О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Бизнес получается лишь на очень больших оборотах"

О специфике онлайн-продаж "АвиаПорту" рассказал основатель сервиса Aviasales.ru К.Калинов

Глобальное отличие метапоисковиков от туристических онлайн-агентств в том, что они не работают напрямую с системами бронирования авиаперевозок, а ищут наиболее дешевые или удобные билеты среди всех публичных предложений на рынке. Таким образом, именно метапоисковики обладают наиболее цельной картиной рынка продаж авиабилетов. О специфике онлайн-продаж "АвиаПорту" рассказал основатель сервиса Aviasales.ru Константин Калинов.

- Как вы оцениваете насыщенность рынка метапоисковиков и уровень конкуренции на этом рынке?

- На сегодня в России представлены все ключевые проекты, так что игроками рынок более чем насыщен. Кроме того, раз в неделю появляются новые сервисы. Выбор у пользователя точно есть. В связи с этим разворачивается конкуренция за удобство и полноту предоставляемых услуг.

- Может ли сегодня стартап завоевать заметные позиции, насколько серьезные инвестиции требуются для захода на рынок метапоиска?

- Выходить на рынок сегодня - значит приводить с собой несоизмеримо большие инвестиции и технологические решения, чем два года назад. Очевидно, что выход метапоискового стартапа сегодня должен быть подкреплен как финансированием, так и необычным, нишевым предложением, которое сможет обратить на себя внимание пользователей. Что касается технологической стороны дела, речь идет о работе с колоссальным количеством данных и их визуализацией. Мы получаем и обрабатываем информацию не только сотни онлайн трэвел агентствами (OTA), но и от множества сторонних провайдеров. Все это делается для того, чтобы у пользователя было максимум вводных для принятия решения о покупке того или иного билета.

- Может ли приход крупных поисковых систем ("Яндекс", Google) или европейских игроков существенно изменить ситуацию?

- "Яндекс" уже несколько лет ищет билеты. "Рамблер" также запускал билетный проект, но в настоящий момент приостановил разработку. Планы других игроков мы комментировать не можем, но глобально многих манит самый высокий в Рунете средний чек и, конечно, какие-то движения по завоеванию рынка будут предприниматься.

-Какого роста российского рынка онлайн-покупок авиабилетов вы ожидаете в ближне- и среднесрочной перспективе?

- Специфика российского рынка заключается в том, что оффлайн у нас все еще ключевая точка продажи билетов. Особенно в регионах. Но и тут есть хорошие новости. Еще два года назад только 30 процентов продаж происходило по кредитным картам, а сейчас, например, 80. И это опять-таки самый высокий процент проникновения электронных платежных средств в Рунете.

- В чем отличие динамики роста рынков центрального и остальных регионов России?

- Мы находим дешевые авиабилеты, но есть ли на конкретном направлении авиакомпания с этими самыми дешевыми билетами - это вопрос Росавиации. До тех пор, пока жителям Омска нужно стыковаться в Москве, чтобы улететь, скажем, в Корею, динамика роста региональных рынков будет существенно отставать. По своим цифрам мы видим, что регионы начинают летать чуть чаще, их больше интересуют самостоятельные путешествия. Мы видим, как формируется хаб в Новосибирске и ждем открытия нового "Пулково". Но это в любом случае вопрос не пары месяцев.

- Что предпочитают российские покупатели - более дешевые билеты или более удобные авиаперелеты?

- По нашим наблюдениям, 80% аудитории приобретает самые дешевые билеты. Стыковки, авиакомпании - это важно, но когда речь идет о цене, почти все отходит на второй план. В своей поисковой выдаче мы позволяем путешественникам настраивать результаты. Вы можете отключить пересадочные рейсы или ограничить стыковку двумя часами. Отдельно мы выделяем самые быстрые варианты перелетов. И все-таки большинство выбирает максимально экономный рейс. Безусловно, с опытом приходит понимание, что вместо 8 часовой стыковки где-нибудь в Дохе, лучше взять билет, который будет дороже на две тысячи, но избавит вас от сомнительного удовольствия ночевки в аэропорту. Но для этого надо самому провести в Дохе ночь и осознать, что никакие две тысячи не стоят холодного, пустого терминала.

- Какова динамика роста или падения объема продаж бизнес-классов?

- Уровень пассажиров бизнес-класса едва различим в общей статистике, тут люди руководствуются уже совсем другими категориями. Цена и здесь играет весьма серьезную роль. Но недавно при мне ассистент весьма значительного человека искала билеты из Венеции в Москву, говоря о том, как важны для нее настройки поиска, чтобы вылетать непременно утром, а прилетать обязательно в "Шереметьево".

- В какой момент, на ваш взгляд, тенденция роста онлайн-продаж сменится с линейного на экспоненциальный? В какой точке будет достигнут баланс между онлайн- и офлайн-покупками авиабилетов?

- Сложно ответить однозначно. Тут правильнее будет говорить об индикаторах рынка. Например, сами по себе международные пассажирские перевозки в прошлом году показали 30-процентный рост. При этом объем онлайн-продаж в части тех же самых пассажирских авиаперевозок возрос на 100%. Но даже с такими показателями на онлайн все еще приходится 10%. А в Англии, например, более половины всех путешественников используют интернет для бронирования туристических услуг. Развитие интернета и доступности информации о путешествиях, безусловно, ведет к увеличению числа пользователей и росту, о котором вы говорите. Это самые главные движущие силы.

- На чем зарабатывают метапоисковики и какова динамика их доходов?

- Маржинальность авиационной индустрии - вообще большой вопрос. Именно поэтому в Америке комиссии за проданный билет нет как таковой. Деньги делаются на апсейле отелей, страховок, машин. В нашей ситуации речь идет о двух моделях сотрудничества с ОТА или авиакомпаниями - небольшой процент за проданный билет или же фикс. И в том, и в другом случае маржинальность такова, что бизнес получается лишь на очень больших оборотах.

- Как будет развиваться рынок метапоисковиков, какими новыми функциями должен обрастать метапоисковик?

- Мы видим высокий потенциал мобильных решений. В прошлом году было запущено первое приложение Aviasales.ru для iPhone. Сейчас у нас уже пять приложений, которые обеспечивают около 20% всех продаж. Мы активно экспериментируем с социальными функциями. Facebook дает огромные возможности и новую степень открытости - планировать путешествия можно вместе с друзьями. Все это те самые точки роста, которые дают новый импульс к развитию продукта.

- Как дизайн и удобство сайта влияют на продажи авиабилетов?

- Каждый лишний клик снижает конверсию на 30%. Авторизация на сайте отрубает еще 50%. Нужно четко понимать, какие действия приводят к тем или иным результатам.

- Часто покупка через метапоисковик не позволяет пользователю понять, где конкретно он приобрел билет. Можно ли говорить о фактически сложившейся конкуренции за лояльность пользователей между метапоисковиками и OTA?

- Метапоиск - это один из источников трафика для ОТА или авиакомпаний. Одеяло перетягивается непосредственно в поиске, в соответствии с теми ценами, которые показывают агентства. И перед покупкой мы совершенно открыто предупреждаем пользователя - вы сейчас идете в агентство. Да, мы его проверили - там все в порядке, но покупать свой билет вы будете не у нас, а в совершенно другом месте. Но, как я уже говорил, люди ищут более дешевые авиабилеты, а мы делаем огромную работу - проверяем цену билетов по базам более 100 ОТА и 70 авиакомпаний, ведь ни одно агентство не может показать лучшую цену сразу по всем авиакомпаниям. То, что в самую первую очередь путешественник заходит к нам - это не перетягивание, это чуть-чуть разные сегменты. Мы работаем для путешественников, которые ищут наилучшее предложение. Хотя в итоге свои деньги пользователь отдаст именно ОТА, которые могут конкурировать друг с другом, но никак не с нами....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка