АвиаПорт.Ru
18 октября 2013, 15:13
Топливные элементы планируется использовать в конструкции БЛА
НИОКР по внедрению топливных элементов в качестве источника электропитания электродвигателей беспилотных летательных аппаратов активно проводятся в России
По его словам, установка топливных элементов на БЛА вместо обычного аккумулятора для электродвигателя в несколько раз увеличивает продолжительность полета. По сравнению с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), топливные элементы дают сопоставимую продолжительность полета. Однако у электродвигателя отсутствуют вредные выбросы, что присуще ДВС, ниже уровень вибраций и шума.
Работы по топливным элементам ведутся в России по нескольким направлениям на нескольких предприятиях. Так, например, несколько лет назад в ЦИАМ велись работы по топливным элементам для экспериментального БЛА под обозначением "ЦИАМ-Рекорд". По сути, это был демонстратор концепции применения топливных элементов (ТЭ) в беспилотной авиации. БЛА оснащался маршевым двигателем с ТЭ Aeropak 2 (Сингапур) мощностью 250 Вт. Топливо - газообразный водород под давлением 300 атм., который хранился в двух баках объемом по 7 л каждый. Взлетная масса - 13-14 кг, высота полета - до 3000 м, максимальная скорость - до 126 км/ч, максимальная крейсерская скорость - 90-95 км/ч, скорость полета на продолжительность - 80 км/ч, продолжительность полета планировалась 30-36 часов. Аппарат был достаточно большим: размах 5,9 м, длина 2,9 м, тянущий воздушный винт имел диаметр 500 мм. Эта работа в начале прошлого года характеризовалась, как находящаяся на стадии организации серьезных исследований в области создания авиационных двигателей на базе топливных элементов с применением углеводородного топлива.
Водородные топливные элементы существуют и широко используются в других отраслях, но существующие образцы не удовлетворяют условиям применения в авиации по массогабаритным параметрам. Проводимые работы проводились в рамках Федеральной целевой программы, но с незначительным финансированием. "Тем не менее, проведенные работы в ЦИАМ по водородным ТЭ не прошли бесследно", - отметил собеседник.
По его сведениям, в настоящее время в Институте проблем химической физики (ИПХФ) проводятся работы по применению ТЭ в БЛА. По имеющейся информации, сингапурские ТЭ весьма "средние" по характеристикам, не годятся для российских условий - даже при +10С они теряют работоспособность. Разработка ИПХФ позволит эксплуатировать ТЭ на БЛА при температуре -40 град С с потерей мощности порядка не более 10%. Со временем, ожидается повышение температурного диапазона до -60 град С. На сегодня работы ведутся достаточно интенсивно.
Создание ТЭ для работы на БЛА в российских условиях является сложной задачей. Летные испытания ТЭ разработки ИПХФ планируется проводить на нескольких типах БЛА, в том числе и на "ЦИАМ-рекорд", который, по некоторым сведениям, передан (второй экземпляр) ЦИАМ в ИПХФ. Работы будут вестись поэтапно. Известно, что испытания ТЭ будут проводиться на БЛА типа "Птеро-Е" разработки ООО "АФМ-Серверз" и "Тахион" разработки ООО "Ижмаш - беспилотные системы".
Применение ТЭ для БЛА с электродвигателями существенно увеличивают продолжительность полета - например, БЛА "Птеро-Е" летает 1,5 часа на аккумуляторе и 6-8 часов на топливных элементах при одинаковых массогабаритных характеристиках. "Ожидается, что на БЛА типа "Тахион" продолжительность полета увеличится в 5 раз", - сказал собеседник.
Он отметил существенную заинтересованность российских силовых структур в БЛА с ТЭ из-за бесшумности работы и увеличенной продолжительности полета при отсутствии вибраций, что позитивно сказывается на качестве получаемой видеоинформации. Весной этого года с работами ИПХФ ознакомился председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, которому был продемонстрирован БЛА "Птеро-Е" с ТЭ. В июле текущего года Министру обороны С.Шойгу был в полете продемонстрирован БЛА "Птеро-Е" с работой электродвигателя на ТЭ. В сентябре ИПХФ посетил руководящий представитель Министерства обороны для ознакомления с работами по ТЭ....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции