Опубликовано: 26.07.2013, 13:06
 

Совет директоров "Аэрофлота": лоукостеру быть!


[image]

Совет директоров ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" признал целесообразным создание дочерней компании-низкобюджетного перевозчика. С учетом уже имеющейся базы "Аэрофлоту" намного проще будет развивать этот бизнес, чем если бы лоукостер создавался с нуля.

Дочерняя компания будет на 100% принадлежать "Аэрофлоту". Представители перевозчика полагают, что лоукостер может начать работу уже в начале будущего года. "Компания готова создать лоукост-подразделение в первой половине 2014 года, если Государственная дума до конца текущего года примет ряд законодательных поправок, позволяющих авиакомпаниям снижать себестоимость перевозки", - заявлял ранее генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев, отмечая при этом, что для реализации таких планов понадобятся законодательные изменения. Депутаты профильных комитетов Госдумы выразили готовность способствовать начинанию авиаперевозчика.

По словам В.Савельева, если будет принят закон о "невозвратных" билетах, компании удастся удешевить перевозку на 10%, еще около 7% можно сэкономить за счет отмены НДС. В компании полагают, что отказ от ряда услуг, предоставляемых пассажирам классическими перевозчиками, сделает возможным уменьшение стоимости перевозки для пассажира на 20-40%. Предполагается также, что новая дочерняя компания сможет конкурировать с железнодорожным транспортом.

При благоприятных условиях дочерняя бюджетная авиакомпания может начать работать в 2014 году. В.Савельев заявлял ранее, что "Аэрофлот", со своей стороны, уже ведет подготовительные работы в этом направлении. В частности, подбираются управленцы для нового перевозчика, ведутся переговоры с поставщиками самолетов. Вероятнее всего, компания остановится на самолетах Boeing 737. Самолеты отечественного производства в настоящее время на рассматриваются, сказал "АвиаПорту" источник в компании. "Такое может случиться только если государство создаст некие невероятно выгодные условия их приобретения. Для лоукостера главное - даже не экономия на невозвратных билетах и взимание платы за провоз багажа, а возможность эксплуатировать самолеты по 12 часов в сутки. Какой SSJ-100 сейчас может работать настолько интенсивно?" - рассуждает собеседник агентства.

Ранее "Аэрофлот" рассматривал возможность приобретения для низкобюджетной авиакомпании самолетов Airbus A320 и Boeing 737, наилучшим образом оптимизированных для парков лоукостеров. Логично предположить, что выбор компания остановит на детище американского авиапрома. У каждого из этих самолетов есть свои плюсы и минусы: Boeing 737 имеет собственный трап и возможность бесконтейнерной загрузки, что ускоряет обслуживание борта в аэропорту, а Airbus A320 выгодней эксплуатировать с точки зрения топливной эффективности при плотной компоновке. Но в российских реалиях этим преимуществом воспользоваться практически невозможно: увеличение количества кресел в самолете повлечет за собой повышение таможенного платежа, что сделает приобретение самолета значительно менее выгодным.

Гендиректор "Аэрофлота" пообещал также, что лоукостер будет эксплуатировать новые самолеты. Сегодня представитель компании подтвердил "АвиаПорту", что у "Аэрофлота" нет планов по использованию самолетов из собственного парка или своих дочерних компаний, так как для лоукостера нужна своеобразная, максимально плотная компоновка салона. Как сообщалось ранее, группа компаний "Аэрофлот" должна уже в 2013 году получить три первых самолета B737 NG, которые она закупила для дочерних компаний. Всего контракт подразумевает поставку 50 самолетов такого типа.

В "Аэрофлоте" рассчитывают, что новая авиакомпания выйдет на окупаемость через два года после начала ее работы. Предполагается, что сначала лоукостер начнет развивать наиболее прибыльные маршруты в европейской части России, а в дальнейшем, согласно планам компании, зона деятельности перевозчика расширится как за счет российских регионов, так и зарубежных маршрутов, в том числе в странах СНГ.

Скептики утверждают, что в нынешних российских реалиях лоукост-модель не будет выгодной для перевозчика, что доказал неудачный опыт Sky Express и "Авиановы". А значит, главная цель "Аэрофлота" - не отстать от рынка, если эти реалии со временем изменятся и правительство создаст соответствующие условия. По словам аналитика ИФК "Метрополь" Андрея Рожкова, таковыми могли бы стать скидки на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, а также существенные изменения условий лизинга самолетов. В частности, эксперт полагает, что в случае предоставления значительных скидок (компенсаций) за операционный лизинг самолетов отечественного производства, государство могло бы таким образом не только способствовать развитию низкобюджетного перевозчика, но и отечественного самолетостроения.

Но несмотря на это, уверен А.Рожков, "Аэрофлоту" несколько проще создать низкобюджетного перевозчика, чем если бы лоукостер развивался с нуля. "Скорее всего "Аэрофлот" будет оптимизировать административную структуру, не допустит дублирования функций в управлении компанией. Если базовым аэропортом для лоукостера станет "Шереметьево", то авиакомпания, вероятно, сможет организовать транзит и для пассажиров лоукостера", - сказал он "АвиаПорту".

 
Ссылки по теме:
Материал «Совет директоров "Аэрофлота": лоукостеру быть!» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Савельев Виталий, Аэрофлот - российские авиалинии, Ильюшин Финанс Ко., A320, SSJ-100, Аэрофлот (Aeroflot) (в процессе тестирования)