Опубликовано: 27.04.2013, 16:18
 

Малой авиации мало денег


[image]

Счетная палата решила, что выделяемых бюджетом денег на развитие малой авиации в России не достаточно. А те деньги, что выделяются, расходуются неэффективно.

Малой авиации не хватает денег, выделяемых из государственного бюджета, решили в Счетной палате. "Запланированный в рамках новой государственной программы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" объем бюджетных ассигнований на подпрограмму "Малая авиация" в объеме 9,1 млрд рублей является недостаточным для решения накопившихся проблем в сфере малой авиации", - говорится в сообщении ведомства. К таким выводам пришла коллегия Счетной палаты под председательством Сергея Степашина, рассмотрев результаты проверки эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на поддержку региональных и местных авиаперевозок.

В сообщении говорится, что в соответствии с посланием президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию 2012 года перспективным направлением развития малой авиации является закупка иностранных технологий с последующим развертыванием производства на территории России. Но до настоящего времени не утверждены критерии и правила, по которым можно было бы оценивать привлекательность инвестиционных проектов создания и производства новых самолетов на территории России. "Фактически Минпромторг и Минтранс России оказывают государственную поддержку проектам, в рамках которых за государственные средства планируется закупать не новые иностранные авиационные двигатели, авионику, иностранные воздушные суда и уже далеко не новые технологии", - решили в Счетной палате.

Свое видение ситуации коллегия решила изложить в информационном письме В.Путину. Оно будет также представлено в Минпромторг, Минтранс и Росавиацию. В Росавиации письма еще не видели и о его содержании пока ничего не известно, рассказал "АвиаПорту" представитель ведомства. От упомянутых министерств комментарии получить не удалось.

В настоящее время в России рассматривается несколько проектов по локализации производства зарубежных самолетов для региональных и местных перевозок. В частности, представители Приволжского федерального округа ранее отмечали, что ведутся переговоры со швейцарской компанией Pilatus о возможности собирать их самолеты PC-12 на расположенных в ПФО предприятиях. Предполагается, что локализация должна быть на уровне 60-70%. Самолет выпускается с 1990-х годов.

На территории Особой экономической зоны в Ульяновске, на авиазаводе "Витязь", планируют собирать девятнадцатиместные канадские самолеты DHC-6 Twin Otter. Однако сначала предстоит построить сам завод. Там же, в Ульяновске, может разместиться производство чешского самолета EV-55 Outback. Twin Otter не подходит под определение "новые технологии", а EV-55 - абсолютно новый, но надежность его не доказана эксплуатацией.

Прорабатывается проект по организации совместного производства чешских самолетов L-410 в Оренбурге. Предприятия, со своей стороны, готовы взяться за дело, но о твердых договоренностях с иностранными партнерами речи пока нет и для удовлетворения текущих потребностей ФГУП "Аэропорт Оренбург", принимающее участие в программе субсидированных перевозок в ПФО купили три уже готовых L-410.

Среди исконно российских разработок в контексте развития малой авиации чаще всего упоминаются самолеты "Рысачок" и "Гжель". "Гжель" производили в Нижнем Новгороде на заводе "Сокол" в начале 2000-х, но популярности проект не получил и его свернули. Теперь самолет уже устарел, а его модернизация потребует дополнительных финансовых вливаний.

Другое детище российского авиапрома - турбовинтовой "Рысачок" вместимостью до 19 пассажиров - проходит сейчас сертификационные испытания в Самаре на "ЦСКБ-Прогресс". В конце прошлого года появилась информация о решении Минпромторга и Минтранса поддержать "Рысачок" финансово. Но в конце января текущего года ни одно из этих министерств не имело никаких конкретных планов по финансированию проекта.

Не спасет региональные перевозки и ремоторизация Ан-2, решили в Счетной палате. "Анализ данного проекта показал, что его реализация не решает задач по возрождению в России малой авиации", - сказано в сообщении ведомства.

С аудиторами соглашается эксперт холдинга "Финам" Алексей Захаров. "Неизвестно, какое количество этих самолетов еще способно подняться в воздух (даже после ремонта). Многие из них уже давно служат источником запчастей для более удачливых собратьев, а значительное число Ан-2 тихо догнивает на дальних стоянках и восстановлению не подлежит", - сказал он "АвиаПорту". Кроме того, аналитик напомнил, что модернизация самолета потребует проведения испытаний и получения сертификата типа. Самолет Ан-2 (как и другие машины советских времен) сертификата типа, выданного Авиационным регистром Международного авиационного комитета (АР МАК), не имеет.

Кроме того, в Счетной палате решили, что исполнительная власть не может должным образом отчитаться за потраченные средства. Подчеркивается, в рамках ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" денег на местную авиацию вообще не выделялось, но в 2010 и 2011 годах за счет ФЦП профинансировали научно-исследовательских работ на общую сумму 387,5 млн рублей, не оформив должным образом эти расходы. Ведомство усмотрело в этом "нарушение порядка разработки и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ". Всего на развитие авиационной техники с 2002 по 2012 направили около 17 млрд рублей.

Тем, как расходовались средства, выделенные по ФЦП по развитию гражданской авиационной техники, на производство регионального самолета, аудиторы тоже недовольны. "Практически при полном ежегодном освоении выделенных средств, ключевые показатели ФЦП не достигнуты. По итогам 2009 года из 26 целевых показателей и индикаторов ФЦП значения выполнены только по 14 позициям, в 2010 году из 26 показателей по 12 позициям, в 2011 году - из 23 показателей по 14 позициям", - посчитали эксперты. Причиной сложившейся ситуации, по их мнению, стала задержка программы создания самолета Sukhoi Superjet 100.

В итоге, коллегия обнаружила отсутствие системного подхода к государственным инвестициям в авиастроительную отрасль и их низкую эффективность. И что поставленные президентом задачи развития по производству отечественных самолетов для региональных и местных авиаперевозок не решены.

 
Ссылки по теме:
Материал «Малой авиации мало денег» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Аэропорт, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, PC-12, М-201, Д-41, Ан-2, М-101, L-410, Т-401, Аэропорт Оренбург, Сокол, Аэропорт Оренбург (в процессе тестирования)