О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ГЧП нужны лоббисты

Чиновники и частные инвесторы на прошедшем в Новосибирске форуме "Транспорт Сибири" в очередной раз обсудили вопросы установления взаимовыгодного партнерства

Чиновники и частные инвесторы на прошедшем в Новосибирске форуме "Транспорт Сибири" в очередной раз обсудили вопросы установления взаимовыгодного партнерства. Каждая из сторон обозначила свои интересы и проблемы; в итоге же стало очевидно, что при единстве целей не хватает синхронности действий.

Форум "Транспорт Сибири", прошедший в Новосибирске с 5 по 8 июня текущего года, стал своего рода лакмусовой бумажкой, показывающей, действительно ли чиновников и бизнесменов волнуют одни и те же проблемы, и сходятся ли они в приоритетах развития авиаотрасли. Представители министерства транспорта России больше говорили о реализации мероприятий, направленных на восстановление региональных и местных перевозок. В свою очередь, руководителей аэропорта "Толмачево" интересовало развитие транзита и грузовых перевозок. Расставил точки над i руководитель "Новапорта" Сергей Рудаков, признавший, что залогом успеха государственно-частного партнерства является координация работы сторон.

Особые интересы

Основной темой докладов игроков реального рынка стали перспективы развития аэропортов. Так генеральный директор аэропорта "Толмачево" Евгений Янкилевич посвятил свое выступление тому, как отойти от линейной модели роста аэропорта, перейдя к экспоненциальной динамике. "Эффективность работы аэропорта является важнейшим стимулом для социально-экономического развития домашнего региона и одновременно его важнейшим индикатором, - напомнил он. - Неслучайно при построении прогнозов пассажиропотока в первую очередь учитывается прирост валового регионального продукта".

Зависимость, как правило, носит линейный характер, и обычно каждый процент прироста ВРП соответствует увеличению объема пассажирских и грузовых перевозок на 1,5-2%. Однако эту динамику можно изменить, считает руководитель аэропорта. По его мнению, участие "Толмачёво" в экономике области можно было бы усилить с помощью придания особого статуса территории, прилегающей к аэропорту. Статус ОЭЗ позволит аэропорту стать предприятием не зависящим от темпа ростов экономики, а диктующим эти темпы.

Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко подтвердил готовность к лоббированию этой идеи на федеральном уровне. В общении с журналистами он отметил, что собирается представить идею открытия в аэропорту "Толмачево" особой экономической зоны портового типа правительству и лично президенту РФ Владимиру Путину.

Важно не забывать о том, что одним из важнейших тезисов доклада Е.Янкилевича стало несоответствие существующего законодательства об особых экономических зонах реальным интересам бизнеса. По мнению игроков рынка, необходимым шагом сейчас является отказ от разделения особых экономических зон по типам. Ограничение сфер деятельности ОЭЗ снижает охват предприятий, которые могли бы стать драйверами роста экономики при взаимодействии с аэропортом: так зоны портового типа пока не могут принимать резидентов, свойственных технико-внедренческим зонам и т.д.

Региональные сети

Выступление замминистра транспорта РФ Валерия Окулова было целиком посвящено проблеме восстановления и развития региональных авиаперевозок. По его мнению, драйвером роста региональных узловых аэропортов должны стать именно региональные авиаперевозки. А значит, именно этому должен быть отдан приоритет по оказанию государственной поддержки.

Новая программа развития перевозок и восстановления маршрутной сети, о которой В.Окулов рассказывал наиболее подробно, подразумевает определение узловых аэропортов внутри страны и подвоз к ним пассажиров из небольших аэропортов. Таким образом Минтранс намерен полностью охватить страну сетью региональных маршрутов. Субсидии направлены на то, чтобы стимулировать раскатку новых линий и увеличение частотности на уже существующих. Субсидироваться будут маршруты с пассажиропотоком не более 10 тыс. человек в год, притом только те, которые в перспективе смогут выйти на окупаемость. Исключение составят планово-убыточные, но социально значимые маршруты. Перспективная программа Минтранса должна по подсчетам чиновников дать стране до 50 новых маршрутов, притом около 20 из них появятся именно в Сибирском федеральном округе.

Представители аэропортов поддерживают усилия по стимулированию региональных перевозок. По мнению коммерческого директора "Толмачево" Григория Померанцева, развитие трансфера позволяет существенно увеличить масштаб бизнеса аэропорта. Ориентируясь только на прямой пассажиропоток между парой городов (к примеру - Новосибирск и один из соседних областных центров), зачастую не удастся получить желаемую загрузку рейса или приемлемую частотность. Однако наличие трансферных связей позволяет увеличить охват рынков, открывать маршруты на границе рентабельности и дает возможность увеличивать частотность на линиях.

Таким образом, эффективное взаимодействие государства и частных партнеров возможно лишь при том, что к моменту открытия новых рейсов, субсидируемых из бюджета, авиакомпании заключат соглашения о коммерческом сотрудничестве, аэропорты организуют удобные стыковки и отработают хабовые технологии.

Асинхронные действия

Генеральный директор компании "Новапорт" Сергей Рудаков не преминул отметить и проблемы государственно-частного партнерства в аэропортовом секторе. Они заключаются в том, что большое число ведомств, в которых согласуются программы и выделяются деньги, срабатывают несинхронно.

Так, в "Толмачево" растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки требует реконструкции аэродрома в 2015-2017 годах. Для этого необходим вывод перрона, ВВП и земли из ведения Минобороны и выделение 5,6 млрд рублей из бюджета. Но сегодня из бюджета выделено только 2,1 млрд рублей, а постановление о передаче активов от военного ведомства гражданским еще не подписано.

Другой пример неслаженной работы ведомств - строительство нового метеолокатора. Проектной документацией было утверждено место его расположения, все согласования получены еще в 2010 году. К возведению планировалось приступить в этом году, но оказалось, что на согласованном месте теперь будет проходить рулежная дорожка.

Реконструкция терминала аэропорта так же финансируется за счет средств частного инвестора. Первая фаза по планам должна быть завершена уже в 2015 году. Но вкладывать существенные средства в терминальные емкости в международном секторе при том, что Росграница по своей целевой программе планирует обустроить пункт пропуска только в 2017-2018 годах, нецелесообразно.

"Государственно-частное партнерство - это вещь хорошая, но оно требует координации, особенно при реализации больших, комплексных проектов развития аэропортов, где вкладываются большие деньги", - резюмировал С.Рудаков. По его мнению необходимо, чтобы у проектов были высокопоставленные кураторы в ведомствах, которые смогут влиять на принятие решений на всех уровнях. "При таких серьезных программах государственно-частного партнерства должен быть координатор в министерстве транспорта, высокого уровня, который может влиять на принятие решений, а не просто констатировать факты", - полагает руководитель "Новапорта". Только тогда, при наличии эффективных лоббистов, ГЧП выйдет на качественно новый уровень....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка