О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Росавиация считает, самолетам пора домой

Росавиация выступает против того, чтобы российские авиакомпании эксплуатировали самолеты, зарегистрированные в госреестрах других государств, и возрастные воздушные суда

Росавиация выступает против того, чтобы российские авиакомпании эксплуатировали самолеты, зарегистрированные в госреестрах других государств, и возрастные воздушные суда. Соответствующие предложения ведомство направило в Минтранс. Ни один, ни другой параметр министерство не сочло критичным для обеспечения безопасности полетов, но учло пожелания в дальнейшей работе.

Федеральное агентство воздушного транспорта предложило ограничить эксплуатацию российскими авиакомпаниями возрастных самолетов иностранного производства и зарегистрированных в госреестрах других стран. Эти предложения содержатся в письме, направленном в министерство транспорта. По замыслу Росавиации, речь идет не о запрете использования бортов, уже состоящих в парках отечественных перевозчиков, а об ограничении ввоза самолетов старше 15 лет. Относительно регистрации самолетов не ясно, предлагается ли переводить все воздушные суда в российский госреестр, или также установить это правило для вновь получаемых машин.

В Росавиации подробностей не рассказывают. "Мы не комментируем служебную переписку", - сказал агентству " АвиаПорт" представитель ведомства.

Надо отметить, что федеральное агентство не стало первопроходцем в этой теме: прежде похожие предложения озвучивались депутатами Госдумы. В разных вариациях исходили они от представителей "Единой России". Для начала законодатели предложили запретить эксплуатацию самолетов старше двадцати лет, мотивируя таковую необходимость небезопасностью "старых" ВС. Но, по подсчетам депутата Владимира Гутенева, и этот возраст не дал бы российским пассажирам гарантии безопасности. Он пошел дальше, решил омолодить флот еще на пять лет и запретить использование ВС старше 15 лет.

Решив не останавливаться на достигнутом, он также инициировал дискуссию о возвращении всех эксплуатируемых в России самолетов в российский же государственный реестр. Здесь использовалась еще более патриотическая мотивация - в тексте пояснительной записки депутат апеллировал к вопросам национальной безопасности в принципе. Согласно его логике, отсутствие у российских властей контроля за процессом поддержания летной годности воздушных судов, равно как и активное использование техники иностранного производства, делают уязвимым "национальный суверенитет" страны. Об экономической целесообразности подобных мер в документах ничего не говорится.

Теперь, когда страсти поутихли, обсуждение вопросов безопасности полетов и эксплуатации воздушных судов перешло из политического русла в профессиональное.

Минтранс со своей стороны подтверждает получение письма от Росавиации. В министерстве говорят, что уже 20 декабря предложения по совершенствованию системы обеспечения безопасности полетов были представлены правительству РФ. И в этих предложениях учтены пожелания Росавиации. Вместе с тем, по мнению министерства ни один из обозначенных параметров не имеет прямого отношения к безопасности. "Специалисты пришли к мнению, что безопасность полетов зависит не от возраста ВС, а от его летной годности. Страны, эксплуатирующие самолеты старше 50 лет, демонстрируют высокие показатели безопасности полетов", - отмечают специалисты Минтранса.

Аналогичную позиции озвучили и в отношении второго предложения. В Минтрансе объясняют, что, согласно результатам расследования авиакатастроф, недостатков в поддержании летной годности у самолетов, зарегистрированных в реестрах иностранных государств, специалисты не выявляют. Но при этом от самой идеи отказываться не будут. "В целях совершенствования государственной системы безопасности полетов проводится работа по обеспечению возможности регистрации иностранных ВС в российском реестре", - говорят в Министерстве.

Сама по себе инициатива вернуть регистрацию самолетов на Родину ничего ужасного из себя не представляет. Однако, не влияя напрямую на безопасность пассажиров, такой шаг может нанести финансовый урон рынку. Начиная с того, что многие воздушные суда отечественные компании берут в лизинг у иностранных партнеров, которые пока ничем не продемонстрировали желания переводить регистрировать свою технику в России. "Если эта инициатива будет принята, российским перевозчикам придется либо отказываться от услуг зарубежных лизингодателей, либо перебросить эти воздушные суда посредством сложнейших схем на российские лизинговые компании. Теоретически это возможно, практически - нет", - ранее говорил "АвиаПорту" заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский.

Кроме этого, регистрируя самолеты в России, компании рискуют значительно потерять в деньгах, продавая их впоследствии на вторичном рынке. Мировое авиационное сообщество не питает особенного доверия к российской системе поддержания летной годности. Аналогичной позиции придерживаются и финансисты. Соответственно, самолет с российской регистрацией по экспертным оценкам теряет 20-25% в стоимости, попадая на вторичный рынок. С одной стороны, перед авиационными властями встает сложнейшее противоречие между экономическими и политическими интересами (так как даже Минтранс согласился, что на безопасность "прописка" самолета не влияет, этот аргумент скоро перестанет иметь вес в дискуссиях). С другой, безвыходных ситуаций не бывает.

В сложившейся ситуации логичнее было бы направить усилия не на написание запретов и ограничений для эксплуатантов, а на совершенствование системы поддержания летной годности, чтобы перевозчики и лизинговые компании не испытывали дискомфорта, ставя суда в российский реестр. В частности, важно, чтобы отечественные правила в этой сфере были гармонизированы с европейскими, что, несомненно, подняло бы авторитет России в глазах международного сообщества. Кроме того, согласно мнению специалистов авиационной отрасли, полезно было бы передать контроль за процессами поддержания летной годности независимым экспертам....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка