О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС в собственном соку

Прошедший в подмосковном Жуковском Международный авиационно-космический салон МАКС-2013 обозначил тенденции развития отечественного авиарынка

Прошедший в подмосковном Жуковском Международный авиационно-космический салон МАКС-2013 подтвердил несколько тенденций развития отечественного авиарынка. Во-первых, ключевую роль лизинговых компаний в деле продаж российских самолетов. Во-вторых, изрядное старание представителей отрасли исполнить пожелания правительства и выработать новые механизмы финансовой поддержки авиапрома. Но, как обычно, ни тому, ни другому не удалось бы работать, если бы не сговорчивость государственных финансовых структур. Трудно не заметить также, что подавляющее большинство сделок совершалось между российскими производителями, покупателями и посредниками. И даже с канадскими Bombardier и колумбийскими Vertical de Aviacion произошли какие-то типично российские истории.

Ставка на лизинг

Общую сумму подписанных на МАКС-2013 сделок организаторы оценивают в 21,2 млрд долларов. Эта цифра на треть превышает результат предыдущего московского авиасалона. Между тем, единственный твердый контракт, подписанный напрямую между производителем и перевозчиком - это сделка корпорации "Иркут" и авиакомпании "ИрАэро" на поставку 10 самолетов МС-21-300. Согласно документу, общая стоимость контракта составляет $720 млн по каталожным ценам. Поставки намечены на 2019-2022 годы.

Остальные контракты и соглашения заключались с участием лизинговых компаний. Из предварительных соглашений в твердые контракты были переведены заказы на 30 самолетов МС-21 от компании "ВЭБ-Лизинг" и на 22 самолета - от "Ильюшин Финанс Ко.". Еще 20 машин такого типа "Иркут" поставит "Сбербанк Лизингу". Стоимость самолетов для лизинговых компаний несколько выше, чем для перевозчика, из-за разницы в комплектации - в среднем $83 млн за машину. Помимо этого со "Сбербанк Лизингом" "Иркут" подписал меморандум о намерениях на поставку еще 20 самолетов МС-21.

Представители власти полагают, такой результат "Иркута" - это серьезный успех. По мнению заместителя министра промышленности и торговли РФ Юрия Слюсаря, проект МС-21 набрал хороший темп и заключенные контракты - тому подтверждение. "Покупатели МС-21 - серьезные компании, которые отвечают перед акционерами за результат, в том числе, за финансовый. Они бы не стали подписывать этих соглашений, если бы не были уверены, что это будет выгодно", - сказал он "АвиаПорту", комментируя результаты первого дня работы авиасалона.

Активно продавался и SSJ-100, но также лизинговым компаниям. Твердый контракт с производителем - ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) - на 20 машин (15 в базовой версии и пять - в версии LR, с увеличенной дальностью полета) подписала ИФК. По каталогу SSJ-100 в базовой версии стоит $35,4 млн, в версии LR - $36,2 млн. Меморандумы о намерениях приобрести в лизинг SSJ-100 подписали "Сбербанк лизинг" - им нужно 20 машин такого типа, и прибалтийская AviaAM Leasing - она приобретает пять самолетов. Во втором случае, по словам сторон, твердый контракт может быть заключен в течение недели. Часть сделки заказчик профинансирует из собственных средств, в остальном - воспользуется помощью российских банков. Эти пять самолетов предназначены для российских же перевозчиков, а вот будущие контракты лизингодателя могут реализовываться в интересах перевозчиков из СНГ и Африки.

При этом итоги прошедшего этим летом Paris Air Show во французском Ле Бурже не демонстрирует аналогичной тенденции на мировом рынке. Не говоря уже о сумме заключенных сделок, которая превышает результат МАКСа более чем в шесть раз ($135 млрд), основное количество контрактов было подписано с перевозчиками напрямую. Причем крупнейшими заказчиками на самолеты производства Airbus и Boeing стали европейские лоукостеры, сотнями скупающие A320 и B737. Относительно заказов от лизинговых компаний, их количество было невелико в общем портфеле компаний - десять самолетов B787 Dreamliner новой, десятой модификации, заказала дочерняя компания General Electric GE Capital Aviation Service на $2,9 млрд. Американская ILFC заказала 50 A320 поколения NEO у европейского концерна Airbus, и еще 20 самолетов А380 заказала лизинговая компания Doric Lease Corp.

Всех поддержит государство

Из подписанных на МАКС-2013 соглашений следует также, что компании намерены и впредь развивать лизинг отечественных самолетов. Стратегическое соглашение, открывающее для российских авиапроизводителей новый сегмент рынка, подписали "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) и "Сбербанк Лизинг". Компании создадут совместное предприятие - лизинговую компанию, которая предоставит российским и зарубежным заказчиками в операционную аренду до 50 самолетов SSJ-100 на сумму до 2 млрд долларов по каталожным ценам.

Спецификой предприятия станет то, что данный финансовый инструмент не использовался раньше на российском рынке. "То, что подписывался сегодня - принципиально новый продукт, которого не было до сих пор на российском рынке - это операционный лизинг самолетов", - объясняет генеральный директор "Сбербанк Лизинга" Дмитрий Ерошок. По его словам, в настоящее время программа будет действовать для продукции ГСС, но позже может распространиться и на другие отечественные самолеты.

Президент ОАК Михаил Погосян назвал операционный лизинг одним из основных инструментов продвижения продукции на рынок. "Сотрудничество с такой крупной структурой, как "Сбербанк Лизинг" - это важный элемент создания операционного лизинга в нашей стране для проекта SSJ-100. Для МС-21 этот механизм тоже будет использоваться, но на базе SSJ-100 мы отрабатываем такого рода решение", - сказал он, отвечая на вопросы "АвиаПорта".

При этом Д.Ерошок отмечает, что для поддержки создаваемого финансового института государство могло бы разделить рыночные риски с молодой компанией, например, войти в уставный капитал. "Нужно чуть-чуть помочь с гарантиями, чтобы дать хороший старт. В рамках нашей программы мы говорим, может быть, о небольшом вкладе в уставный капитал. Для того, чтобы по рискам в пропорции 80/20 или 85/15 разделить ответственность", - сказал Д.Ерошок.

Развитие новых финансовых механизмов логично продолжает заданную государством стратегию поддержки авиационной промышленности. Так, например, выполняя заветы вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, в сентябре должна начнет функционировать специальная рабочая группа, призванная найти способы поддержать рублем авиапроизводителей, которую возглавит генеральный директор ИФК Александр Рубцов. Изначально речь шла о том, что государство, со своей стороны, может, например, способствовать налаживанию механизмов субсидирования процентных ставок по кредитам и поддержке авиакомпаний в освоении новых типов самолетов и предоставления гарантии остаточной стоимости самолета. "Мы предложили механизмы по улучшению взаимодействия, которые выражаются в инструментарии, необходимом для стимулирования продаж самолетов, как в России, так и за рубежом", - сказал А.Рубцов в рамках МАКС-2013.

Платят госбанки

Пока же новых способов помочь продавцам и покупателям российских самолетов не появилось, взаимодействию между производителями и перевозчиками по-прежнему способствуют государственные финансовые структуры. Так в рамках МАКС-2013 стало известно, что "ВЭБ-лизинг" продаст "ЮТэйр" шесть самолетов SSJ-100LR и десять МС-21. "Трансаэро" получит от нее же шесть МС-21. Еще шесть таких машин перевозчик намеревается взять в лизинг у ИФК. ИФК, в свою очередь, поможет значительно пополнить парк авиакомпаниям "ВИМ-Авиа" и Red Wings. Первая подписала твердый контракт на пять самолетов Ту-204СМ с опционом еще на пять машин и меморандум о намерении взять в лизинг пять Bombardier CSeries-300 через дочернюю структуру ИФК. Вторая намеревается получить десять Ту-204СМ, десять МС-21 и десять Bombardier Q400 NextGen, которые начнут производить в России. Сделки будут профинансированы консорциумом российских банков при значительном участии "Новикомбанка", лаконично отмечает гендиректор ИФК А.Рубцов. Еще пять CSeries-300 ИФК передаст "ЮТэйр-Украина"

Приключения иностранцев в России

На долю канадской Bombardier в этот раз, кроме нескольких соглашений с российскими заказчиками, пришлась также типично российская история: хитросплетения условий и договоренностей привели к тому, что с целью вывода на наш рынок самолета Q400 NextGen собирать его придется в Ульяновске. Соответствующие документы были подписаны Bombardier и Ростехом. Что характерно, сильно разнятся оценки объемов этого рынка. Если в Bombardier считают, что России и СНГ в ближайшие 20 лет может понадобиться 400 самолетов такого типа, представители "Ростеха" называют цифру 250 машин. С такой оценкой соглашаются представители европейского производителя подобных самолетов - компании ATR. Помимо этого, продолжает завоевывать российский рынок еще не совершивший первый полет самолет CSeries-300 - его здесь продвигает ИФК. Согласно ранее сделанным заявлениям, лизингодатель не имел права передавать самолеты такого типа российским заказчикам, потому что он может составить конкуренцию отечественному SSJ-100. В случае с соглашением с "ВИМ-Авиа" компании удалось обойти этот запрет, использовав свою дочернюю компанию.

Плодотворно, но также запутанно прошел МАКС для представителей вертолетной отрасли. "Вертолеты России" подписали соглашение на поставку своей продукции колумбийской компании Vertical de Aviacion. Но остались разночтения, сколько вертолетов нужно колумбийцам. В сообщении "Вертолетов России" говорится, что меморандум о намерениях подписан в отношении поставки десяти вертолетов: пяти Ка-62 и пяти Ми-171А1, его планируется перевести в твердый контракт до конца текущего года. Согласно планам "Вертолетов России", поставки Ми-171А1 начнутся в 2016 году, поставки Ка-62 - в 2015 году. Колумбийцы, со своей стороны, надеются получить машины на год раньше. Причем компании нужны не пять, а всего четыре вертолета Ми-171А1. Вместе с тем, представители Vertical de Aviacion, не отрицая целесообразности покупки российских вертолетов, говорят, что им нужна не только техника, но и сертифицированный сервисный центр для ее обслуживания. Соответствующие переговоры с российским холдингом проведены, он ощутимых результатов не принесли. Контракт на поставку одного вертолета Ми-8АМТ в Казахстан не стал для отечественного производителя рекордным. А вот сделка, заключенная с Минобороны Камеруна госпосредником "Рособоронэкспорт" на поставку вертолетов типа Ми-17,

В остальном зарубежные гости были несколько более сдержаны в плане деловой активности на МАКС-2013, ограничиваясь, в основном, соглашениями о сотрудничестве в научной и технической областях. Европейская корпорация Airbus, которая на Ле Бурже подписала твердые контракты на 225 самолетов каталожной стоимостью $29,4 млрд, на московском авиасалоне участвовала в торжественной церемонии передачи юбилейного пятисотого комплекта ниши передней стойки шасси, производимой корпорацией "Иркут". Американской Boeing тоже нравятся российские колеса - она подписала меморандум о взаимопонимании с холдингом "Авиационное оборудование". Согласно документу, российский производитель авиакомпонентов изучит возможность создания опоры и систем управления шасси для пассажирских самолетов Boeing. Вице-президент по продажам подразделения Boeing - Гражданские самолеты" Марти Бентротт назвал прошедший авиасалон значимым с точки зрения выстраивания партнерских взаимоотношений с российскими партнерами....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка