Опубликовано: 24.02.2014, 21:57
 

Модели управления предприятием: какую выбрать? Часть 1


[image]

На Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе в начале 2012 года тема обсуждения "Великая трансформация: формируя новые модели" отразила общее понимание того, что капитализм в его нынешней форме нуждается в глубокой трансформации. Системный кризис в еврозоне, финансовая нестабильность США, потрясения в арабском мире, социальные волнения в странах Евросоюза, межнациональные и межконфессиональные конфликты, недостаток продовольствия и воды в Африке, нехватка средств для поддержания нормальной жизни (за исключением "золотого миллиарда"), истощение природных ресурсов, растущая пропасть между богатыми и бедными - все это привело к дискуссии о капитализме, организованной на форуме журналом "Тimes". В результате "мозгового штурма" с участием 100 экспертов и бизнесменов были выдвинуты следующие основные идеи:

  • Капитализм XX века ослабляет общество XXI века. Потеряны моральные ориентиры, модель капитализма необходимо пересмотреть.
  • Бизнес существует не ради прибыли. На первом месте должна быть полезность бизнеса для общества, затем инновации. Самые успешные должны становиться самыми полезными для общества.
  • В сфере технологий - главное развитие. Если мы делаем все, как раньше, - мы проигрываем.
  • Мы должны перейти от прибыли как цели, к прибыли как средству достижения социально значимых целей. Деятельность компаний сделать прозрачной и открытой для общества.
Моделирование современных общественных систем надежнее всего обеспечивает методология классической политической экономии в виде ее завершенной формы - марксистской школы. Здесь мы находим наиболее цельное и глубокое фундаментальное учение, открывающее возможности для понимания закономерностей экономического развития постиндустриального (или информационного) общества. Его дополняют работы Т. Ве**ена, Дж.М. Кейнса, В. Ойкена, современных институционалистов (А. Алчиан, К. Эрроу, Д. Норт и др.).

Важнейшими условиями формирования современной модели общества следует назвать следующие:

1. Различие в уровнях развития производительных сил исторически определенных сообществ обусловливает различие в способах хозяйствования, способах присвоения жизненных благ. Рассматривая в "Нищете философии" этот вопрос, К. Маркс справедливо отмечал: "…люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни, - они изменяют все свои общественные отношения. Ручная мельница дает вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница - общество с промышленным капитализмом" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 5 - С. 364). Продолжив этот ряд на XX и XXI века, мы видим, как на смену индустриальному обществу приходит постиндустриальное, информационное. Воспроизводство основного отношения "индивидуальный капитал - наемный работник" сменило отношение "акционерный капитал - наемный работник".

2. Общество и государство контролируют соблюдение главных принципов корпоративного управления, рекомендованных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Государствами-членами Организации, основанной в 1960 году со штаб-квартирой в Париже, являются 34 страны: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Чили, Чешская республика, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словацкая республика, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и США. Бюджет ОЭСР на 2013 год составляет 354 млн евро, почти 22% которого обеспечивают США, затем - Япония и остальные страны-члены. ОЭСР поддерживает сотрудничество с более чем 70 странами, не являющимися ее членами, включая страны БРИКС: Россией (которой в мае 2007 года было предложено начать переговоры о вступлении в члены), Бразилией, Китаем, Индией, ЮАР (которым была предложена программа "усиленного вовлечения"). Видимо, одной из причин не вступления стран БРИКС является политическая - тесное сотрудничество ОЭСР с парламентской ассамблеей НАТО. Миссия Организации заключается в содействии политике, которая позволяет улучшить экономическое и социальное благополучие людей во всем мире. В этом направлении ей потребуется приложить максимум усилий, чтобы вернуть доверие населения к правительствам стран-членов, так как из-за глобального экономического кризиса сегодня только четыре из десяти граждан ОСЭР доверяют своим правительствам, особенно в наиболее пострадавших от кризиса государствах: Ирландии, Греции, Словении и Португалии. Среди инициатив ОЭСР, направленных на повышение прозрачности, целостности и главенства закона, можно назвать следующие: Конвенция по борьбе с взяточничеством в международных деловых операциях; Руководство для транснациональных предприятий; документы по снижению недобросовестной налоговой конкуренции и пагубного влияния картельных соглашений по ключевым видам ресурсов; Рекомендации по совершенствованию этических норм поведения государственных служащих; деятельность Рабочей группы по противодействию отмыванию денег и др. Принципы корпоративного управления были подписаны министрами на заседании Совета ОЭСР 26-27 мая 1999 года и предназначены для применения компаниями, чьи акции свободно обращаются на рынке. В то же время нет никаких ограничений по их использованию в практике корпоративного управления компаний (частных и государственных), не котирующихся на бирже, и пересмотру при регулятивном воздействии государства, социального климата, рыночной конъюнктуры, конкурентной среды и факторов производства.

Принципы относятся к 5 сферам деятельности компаний: 1) Права акционеров; 2) Равное отношение к акционерам; 3) Роль заинтересованных лиц; 4) Раскрытие информации и прозрачность; 5) Обязанности правления. Текст принципов и относящихся к ним материалов опубликован на сайте ОЭСР.

Кстати, проверить профессионализм экономистов ОЭСР можно будет уже в ближайшее время, сравнив итоговые показатели развития экономики России со сделанным этой Организацией прогнозом, представленным в таблице.

Прогноз развития экономики России по данным ОЭСР
Показатель2013 год2014 год2015 год
Рост ВВП, %1,52,32,9
Инфляция, %6,65,74,5

Современная экономика - экономика акционерных обществ, к примеру, в США 100 крупнейших корпораций, объединяя 45% трудовых ресурсов, дают около 60% ВВП страны. Для открытых (публичных) и закрытых (непубличных) корпораций сегодня достижение максимальной прибыли перестало провозглашаться первейшей целью. Реализуются разнообразные социальные программы в интересах работников предприятий, растут зарплаты и бонусы, большое внимание уделяется условиям труда и воспроизводства рабочей силы. Такая благотворительность не отменила главное противоречие акционерной собственности - между менеджментом и собственниками. Бесконтрольность со стороны акционеров-собственников и государственных структур приводит к тому, что руководители корпораций, высшие управляющие, являясь наемными работниками акционеров или государства, активно используют корпорации как свою частную собственность. Это подтверждается и заоблачными бонусами и дивидендами (не говоря уже о ежемесячном вознаграждении), и "золотыми парашютами" топ-менеджеров, и корпоративными вечеринками с приглашением западных или отечественных звезд шоу-бизнеса, и расточительными тендерами с "золотыми унитазами" и т.д. Разрыв в зарплатах рядовых работников и их начальников в США и Европе составляет 3,5 раза, а в России - в 12,5 раз. Доля зарплаты в валовом продукте в развитых странах составляет порядка 50%, в России - 25%.

Словно наблюдая события финансовых потрясений наших дней, К. Маркс говорил о само себя уничтожающем противоречии как переходном пункте к новой форме производства. "Присущее ей (акционерной собственности - авт.) противоречие ведет к установлению монополии и потому требует государственного вмешательства. Оно воспроизводит новую финансовую аристократию, новую разновидность паразитов в образе прожектеров, учредителей и чисто номинальных директоров; оно воспроизводит целую систему мошенничества и обмана в области учредительства, выпуска акций и торговли акциями. Это - частное производство без контроля частной собственности" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 25, ч. 1, - С. 479).

В настоящее время во всем мире прибавочным продуктом, как корпораций, так и общества в целом, распоряжается менеджмент, причем с неограниченными возможностями для личного обогащения. Такое положение дел вызывает сопротивление и возмущение большинства членов общества, экономические и этические проблемы крупного бизнеса порождены отделением в корпорациях функций управления от собственности, вытеснением управляющими из процесса управления акционеров.

Основным условием формирования модели "морального капитализма" (определение премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона), или более точно - "нормального капитализма для каждого" (определение президента РФ В. Путина. В. Путин. О наших экономических задачах//Ведомости. - 30 января 2012. С. 16) является сохранение и упрочение макроэкономической стабильности страны.

Одним из инструментов сохранения макроэкономической стабильности в наше время становится соединение на деле собственности, труда и управления, активная государственная поддержка наделения правами акционеров работников компаний всех форм собственности. Акционерные общества работников - одна из наиболее распространенных в мире форм коллективных предприятий. Сотрудники становятся заинтересованными в прибыли компании, и это мотивирует их работать производительнее и творчески. Кроме того, схема управления народным предприятием сводит к минимуму возможность его рейдерского захвата. Если в начале 1980-х такая форма была свойственна небольшим частным корпорациям, то к началу 1990-х собственность работников стала быстро распространяться и на крупные корпорации. Акции всемирно известных транспортных корпораций Siemens, Volvo, МcDonnell Douglas, Air France принадлежат, в том числе их работникам. Более того, за рубежом практикуется владение даже конструктивными частями коммерческих самолетов разными собственниками, что можно сравнить с привлечением авиакомпаниями своего рода беспроцентных кредитов, но с выплатой дивидендов.

В 1994 году в собственность работников путем выкупа перешла крупная американская авиакомпания United Airlines с численностью работающих около 80 тыс. чел. Именно этот способ был расценен как наилучшее решение с точки зрения вывода компании из кризиса, которая после объединения в 2010 г. с Continental Airlines стала самой большой авиакомпанией мира (в 2012 г. было перевезено 140 млн пассажиров, 5341 рейс в сутки, 343 направления). Объединенная авиакомпания, являющаяся одним из лидеров глобального альянса Star Alliance, проводит стратегию The go forward plan, включающую 4 пункта: 1) Fly to win - понимать потребности клиентов, потребительское поведение (за что клиенты готовы платить и сколько); 2) Fund the future - эффективно управлять затратами и денежными потоками; 3) Make reliability a realty - перевезти каждого пассажира безопасно, вовремя и без проблем; 4) Work together - создать корпоративную культуру, в которой люди работают с удовольствием. Многие российские транспортные предприятия в ходе второй волны приватизации (до 2017 года) также могли бы обратиться к подобной практике и использовать вовлечение работников в процессы владения собственностью.

Стратегия - это управленческий план, направленный на укрепление рыночных позиций предприятия, удовлетворение потребностей клиентов и достижение экономических результатов деятельности. Американский ученый австрийского происхождения, экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века Питер Друкер (1909-2005) в своей книге "Практика управления" (1954 г.) популяризирует идею управления с помощью целей и задач, которые направлены на достижение стратегии. В теории организации существует несколько генеральных стратегий предприятия, которые могут варьироваться в зависимости от конъюнктуры рынка и воздействия внутренней и внешней среды. Типы генеральных стратегий предприятия и методы их реализации представлены в таблице.

Типы генеральных стратегий предприятия и методы их реализации
№ п/пТип стратегииМетоды реализации
1ПредпринимательскаяПринимаются проекты с высокой степенью риска,
минимальным количеством действий.
Ресурсы - недостаточны, поэтому в центре внимания -
быстрое принятие ближайших мер,
даже без соответствующей проработки
2Динамического ростаПостоянное сопоставление
текущих целей и ресурсов,
создание фундамента для будущего,
диверсификация деятельности.
Степень риска - минимальная
3Сохранения достигнутого
уровня прибыльности
(ограниченного роста)
В центре внимания - сохранение
существующего уровня прибыли,
даже возможно ценой сокращения
объемов деятельности
и доли предприятия на рынке
4ЛиквидационнаяПродажа активов,
устранение возможных убытков.
Не уделяется внимание попыткам
спасти предприятие
5ВыживанияОсновное - спасти предприятие,
даже ценой роста кредиторской задолженности.
Меры по сокращению затрат и персонала.
Бойтесь менеджеров, ориентированных на выживание
6ОбновленияКонцентрация ресурсов
на новом направлении деятельности,
смена руководства предприятия,
разработка и реализация антикризисной программы

В качестве примера научного выбора и следования стратегии развития можно привести второго перевозчика России - первую частную авиакомпанию "Трансаэро", отметившую 5 ноября 2013 года свое 22-летие и до недавнего времени проводившую генеральную стратегию динамического роста, о чем свидетельствуют высокие основные производственные показатели (2-е место по объему пассажирских перевозок в 2012 году (10,3 млн.); 1-е место по занятости пассажирских кресел (82,5%); чистая прибыль за 2012 г. - 0,9 млрд руб.; флот - 100 ВС; доля рынка - 21%). Но в рамках утвержденной 11 октября 2013 года на очередном заседании Совета директоров ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" стратегии развития на 2013-2018 годы под названием "Рациональный рост, эффективность и концентрация" основной акцент уже будет сделан на улучшении финансовой эффективности за счет сокращения темпов роста (стратегия ограниченного роста).

Важным стратегическим направлением аэропортовой деятельности может служить Государственное и Частное партнерство (ГЧП). Однако это связано с некоторыми факторами риска. Рассмотрим ОАО "Аэропорт "Пулково", развитие которого в ближайшие 30 лет определяется Соглашением о ГЧП. Основные риски, могущие возникнуть в этот период, связаны с реализацией его прав и обязанностей в соответствии с Соглашением о ГЧП. Однако, помимо реализации своей основной функции - контроля над развитием аэропорта "Пулково" в рамках Соглашения о ГЧП, ОАО "Аэропорт "Пулково" осуществляет и другую коммерческую деятельность (например, сдает помещения в аренду, содержит гостиничный комплекс, предоставляет абонентам коммунальные услуги, оказывает услуги по охране окружающей среды).

Ниже приводится описание основных рисков ОАО "Аэропорт "Пулково" в соответствии с приведенным выше делением.

Риски, связанные с осуществлением деятельности ОАО "Аэропорт "Пулково" в качестве стороны по Соглашению о ГЧП

Поскольку институт государственно-частного партнерства начал функционировать в Российской Федерации сравнительно недавно и еще не получил широкого распространения, налицо наличие некоторого несовершенства законодательной базы в сфере регулирования вопросов ГЧП, а также опыта осуществления крупных ГЧП-проектов, что приводит к высокой степени риска при их реализации.

Помимо общих правовых рисков, проект создания, реконструкции и эксплуатации на основе государственно-частного партнерства объектов, входящих в состав имущества аэропорта "Пулково", предполагает наличие прочих рисков, а именно: операционных рисков, связанных с колебаниями пассажиропотока, тарифной политикой и прочими операционными факторами, технологических рисков, конструкторских рисков, рисков финансового закрытия, валютных рисков и др.

Для минимизации рисков по проекту в Соглашении о ГЧП предусмотрен механизм распределения рисков, где все риски, связанные с реализацией проекта, разделены между участниками проекта, т.е. ОАО "ВВСС", ОАО "Аэропорт "Пулково" и Санкт-Петербургом. В частности, ОАО "Аэропорт "Пулково" и Санкт-Петербург могут нести следующие категории рисков:
  1. Риск несения дополнительных затрат по Соглашению о ГЧП;
  2. Риск преждевременного расторжения Соглашения о ГЧП.
Риск несения дополнительных затрат ОАО "Аэропорт "Пулково" и Санкт-Петербургом возможен в случаях возникновения правительственного риска, риска загрязнения окружающей среды, обнаружения оговоренных дефектов в переданных Партнеру активах, а также в случае обнаружения не страхуемого риска.

Преждевременное расторжение Соглашения о ГЧП возможно по следующим основным причинам:
  • нарушение Партнером своих обязательств по Соглашению, приводящее к его досрочному расторжению;
  • нарушение обязательств по Соглашению ОАО "Аэропорт "Пулково" и Санкт-Петербургом, а также правительственный риск и форс-мажорные события, перечень которых приводится в Соглашении о ГЧП.
Необходимо отметить, что риск преждевременного расторжения Соглашения о ГЧП косвенно также повлечет необходимость несения дополнительных затрат.

Для минимизации указанных рисков можно предложить следующие мероприятия:
  1. ОАО "Аэропорт "Пулково" разработало матрицу рисков, предусматривающую полный перечень возможных рисков по проекту с описанием последствий рисков, инструментов их минимизации, перечнем мероприятий, проводимых для мониторинга их возможного возникновения, с указанием состава мероприятий, частоты и ответственных за их проведение.
  2. В составе ОАО "Аэропорт "Пулково" создано структурное подразделение, отвечающее за осуществление и обеспечение контроля за работой Партнера в рамках исполнения Соглашения о ГЧП, а также осуществляющее сбор, анализ, обработку информации, касающейся проекта реконструкции и развития аэропорта, формирование отчетов о работе Партнера.
  3. Для оказания консультационных услуг по проекту ОАО "Аэропорт "Пулково" привлекает международных консультантов, обладающих мировым именем и опытом работы над крупными инфраструктурными проектами.
  4. Утверждено Положение о Фонде покрытия расходов по Соглашению о ГЧП.

Риски, не связанные с осуществлением деятельности ОАО "Аэропорт "Пулково" в качестве стороны по Соглашению о ГЧП

Риски, не связанные с осуществлением деятельности ОАО "Аэропорт "Пулково" в качестве стороны по Соглашению о ГЧП, возникают в связи с осуществлением ОАО "Аэропорт "Пулково" прочей коммерческой деятельности, к которой относятся:
  1. Передача в аренду помещений, сооружений, зданий и земельных участков сторонним организациям;
  2. Управление гостиничным комплексом;
  3. Деятельность по предоставлению коммунальных услуг;
  4. Оказание услуг по охране окружающей среды.
Минимизация рисков, связанных с передачей в аренду недвижимого имущества ОАО "Аэропорт "Пулково", возможна путем заключения договоров страхования имущества (где страхователями будут являться арендаторы недвижимого имущества, а выгодоприобретателем - ОАО "Аэропорт "Пулково"), а также страхования гражданской ответственности ОАО "Аэропорт "Пулково" перед третьими лицами.

В части осуществления деятельности по предоставлению коммунальных услуг субарендаторам, управления гостиничным комплексом, а также оказания услуг по охране окружающей среды необходимо отметить, что осуществление этих видов деятельности является непрофильным для ОАО "Аэропорт "Пулково". В связи с этим, ОАО "Аэропорт "Пулково" считает целесообразным постепенно отказываться от их осуществления, что, в свою очередь, приведет к минимизации рисков, связанных с оказанием такого рода услуг.

 
Материал «Модели управления предприятием: какую выбрать? Часть 1» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Аэропорт, Авиационная компания "Трансаэро", Air France (в процессе тестирования)