О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бюджет заплатит за приволжский воздух

Проект развития региональных перевозок в ПФО получит дополнительное субсидирование. В общей сложности его бюджет увеличится на треть, до 450 млн рублей, а дата окончания проекта отодвинется на месяц вперед

Проект развития региональных перевозок в Приволжском федеральном округе (ПФО) получит дополнительное субсидирование. В общей сложности его бюджет увеличится на треть, до 450 млн рублей, а дата окончания проекта отодвинется на месяц вперед. Но схема субсидирования существенно поменяется. Если маршруты, эксплуатировавшиеся в 2012 году, будут субсидироваться, как и раньше, по количеству пассажиров, то по новым маршрутам государство будет платить за рейс, а не за наполняемость. Представители авиакомпаний уверены, что эта мера позволит снизить издержки, но получить заявленный на старте программы пассажиропоток все же не обещают. Низкие же показатели по программе связаны с несбалансированной маршрутной сетью, которую в правительстве перерабатывать не готовы.

Председатель правительств России Дмитрий Медведев заявил в понедельник, что подписал предложенные Росавиацией совместно с игроками рынка поправки в постановление об утверждении правил предоставления специальных субсидий на авиаперевозки в Приволжском федеральном округе. "Сейчас субсидируется часть тарифа на региональные перелёты - 50% на перевозку одного пассажира, - сказал он. - Это касается наименее защищённых групп. Помимо этого, будут субсидироваться авиакомпании, которые развивают новые маршруты и увеличивают частоту полётов".

Изначально программа субсидирования региональных авиаперевозок в ПФО предполагала субсидирование 57 маршрутов между всеми крупными городами округа. На ее реализацию было выделено 600 млн рублей - в равных долях из федерального и региональных бюджетов. Механизм субсидирования предполагал, что пассажир будет оплачивать половину стоимости билета. Оставшуюся часть за перевозку авиакомпании должны были получать из средств программы. При этом средняя цена часа полета для пассажира не должна превышать 3255 рублей.

При прежней схеме субсидирования перевозки по программе оставались убыточными для авиакомпаний. Уже в июне в правительстве заговорили о том, что схему необходимо изменить. "Уже сейчас понятна экономика каждого маршрута: какие рейсы рентабельны, какие могут стать рентабельными, какие планово убыточные, но необходимые, - отметил тогда полпред президента в ПФО Михаил Бабич. - Должна быть выбрана оптимальная схема субсидирования по каждому маршруту".

Тогда же было проведено совещание, посвященное этой проблеме. "Оно было похоже на "плач Ярославны" авиаперевозчиков - "Татарстан" и Dexter, которые говорили о плохой загрузке и убытках", - сообщил "АвиаПорту" один из участников совещания. Убытки головного исполнителя программы, авиакомпании "Татарстан", к концу программы должны превысить 250 млн рублей, говорили представители компании. Перевозчики запросили увеличения объема субсидирования по программе на 261 млн рублей. Авиакомпания "ЮТэйр", со своей стороны, предложила увеличить сумму компенсации за перевезенных пассажиров из бюджета в связи с тем, что освоение средств программы идет с отставанием от плана, но эта идея поддержки не нашла.

Фактически правительство признало фиаско программы в том виде, в котором она запускалась. В итоге, объем средств, выделенных на ее реализацию из федерального бюджета, был увеличен с 300 до 450 млн рублей, а сама программа была продлена с 30 ноября до 31 декабря 2013 года. Но это - не главное изменение в программе. Иной стала и сама схема субсидирования. Внесенные изменения фактически поделили набор маршрутов на те, которые эксплуатировались до старта пилотного проекта, и на новые направления. Согласно тексту постановления, маршруты из первой категории будут субсидироваться по прежнем правилам, то есть попассажирно, в зависимости от заполнения бортов. За новые же направления авиакомпании начнут получать деньги за количество рейсов, то есть они смогут "возить воздух" с меньшими убытками. Однако перевозчикам придется выполнять не менее четырех полетов в неделю по старым направлениям и не менее трех - по новым.

"Практика первых месяцев реализации пилотного проекта показала, что решение было эффективным, - сказал на сегодняшнем совещании у главы правительства вице-премьер Аркадий Дворкович. - Объём перевозок увеличился в 2,5 раза по отношению к соответствующему периоду прошлого года, то есть за два месяца было перевезено 40% от всего прошлогоднего уровня перевозок". По его словам, продление пилотного проекта до 31 декабря с одновременным расширением инструментария субсидий позволит увеличить общее количество перевезённых пассажиров до 90 тыс. человек.

"Увеличено и число рейсов, и количество направлений, - говорит "АвиаПорту" заместитель генерального директора по стратегическому развитию авиакомпании "Татарстан" Артур Насрутдинов. - Постановление было откорректировано в пользу перевозчиков". На вопрос, останутся ли перевозки убыточными, он ответил, что постановление решает эту проблему.

Впрочем, о достижении тех объемов пассажиропотока, которые заявлялись при старте программы, в ближайшее время речи быть не может. В правительстве считают, что виноваты в недостижении этих показателей сами авиакомпании. Перевозчики регулярно снимали воздушные суда с рейсов: только за апрель и май авиакомпании, участвующие в реализации пилотного проекта, отменили 187 рейсов. Наибольшее число отмен, около 100, было обусловлено техническими неисправностями самолетов Pilatus PC-12 авиакомпании Dexter. Еще более 80 рейсов не были выполнены по причине полного отсутствия пассажиров или наличия всего лишь одного желающего. По мнению М.Бабича, именно частые отмены рейсов вызывают у пассажиров сомнения в доступности услуги. А чтобы сеть региональных маршрутов начала реально действовать, необходима уверенность пассажиров в регулярности перевозок.

Представители авиакомпаний утверждают, что дело не только в нерегулярности услуги. На заполнение рейсов серьезно влияет и несбалансированная маршрутная сеть, заложенная в программе. В идее связать авиасообщением все крупные города округа не учитывается, что некоторые пары городов, к примеру, находятся настолько близко друг от друга, что перелет с учетом прохождения всех предполетных процедур и дороги в аэропорт и из аэропорта будет отнимать большее времени, чем проезд автотранспортом. "Маршрутная сеть явно составлена неверно, - говорит "АвиаПорту" один из игроков рынка. - Нужно убрать планово-убыточные маршруты, проработать экономику на каждом из оставшихся. Нельзя закрывать глаза на то, что большинство маршрутов не являются социально-значимыми и при этом никогда не смогут стать окупаемыми".

Однако позиция правительства проста: ни один из обслуживаемых маршрутов не закроется, и все 57 заявленных субсидированных маршрутов, включая еще не открытые, будут развиваться. Лоббисты программы решили, что раз уж пообещали связать все города, обещание должно быть выполнено. И не признавать свои ошибки они готовы за счет государственного бюджета....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка