О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Союз науки и техники

ОАК в ближайшее время расширит сотрудничество с академическими институтами. Основные направления взаимодействия были зафиксированы в соглашении о совместной работе

"Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) в ближайшее время расширит сотрудничество с академическими институтами. Основные направления взаимодействия были зафиксированы в соглашении о совместной работе, подписанном ОАК с Российской академией наук (РАН) в ходе авиасалона МАКС-2013. Цель документа - сблизить научные исследования и их прикладное применение, сделав этот процесс, как выражаются подписанты "обоюдоострым". Научные достижения будут быстрее находить отражение в реальных конструкциях, а ученые будут четче понимать перспективные направления для дальнейшей работы.

Текущий этап технологического развития авиационной промышленности характеризуется высокой наукоемкостью решаемых проблем и требует тесного взаимодействия научного сообщества и разработчиков авиационной техники, применяющих результаты исследований в прикладных разработках. Этим было предопределено и все предыдущее сотрудничество авиастроителей с академическими институтами. "Авиастроение - отрасль, которая всегда была на переднем крае. Конкуренция в этой отрасли является очень острой, постоянной, и всегда нужно предлагать что-то новое, - говорит президент РАН Владимир Фортов. - Академия наук и ее институты работают по практически всем направлениям, которые интересны для авиации".

Подтверждает необходимость развития взаимодействия и президент ОАК Михаил Погосян. Доля инвестиций, которая вкладывается в развитие ноу-хау в авиастроении - одна из самых высоких среди других отраслей, напоминает он. В свою очередь рубль, вложенный в развитие инноваций в авиастроении, дает отдачу примерно в семь раз больше через реализацию в других отраслях: разработанные технологические решения для аэрокосмической сферы потом передаются в другие отрасли, где уровень требований ниже, однако заметно выше серийность выпускаемой продукции.

Подписанное на авиасалоне МАКС соглашение определяет два десятка направлений сотрудничества, в рамках которых будет задействовано пять подразделений Академии наук. В числе перспективных проектов - переход на новые источники энергии, разработка новых материалов и интеллектуальных конструкций, снижение расходов топлива, улучшение экологичности самолетов. Помимо формирования научно-технического задела, который обеспечит конкурентоспособность отечественной продукции в среднесрочной перспективе, перед отраслью стоит задача перейти от цикла создания техники, который сегодня занимает 7-8 лет, к 2-4-летнему циклу.

Одним из основных примеров сотрудничества ОАК и РАН является истребитель пятого поколения Т-50. "Самолет обладает низкой радиолокационной заметностью, незаметен для радаров, - рассказывает директор Института теоретической и прикладной электродинамики РАН Андрей Лагарьков. - Чтобы создать эту технологию, необходимо было объединить много научных направлений - электрофизику, радиофизику, оптику, теорию дифракции, свойства материалов, химию, как фундаментальные, так и прикладные исследования".

Ряд перспективных разработок найдут применение на гражданской технике уже в ближайшие годы. Так уже в 2015 году ОАК намерена представить самолет Sukhoi Superjet 100, оснащенный шасси с электроприводом. Это решение позволит самолету двигаться по территории аэродрома, не включая двигатели, что соответствует современным тенденциям создания экологичных и энергосберегающих технологий, исключает возможность засасывания двигателями мусора с земли и существенно экономит денежные средства авиакомпаний. Вопрос, который стоит перед научным сообществом, заключается в обеспечении шасси электроэнергией. Сейчас отбор мощности для генерации электроэнергии идет от самих двигателей. Перспективная же концепция заключается в том, чтобы обеспечивать часть потребностей самолета за счет внутреннего энергоузла на системе топливных элементов - электрохимических генераторах. При этом электрохимические генераторы с высоким КПД в будущем рассматриваются в качестве возможной замены традиционных вспомогательных силовых установок.

Еще одна проблема, которую ОАК и РАН намерены совместно решать, связана с предотвращением обледенения воздушных судов. Обработка самолетов противообледенительной жидкостью перед каждым полетом стоит недешево, кроме того, она вредна для окружающей среды. Сейчас совместно изучается вопрос использования супергидрофобных покрытий, которые замедляют переход воды из жидкого в твердое состояния в десятки раз. Их применение позволило бы сократить потребность в обливе самолетов перед выполнением полета.

Заключенное соглашение между академией и корпорацией не предусматривает конкретных финансовых обязательств сторон - оно лишь очерчивает круг вопросов, решить которые призваны будущие поисковые исследования. "Определение условий финансирования - задача не генерального соглашения, но отдельных групп специалистов", - уточнил В.Фортов. Однако уже существуют наглядные примеры того, как сотрудничество ОАК с академическим институтом приводит к созданию современной лабораторно-исследовательской базы и реализации крупных проектов с многомиллионными бюджетами. "Работы, которые вел Институт теоретической и прикладной электродинамики, предусматривали создание прикладной базы, большого количества стендов, расчетных методов. В это были совместно инвестированы более 500 млн рублей", - рассказал М.Погосян. В рамках проекта были созданы радиоизмерительные полигоны на базе безэховых камер, лаборатория нанотехнологий, композиционных материалов и тонкопленочных структур и покрытий, лаборатория электрофизики композиционных материалов, опытные производства композиционных материалов. Сертификация лабораторного комплекса была завершена этим летом....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка