О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минпромторг объединит авиационную науку

Премьер-министр РФ Д.Медведев одобрил объединение крупнейших российских научно-исследовательских предприятий в одну структуру

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев одобрил объединение крупнейших российских научно-исследовательских предприятий в одну структуру. Мировой опыт подтверждает эффективность создания единых научно-исследовательских центров: консолидация институтов повысит их эффективность, позволит сэкономить средства и избежать исполнения предприятиями дублирующих функций.

Пять крупнейших научно-исследовательских институтов в области авиации: "ЦАГИ", "ЦИАМ", "ГосНИИАС", "СибНИА" и "ГосНИПАС" - будут объединены в единый научно-исследовательский центр "Институт имени Николая Жуковского". Такой законопроект был поддержан премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым на прошедшем пятого декабря заседании правительства.

"Сегодня перед авиацией стоят задачи, которые решить без консолидации усилий специалистов разных специальностей невозможно", - сказал в ходе заседания правительства президент Российской академии наук Владимир Фортов. Эту позицию поддерживают и в министерстве промышленности и торговли РФ. "Сейчас у нас несколько автономных структур, каждая из которых специализируется в отдельной области научных исследований, - заявил министр Денис Мантуров. - Такая разрозненность не позволяет максимально использовать имеющийся научный потенциал".

Д.Мантуров отметил, что авиационный проект - это связанный технологический комплекс, которым должна заниматься структура с широким спектром компетенций. Кроме того, за последние годы выросла и капиталоемкость научной части проектов. "Возможности НИЦ Жуковского позволят ему стать мощным центром проектирования, который сможет оказывать и инжиниринговые услуги в рамках создания инновационных образцов техники", - говорит министр.

Президент группы "Каскол" Сергей Недорослев, входящий в экспертную группу правительства, отмечает также, что затраты на НИОКР по всем министерствам составляют сотни миллиардов рублей, и есть работы, которые сейчас пересекаются и дублируются. "Необходима ревизия произведённых и текущих работ, также необходимо всю наработанную интеллектуальную собственность ставить на учёт, на баланс, и вовлекать в хозяйственный оборот, обеспечивать равный доступ на открытой основе", - считает он.

Консолидироваться будет не только научная, но и финансовая база: одной из задач центра также станет оптимизация затрат за счёт исключения бесполезных или дублирующих друг друга исследований. "Предприятия оптимизируют целый ряд функций и сделают их объединенными для центра - это управление финансами, прогнозирование, выработка стратегии, формирование национального плана, по которому будут формироваться задания правительства, и, конечно это управление имуществом и управление кадрами, - сказал журналистам генеральный директор ЦАГИ Борис Алешин. - Все функции, которые характерны и инвариантны по отношению к конкретной организации, будут вынесены в центр, поэтому тут мы предполагаем получить прямую синергию от снижения непроизводственных затрат".

Определен и механизм для объединения предприятий. Сначала при учреждении федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр" будет объединено четыре унитарных предприятия и одно казённое. Также внесены изменения в федеральные законы. "Что касается второго этапа, то при принятии поправок к закону об автономных учреждениях, входящие в состав центра предприятия приобретут статус автономных, - сказал журналистам Д.Мантуров. - Это на самом деле прецедент для российской науки". Как и прежде, заказчиком научно-исследовательских работ по авиационной тематике будет выступать государство. При этом центр сможет и сам участвовать в НИОКР на основе государственно-частного партнёрства, заниматься коммерциализацией результатов своей интеллектуальной деятельности.

Расширяя тезис о коммерциализации деятельности институтов, Д.Мантуров сообщил журналистам, что используя уже наработанный научно-технические задел, центром будут подписаны контракты как с российскими, так и международными предприятиями. "Каждый получает максимально быстрый и эффективный результат научных исследований (при условии консолидации научных предприятий - "АвиаПорт"), - сказал он журналистам. - Любой научно-технический задел - затратное предприятие, консолидация ресурсов экономит средства и влияет на сроки".

Министр считает объединение научных предприятий в единый центр одним из самых значимых действий, входящих в программу развития авиационной промышленности на 2013-2025 годы. По его мнению, создание НИЦ удачно ложится и в логику развития инструментов возвратного финансирования. "После 16 года мы будем перенастраивать инструменты на возвратное финансирование и предполагаем, что будут созданы отраслевые фонды, из которых будут финансироваться опытно-конструкторские работы, а научно-исследовательские работы будут выполняться за бюджетные средства, что не противоречит требованиям со стороны ВТО", - сказал он, отвечая на вопрос "АвиаПорта"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка