О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пассажиропоток достиг пассажиропотолка

Российские аэропорты подводят итоги работы в 2013 году. Темпы роста пассажиропотока крупнейших авиаузлов, за некоторым исключением, снижаются, оставаясь при этом на уровне выше среднемирового

Российские аэропорты подводят итоги работы в 2013 году. Темпы роста пассажиропотока крупнейших авиаузлов, за некоторым исключением, снижаются, оставаясь при этом на уровне выше среднемирового. Небольшие аэропорты в некоторых случаях демонстрируют бурный рост, но обусловлен он так называемой "низкой базой", и по этой причине не может считаться репрезентативным. В наступившем году прорыва ожидать также не следует. А в МАУ ресурс для прежнего роста и вовсе исчерпан, говорят эксперты отрасли.

Прошедший год ознаменовался для российских аэропортов значительным увеличением пассажиропотока. Крупнейшие воздушные гавани страны показали темпы роста от 9% до 15%. Однако эти цифры в среднем несколько ниже, чем годом ранее - динамика роста пассажиропотока снижается.

Так, например, по предварительным итогам услугами московского аэропорта "Внуково" в 2013 году воспользовались 11,13 млн человек, что на 15% превышает результат 2012 года. Вместе с тем, в 2012 году пассажиропоток воздушной гавани увеличился на 22% в сравнении с 2011 годом. При этом в компании отмечают, что количество вылетающих за рубеж пассажиров увеличилось на 38%. Почти половину пассажиров - 48% - во "Внуково" привела авиакомпания "ЮТэйр". Еще 20% пассажиров воспользовались услугами "Трансаэро". В будущем году статистика должна измениться - "Трансаэро" значительно расширила маршрутную сеть с вылетом из "Внуково". Согласно оценкам, ранее озвученным совладельцем аэропорта Виталием Ванцевым, на долю "Трансаэро" будет приходиться до 45%, на "ЮТэйр" - еще 40-45% пассажиров.

Усиление "Трансаэро" во "Внуково" принесло аэропорту много новых маршрутов в города Северной Америки и популярные у российских туристов курорты. Увеличили объемы перевозки Turkish Airlines и немецкая Lufthansa. Также минувший год ознаменовался для аэропорта приходом венгерского низкобюджетного перевозчика WizzAir и началом сотрудничества с швейцарской хендлинговой компанией Swissport International, которая, в том числе, позволила аэропорту уменьшить время обслуживания воздушных судов, что как раз необходимо для работы лоукостеров.

Менее заметно замедлился темп роста другого столичного аэропорта - "Домодедово". С 9,6% в 2012 году этот показатель снизился до 9,2% в 2013 году. В сообщении самой компании сказано, что аэропорт стал "рекордсменом среди российских и восточноевропейских аэропортов", обслужив 30,76 млн человек. Согласно статистике аэропорта, только в период новогодних праздников (с 27 декабря по 12 января) воздушная гавань обслужила 1,36 млн пассажиров, что, по мнению представителей компании, вполне соответствуют ранее сделанному прогнозу в 1,4 млн.

В минувшем году аэропорт открыл несколько новых для МАУ направлений и также начал сотрудничество с лоукост-перевозчиками: британским EasyJet и турецким Pegasus. "Домодедово" расширяет выбор для путешественников по времени и стоимости перелетов, сохраняя при этом высокий уровень обслуживания", - утверждается в сообщении компании.

Третий аэропорт МАУ - "Шереметьево" окончательных итогов еще не подвел, но о снижении темпов роста пассажиропотока можно говорить и по ранее подготовленной статистике работы за 11 месяцев 2013 года. К декабрю пассажиропоток аэропорта увеличился на 11% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - до 27,15 млн человек. По итогам 2012 года рапортовали о росте этого показателя на 16%. При этом, конечно, количество клиентов "Шереметьево" неуклонно растет - за 11 месяцев прошлого года аэропорт обслужил больше пассажиров, чем за весь 2012 год.

В рамках новогодней программы (с 25 декабря по 12 января) услугами "Шереметьево" воспользовались 1,35 млн пассажиров, что также на 11% больше, чем годом ранее. Высокие результаты, как обычно, достигались за счет пассажиров чартерных рейсов на популярные зимние курорты.

Для "Шереметьево" ушедший год ознаменовался выбором инвестора для дальнейшего развития северной терминальной зоны - им стала TPS Avia Group. Так что глобальные изменения для аэропорта еще впереди.

"Несколько отличную статистику демонстрирует аэропорт Санкт-Петербурга "Пулково". В 2013 году он обслужил 12,85 млн человек, что на 15,2% больше, чем в 2012 году. Этот результат даже превышает ранее озвученный прогноз в 12 млн пассажиров по итогам года. Рост в 2012 году составлял 16%. При этом международными направлениями воспользовались 7 млн человек, что на 14,1% превышает показатель прошлого периода, внутренними - 5,83 млн человек (рост 16,6%)".

Самое значительное событие в "Пулково" произошло уже под конец года - 4 декабря начал функционировать новый пассажирский терминал, откуда уже сейчас выполняют рейсы авиакомпании "Россия" и "Трансаэро". Реализация инвестиционной программы продолжается, и в течении 2014 года планируется построить ряд новых объектов. В нынешнем году аэропорт сможет принять уже 17 млн пассажиров.

Аэропорт Екатеринбурга "Кольцово" сохраняет прежние темпы роста: в 2013 году он обслужил 4,3 млн пассажиров, что на 13% больше, чем в 2012 году, рассказал "АвиаПорту" представитель компании. Годом ранее этот показатель составлял 12,7%. В ушедшем году в "Кольцово" открылось место международного почтового обмена (ММПО) ФГУП "Почта России". Ожидается, что ежегодный рост объемов перевозимой почты теперь будет составлять 10-15%.

Статистика Новосибирского "Толмачево" скорее соотносится со столичными аэропортами. Темп роста пассажиропотока там замедлился с 18,1% в 2012 году до 14,7% в 2013. году. За прошедший год его услугами воспользовались 3,748 млн человек. Международные перевозки росли значительно более высокими темпами, чем внутренние - 24,5% против 8,7%. В "Толмачево" говорят, что рост пассажиропотока связан с открытием рейсов по новым направлениям: как на популярные курорты, так и в города России и ближнего зарубежья. В 2014 году аэропорт планирует обслужить до 4,2 млн человек. В минувшем году "Толмачево" начал сотрудничать с новыми авиакомпаниями, в том числе, созданным группой "Аэрофлот" дальневосточным перевозчиком "Аврора".

Если в крупнейших российских аэропортах наблюдается тенденция к снижению темпов прироста пассажиропотока, то небольшие региональные аэропорты порой напротив демонстрируют бурный рост. Так об увеличении на 44% количества пассажиров рапортовал аэропорт Кирова "Победилово". В полтора раза увеличилось количество клиентов аэропортов Горно-Алтайска, больше чем на треть вырос пассажиропоток аэропорта Благовещенска. Но, во-первых, такими результатами может похвастаться далеко не каждый, во-вторых, получаются эти внушительные результаты за счет низкой базы - абсолютное число пассажиров многих региональных аэропортов измеряется тысячами или десятками тысяч, поэтому приход нового перевозка или увеличение частоты полетов на имеющемся направлении дает очень заметный результат. Соответственно, их нельзя считать репрезентативными.

Согласно экспертным оценкам, минувший год продемонстрировал, что потенциал роста крупных аэропортов стал исчерпывать себя. Теперь количество пассажиров больше не будет расти такими взрывными темпами. "Потенциал роста в будущем году ограничен. Особенно это будет заметно в МАУ. Повлияет только Олимпиада - на какой-то период рост будет значительным, но общей картины это не изменит", - говорит заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский.

По его словам, отразится эта тенденция и на региональных аэропортах. Так как летают оттуда в основном в столицу, а столичный рынок уже и так насыщен, новые рейсы будут открываться все реже. Что же касается региональных программ субсидирования авиаперевозок, они не будут иметь столь значительного влияния на количество пассажиров в аэропорту. Во-первых, эти рейсы выполняются самолетами небольшой вместимости. Во-вторых, наличие рейса еще не означает его полную загрузку. Соответственно, относительно существенно увеличиваться может количество самолетовылетов, но не пассажиропоток.

"Снижение темпа роста пассажиропотока - явление закономерное и предсказуемое, считает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. Согласно его прогнозам, он будет замедляться до 6% в год. Тот факт, что в меньшей степени изменения затронули аэропорт "Пулково", аналитик объясняет его значительными возможностями и большим потенциалом по обслуживанию внутрироссийских рейсов, а также расширением терминальных мощностей и развитием наземной инфраструктуры, тогда как московский "Шереметьево", например, в моменты пиковой нагрузки летом работал фактически на пределе своих возможностей в части приема и обслуживания воздушных судов".

В целом же тенденция поступательного развития региональных аэропортов на фоне замедления роста пассажиропотока в МАУ одна из ключевых, о чем не раз говорили авиационные власти, представляя публике планы развития столичных аэропортов....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка