Опубликовано: 27.04.2013, 15:55
 

Прогноз мирового и российского рынка авиаперевозок


[image]

Эксперты ОАО "Межведомственный аналитический центр" на прошедших 23 апреля слушаниях технологической платформы "Авиационная мобильность и авиационные технологии" представили подробный доклад о развитии авиационной отрасли в ближайшие 17 лет.

Согласно проведенному центром ретроспективному анализу, еще 20 лет назад авиаперевозки стран СССР составляли 10% от мирового рынка. На сегодняшний день страны СНГ генерируют 3,7% мирового авиационного трафика. В 2011 году в лидеры рынка выбились страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые генерируют 28,6% мирового объема перевозок. На Северную Америку и Европу приходится 27,7 и 25,5% соответственно. Более половины рынка авиаперевозок сконцентрированы в пяти странах: США, Китай, Великобритания, Германия и Объединенные Арабские Эмираты. 80% траффика генерируют 92 крупнейших мировых авиаперевозчика. Притом первые две авиадержавы держат лидирующую позицию за счет превалирующего количества внутренних перевозок. В большинстве же случаев картина обратная.

В структуре парка воздушных судов на сегодняшний день доминируют узкофюзеляжные самолеты. Из примерно 23 тыс. самолетов, находящихся в эксплуатации, парк узкофюзеляжных судов составляет примерно 58% - 12 тыс. 230 машин. Еще 5 тыс. 312 воздушных судов в парках авиакомпаний относятся к классу региональных. Оставшиеся 3 тыс. 385 самолетов - широкофюзеляжные.

Наиболее молодая часть парка - региональные воздушные суда с реактивными двигателями - их средний возраст не превышает 11 лет. Средний возраст узкофюзеляжных самолетов - 11,2 года. Наиболее стар парк турбовинтовых самолетов - 16 лет.

Суммарный объем авиатранспортной работы к 2030 году, согласно прогнозу, должен составить 13,3 трлн креслокилометров. Притом рост рынка будет происходить одновременно по показателям частоты полетов и вместимости воздушных судов.

Согласно прогнозам экспертов, к 2030 году лидерами рынка авиаперевозок останутся страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые будут выставлять на маршруты 37% кресел. Доли Северной Америки и Европы составят по 20%. Объем выставленных кресел авиакомпаний стран СНГ будет составлять 4% от мирового. Если говорить о показателе перевезенных пассажирокилометров, российская доля составит 6%.

К 2030 году в мире сформируется дефицит провозной способности парка. Притом среднегодовой рост дефицита составит 21%. Суммарный спрос на новые самолеты за расчетный период составит 29 тыс. единиц. При этом 15,6 тыс. единиц связаны с выводом из эксплуатации существующего парка, 13,4 тыс. - ответ на рост объема перевозок. Таким образом, мировой парк воздушных судов должен вырасти в 1,5 раза и составить примерно 34 тыс. самолетов. Две трети потребности будут сформированы классом узкофюзеляжных ВС, вырастет и доля рынка широкофюзеляжных самолетов. Региональные же воздушные суда будут расти за счет старшего класса вместимостью 85-100 мест.

Российский рынок авиаперевозок будет расти опережающими темпами. К 2030 году число перевезенных пассажиров увеличится с 74 млн на сегодняшний день до 147 млн, пассажиропоток вырастет с примерно 250 до 600 млрд пассажирокилометров.

"Действующий коммерческий парк российских эксплуатантов насчитывает 2745 воздушных судов, в числе которых 656 магистральных и 294 региональных пассажирских самолетов, 137 грузовых самолетов, 1111 вертолетов, - отмечается в докладе, посвященном российскому рынку. - Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолетов достигла 63%".

По инновационному сценарию развития российской экономики прогнозируется увеличение объемов авиаперевозок в ближайшие 20 лет со среднегодовыми темпами 6,3-7,8%.

К 2030 году авиакомпаниям РФ потребуется, в зависимости от темпов развития экономики, примерно 1570 воздушных судов, из которых 46% пойдут на замену существующего парка. Притом 48,3% из этого числа будут узкофюзеляжными в размерности 100-230 мест, 14% - реактивные региональные вместимостью 60-100 человек, 13% - региональные с турбовинтовым двигателем в размерности 60-85 мест. Потребность в парке широкофюзеляжных самолетов сложится в объеме 19,2% от общей.

Эксперты ГосНИИ ГА в своих прогнозах несколько более оптимистичны. По их подсчетам, для замены и удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки российским авиакомпаниям в период до 2031 года потребуются поставки 1960-2370 самолетов различных классов вместимости при преобладании узкофюзеляжных магистральных самолетов.

Если же говорить о легкой многоцелевой авиации, потребность парка составит 1536-2148 ВС. Наиболее востребованными станут 4-6 местные самолеты, а также двухдвигательные и однодвигательные самолеты в размерности 9-19 мест на замену Ан-2 в местном авиасообщении, в первую очередь, в северных регионах, а также на рынке авиаработ и в авиации общего назначения. При этом рынок транспортных перевозок не является определяющим и достаточно значим лишь для самолетов классов вместимости от 7 до 19 мест, считают в ГосНИИ ГА.

 
Материал «Прогноз мирового и российского рынка авиаперевозок» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Самолетостроение, ОДК-СТАР, Ан-2 (в процессе тестирования)