Источник: Ник Маркин // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 14.06.2013, 15:08
 

Субсидии есть, маршрутов нет


[image]

Программа субсидирования авиаперевозок на региональных маршрутах в Северо-Западном, Уральском, Сибирском, Дальневосточном и Южном федеральных округах должна была стартовать в июне нынешнего года. Схема поддержки перевозок выбрана принципиально отличной от пилота, реализуемого в Приволжском федеральном округе, а также программ субсидирования дальневосточных перевозок: за счет бюджета будет поддерживаться высокочастотное сообщение на региональных линиях, а не низкая стоимость билета. Девять узловых аэропортов, из которых будут развиваться маршрутная сеть, уже отобраны. Однако до сих пор детально не проработан перечень направлений, по которым будут осуществляться субсидированные перевозки. Как следствие, старт программы откладывается до уточнения всех параметров.

Количество действующих в России программ субсидирования авиаперевозок продолжает расширяться. К четырем действующим постановлениям правительства, предусматривающим предоставление субсидий авиакомпаниям в целях обеспечения доступности воздушных перевозок, в ближайшее время должен добавиться еще один проект, направленный на развитие региональной маршрутной сети. При этом сохранятся и расширятся механизмы поддержки аэродромов через Федеральные казенные предприятия, и субсидии на лизинг воздушных судов умеренной вместимости.

Проект постановления правительства "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях развития региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации в 2013 году" был подготовлен министерством транспорта в ответ на поручение премьера Дмитрия Медведева, данное в марте текущего года. В пояснительной записке к документу отмечается, что он направлен на развитие внутренних региональных перевозок и создания новой маршрутной сети. Принципиальное новшество программы в том, что сеть перевозок будет основана на формировании "региональных хабов". В качестве узловых уже выбраны аэропорты с пассажиропотоком не менее 1,3 млн человек в год: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Минеральные Воды. Субсидироваться будут маршруты из этих узлов в региональные аэропорты, находящиеся на удалении до 1200 км по ортодромии. Для Дальневосточного федерального округа сделано исключение - там субсидии будут распространяться на полеты дальностью до 1800 км. "Такой подход полностью покроет территорию страны сетью региональных маршрутов при наименьшем потребном бюджетном финансировании", - отмечают авторы проекта.

"Мы должны мотивировать авиакомпании на открытие новых линий и развитие частотности на низкочастотных линиях, - рассказал на форуме "Транспорт Сибири" замминистра транспорта РФ Валерий Окулов. - И государство с федеральным бюджетом готовы разделить с авиакомпаниями этот риск в размере 50%". По мнению чиновника, старт программы приведет к открытию до 50 новых региональных маршрутов, и приросту пассажиропотока до 150 тыс. Всего на программу в 2013 году предполагается выделить до 1 млрд 600 млн рублей.

Для субсидирования выбраны низкозагруженные линии, пассажиропоток на которых не превышает 10 тыс. пассажиров в год. Это обусловлено необходимостью поддерживать только те маршруты, на которых пассажиропоток не обеспечивает рентабельность и приводит к закрытию перевозки. При этом авиакомпания должна выполнять по субсидированному маршруту не менее трех рейсов в неделю, если это маршрут, открытый "с нуля". Если же маршрут не новый, то для участия в программе субсидирования компания должна открыть минимум еще одну частоту, но выполнять по маршруту не менее четырех полетов в неделю. На одном маршруте субсидируется один перевозчик, приоритет отдается тем компаниям, которые будут использовать воздушные суда отечественного производства.

Минтранс принял решение и ограничить предельный размер субсидии и предельный тариф стоимости перевозки на субсидированных маршрутах. "Если уж мы субсидируем, то и тариф сверху ограничиваем", - предельно ясно выразился замминистра. Предельный размер субсидии и предельный тариф рассчитываются исходя из рентабельности для перевозчика в 5% с учетом НДС, а стоимость рейса будет покрываться на величину до 75%.

Несмотря на то, что механизм предоставления субсидий проработан, а дата его запуска определена - 15 июня, проект постановления правительства пока так и не утвержден. По мнению чиновников Минтранса, чтобы проект состоялся, нужно владеть ситуацией на местах и понимать, где потоки есть, с какой частотой и на каких емкостях нужно выполнять перевозки. Проект, который лоббировал лично вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, еще не получил финального согласования, и уже звучат опасения, что его старт состоится лишь в июле.

На задержку запуска проекта могли повлиять невысокие результаты пилотного проекта субсидирования перевозок в Приволжском федеральном округе. За первые два месяца его реализации авиакомпании уже успели потерять 300 млн рублей, а объем перевозок составил всего 17,5 тыс. человек. Это всего лишь 10% от максимального пассажиропотока, спрогнозированного на старте программы.

В случае с Приволжским федеральным округом министерство приняло решение так или иначе сдержать свое слово. Министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что ни один из субсидируемых маршрутов в ПФО не будет отменен, несмотря на наличие среди них явно убыточных. И вполне понятно, что аналогичной ситуации по другим проектам министерство допустить не хочет. Позиция ведомства - для успеха начинания недостаточно строчки в бюджете, нужны и авиакомпании, которые смогут освоить средства и выполнить перевозку. "Нужны авиакомпании, которые гораздо лучше владеют ситуацией на местах, нежели Минтранс, гораздо лучше понимают, где пассажиропотоки есть, где есть востребованность, и с какой частотой и на каких емкостях нужно выполнять перевозки", - сказал В.Окулов. Он уточнил, что интерес к участию в программе субсидирования проявили 15 авиакомпаний. В то же время в Росавиации "АвиаПорту" сказали, что заявки на выполнение субсидируемых полетов подали только восемь перевозчиков.

Не дождавшись инициативы снизу, Минтранс привлек к формированию перспективной маршрутной сети консультантов. Сейчас "Инновационный центр гражданской авиации" ("Центр ГА") выполняет масштабное исследование по пассажиропотокам между аэропортами, которые подпадают под условия программы субсидирования (то есть находятся на обозначенном расстоянии от региональных хабов, и пассажиропоток между ними и хабом не превышает 10 тыс. пассажиров). Задача "Центра ГА" - определить, какие из потенциально субсидируемых маршрутов в будущем смогут начать приносить прибыль, какие останутся неэффективными при любом развитии событий, и убыточные, но при этом социально-значимые маршруты. Федеральные средства предполагается выделять только на первую и третью категории.

Тем временем, по словам президента "Центра ГА" Рано Джураевой, аэропорты, которые просила принять участие в опросе ее компания, недостаточно активно идут на сотрудничество. Так в Сибирском федеральном округе нужный для подсчета объем данных предоставили лишь немногим более половины аэропортов. Естественно, это сильно осложняет работу по вычленению маршрутов, которые необходимо развивать, и влияет на эффективность программы поддержки развития маршрутной сети. Следовательно, сегодня именно инертность потенциальных выгодополучателей от субсидирования перевозок - региональных авиакомпаний и аэропортов - не дает возможности в полном объеме реализовать планы правительства по развитию перевозок.

 
Материал «Субсидии есть, маршрутов нет» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: М-201, Д-41, Дворкович Аркадий, Соколов Максим, Т-401, Окулов Валерий (в процессе тестирования)