Опубликовано: 16.01.2014, 13:35
 

Больше, чем просто тариф


[image]

Авиакомпания "Трансаэро" на этой неделе начала осуществлять перевозку по новому тарифу "дисконт-класса". Судя по информации от перевозчика, идея программы в том, чтобы позволить пассажирам экономить. Рынок считает, что задумка намного глубже и такое нововведение - это шаг на пути к разделению бизнеса.

Авиакомпания "Трансаэро" с 14 января начала выполнять так называемые низкобюджетные перевозки из аэропорта "Домодедово" на самолетах Boeing-737 и Ту-214 по ряду направлений внутри России, а также в страны СНГ, Европу и на Ближний Восток. Идея состоит в том, чтобы сократить количество предоставляемых на борту услуг до ограниченного законодательством минимума и, соответственно, взимать с пассажиров меньшую плату. Как рассказали агентству "АвиаПорт" в компании, пользуясь этими рейсами, пассажиры смогут сэкономить до 25% от стоимости тарифа в сравнении предложением в полном классе обслуживания. "Большая часть экономии в стоимости билетов дисконта достигается за счет сокращения расходов на питание, сокращение агентского комиссионного вознаграждения, а также опосредованно за счет уменьшения нормы бесплатного провоза багажа", - объясняет представитель перевозчика.

Крупицы экономии

Сохраняется возможность провоза багажа. Но при минимальном тарифе норма будет ограничена десятью килограммами, обозначенными в законодательстве. Ограничено будет питание на борту - на коротких рейсах клиентам предложат напитки, на более длительных - снеки или даже холодное и горячее питание. Отмечается также, что в случае возврата авиабилета, компенсацию пассажир получит "в полном соответствии с правилами, установленными Воздушным кодексом РФ".

Так как для реализации новой услуги планируется использовать уже имеющиеся в парке авиакомпании самолеты в таком виде, как есть, то самые щедрые пассажиры даже получат возможность сидеть в креслах бизнес-класса. "Таким образом, новый продукт "Трансаэро", обеспечив пассажирам необходимые по комфорту условия, сделает воздушные перелеты существенно более доступными по стоимости", - подчеркивают в "Трансаэро". Класс дисконт уже действует на всем объеме пассажирских кресел самолетов Вoeing-737 Classic и Ту-214, вылетающих соответствующими рейсами из Домодедово. Как пояснили в компании, исключение сделали только для направление Москва-Сочи: до конца зимы на этих рейсах сохранится полный спектр услуг для пассажиров бизнес-класса, которые купили билеты по соответствующим тарифам. Любители путешествовать с комфортом смогут улететь по тем же направления из "Внуково".

Надо отметить, что осенью 2013 года авиакомпания перевела во "Внуково" значительное количество рейсов, и теперь оттуда выполняет полеты в 60 направлениям. Комментируя это событие, генеральный директор "Трансаэро" Ольга Плешакова неоднократно акцентировала внимание на возможностях этого аэропорта по обслуживанию пассажиров премиальных классов. "Мы заметили значительный рост пассажиров именно премиальных классов", - сказала она, комментируя перевод рейсов. Также, согласно озвученным планам компании, именно во "Внуково" будут эксплуатироваться самолеты поколения NG и новые широкофюзеляжные лайнеры.

Что это было?

С одной стороны, снижение количества предоставляемых пассажиру услуг в обмен на возможность дешевле покупать билеты - это общеевропейская тенденция. С другой, сама "Трансаэро" ранее неоднократно демонстрировала свои возможности обслуживать VIP клиентов и большое внимание уделяла продвижению своих премиальных классов.

Идея экономить не нова и для российского рынка. Так, например, авиакомпания "ЮТэйр" закупает новые самолеты Airbus в моноклассной компоновке, что позволяет увеличить количество кресел на борту, и, соответственно снизить себестоимость перевозки одного пассажира. С началом эксплуатации этих бортов перевозчик начал предлагать перелет по тарифу, который называет "бюджетным". В случае с "Трансаэро" будут использоваться самолеты в имеющейся компоновке, то есть экономить за счет уплотнения пассажиров не выйдет. Первые комментарии к открытию новой услуги сводились к тому, что введение нового тарифа - попытка конкурировать с создаваемой группой "Аэрофлот" низкобюджетной авиакомпанией "Добролет". В самом "Аэрофлоте" такое сравнение комментировать отказались. Однако же нововведение "Трансаэро" явно не соответствует бизнес-модели лоукостера.

На рынке действия авиаперевозчика назвали демпингом, объясняя, что за счет экономии только на количестве еды и багажа заметно снизить издержки не получится. А учитывая высокую долговую нагрузку перевозчика снижать собственную маржу при формировании тарифа несколько нелогично. На вопрос о том. В какие суммы обойдется запуск новой услуги, представители компании не ответили. Игроки рынка уверены, что достичь заявленной экономии без отмены законодательных ограничений не получится.

Разделение модели

Аналитики, с одной стороны, соглашаются с формулировкой "демпинг". С другой, учитывая, что в "Трансаэро" отдельным образом подчеркнули, что введение подобной услуги во "Внуково" не предвидится, звучат предположения о попытке авиакомпании, по сути, разделить бизнес.

"Это выглядит попыткой разделить бизнес. Та часть, которая останется в "Домодедово", призвана приносить кэш благодаря низким тарифам. "Внуковская" будет зарабатывать по-другому, там эксплуатируются широкофюзеляжные воздушные суда и ни о каких "дисконтах" речи быть не может", - предполагает заместитель генерального директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. Вместе с тем, эксперт замечает, что проводить столь разнонаправленную политику в рамках одной компании будет не просто. "Не понятно, например, какую часть в себестоимости перевозки из "Домодедово" будут составлять постоянные издержки. И как, например, будут распределяться расходы, связанные с обслуживанием весьма значительного долга компании", - говорит он, подчеркивая, что стратегия низкобюджетных авиакомпаний изначально предполагает не снижение цен, а реальную экономию на издержках.

Старший аналитик ФГ БКС Игорь Краевский полагает, что "Трансаэро" таким образом пытается осторожно попробовать себя на рынке низкобюджетных перевозок. "Если сравнивать с планами "Аэрофлота", который обещает после внесения соответствующих изменений в законодательство снизить стоимость перевозки на 40% в случае с "Добролетом", обещание "Трансаэро" снизить тариф на 20%-25%, сохраняя только необходимую часть услуг выглядит реалистично".

По предположению эксперта, на первом этапе перевозчику действительно придется несколько снизить собственную маржу при расчете такого тарифа. "Скорее всего, это делается для того, чтобы "обкатать" систему. А после, когда позволит законодательство, перейти на низкобюджетную модель", - прогнозирует И.Краевский. Именно поэтому, считает он, для реализации идеи был выбран отдельный аэропорт, как в случае с "Аэрофлотом", который не хочет оставлять "Добролет" в "Шереметьево".

 
Ссылки по теме:
Материал «Больше, чем просто тариф» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Ту-214, Плешакова Ольга, Добролет, Аэропорт, Отраслевое агентство "АвиаПорт", Аэрофлот - российские авиалинии, Авиационная компания "Трансаэро", Авиакомпания Utair, ЮТэйр (UTair), ТРАНСАЭРО (Transaero Airlines), Восток, ЮТэйр-Карго (в процессе тестирования)