поддержаны будут эксплуатанты лайнера, мера направлена на поддержку производителя нетарифными методами, что противоречит нормам ВТО. К слову, смысла в субсидиях не видит и сам авиапроизводитель: комментируя эту инициативу, президент ОАК Михаил Погосян заявил, что "Аэрофлот" уже получил скидку на Sukhoi Superjet как стартовый заказчик. По его мнению, это компенсирует издержки по обкатке нового типа воздушных судов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка