АвиаПорт.Ru
16 декабря 2014, 19:04
Видеомост генерального конструктора ОАО "Авиадвигатель" Александра Иноземцева
В преддверии 75-летия организации пермского КБ состоялся видеомост на тему: "Перспективы развития отрасли двигателестроения в России" с участием А.Иноземцева
А.Иноземцев в коротком вступительном слове отметил, что КБ за свои 75 лет пережило несколько проблемных периодов. Первый в 1950-е годы, когда предприятие позже других перешло с поршневых двигателей на реактивные и оказалось в силу ряда причин последним при таком переходе. Однако КБ удалось мобилизовать все резервы, и впоследствии его силами впервые в нашей стране был создан двухконтурный авиадвигатель. Второй проблемный период предприятие пережило в начале 1990-х годов, когда обрушился гособоронзаказ, произошел разрыв кооперационных связей. Предприятие нашло выход в промышленных наземных газотурбинных установках (ГТУ), перестроилось и вышло на новый рынок, проведя первую осевую линию новой установки в 1992 году. На сегодня произведено около 800 промышленных наземных газотурбинных установок, это больше, чем сделал кто бы то ни было в России. "Сейчас у нас новый уровень деятельности - создание авиадвигателя ПД-14, при этом удалось создать мощнейшую кооперацию с десятками заводов авиадвигателестроения", отметил руководитель предприятия. Сейчас ОАО "Авиадвигатель" находится на подъеме и коллектив исключительно успешно подошел к сегодняшнему дню.
Далее А.Иноземцев последовательно отвечал на вопросы пермских и московских журналистов о деятельности ОАО "Авиадвигатель" и, прежде всего, о работах по созданию авиадвигателя нового поколения ПД-14 для перспективного самолета МС-21. Ниже следует изложение ответов генконструктора, систематизированных тематически.
Господдержка проектов МС-21 и ПД-14 не будет снижена
Общий объем инвестиций по программе создания семейства двигателей ПД-14 на сегодня составляет порядка 28 млрд рублей, общий объем всего проекта 85 млрд рублей, включая затраты на технологическое перевооружение всех заводов кооперации. Конечно, в связи со сложной политической обстановкой идет пересмотр финансирования программ, но по имеющейся информации по двум программам (МС-21 и ПД-14) пересмотр объема бюджетного финансирования не рассматривается, их господдержка не уменьшилась ни на один рубль.
Состояние программы создания авиадвигателя ПД-14
Огромные силы и затраты при создании ПД-14 не могут остаться без дальнейшего применения в авиадвигателестроении. Наработки при создании ПД-14 найдут самое широкое применение не только в работах ОАО "Авиадвигатель", но и других конструкторских разработках.
Подготовка к летным испытаниям ПД-14
В настоящее время ведется подготовка к предстоящим летным испытаниям ПД-14 на летающей лаборатории Ил-76 (Ил-76ЛЛ). По плану летные испытания должны начаться в июне 2015 года. На сегодня для испытаний выделен самолет Ил-76ЛЛ, разработан план подготовки двигателя и самолета к летным испытаниям, начались работы по "привязке" двигателя ПД-14 на Ил-76ЛЛ. Основная задача разработчика - к указанному сроку завершить весь комплекс необходимых наземных испытаний двигателя, что и должно дать возможность подписания полетного листа для летных испытаний ПД-14.
Изготовление опытной партии ПД-14
На сегодня завершены все испытания на трех двигателях в обеспечение производства опытной партии. Следующий этап - производство опытной партии. Двигатель №05 собран 11 декабря и сразу направлен на испытательный стенд. Двигатель №06 будет собран в конце декабря. Двигатель №07 будет собран в феврале 2015 года, он будет готовиться к летным испытаниям. В 2015 году запланировано собрать еще пять двигателей для проведения инженерных, ресурсных и иных испытаний.
ПМЗ начинает сборку ПД-14
Если опытные двигатели ПД-14 собираются на опытном производстве разработчика, то начало сборки двигателей на серийном предприятии - ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ) является знаковым событием 2014 года. ПМЗ начал собирать двигатель №06, это является событием огромной важности. ПМЗ будет финишером в производстве ПД-14 - он будет получать модули из Уфы, Рыбинска, от московского "Салюта", и осуществлять сборку двигателей, их испытания и отгрузку клиентам.
По ПД-14 предстоит большой объем наземных испытаний
Двигатель минимум два раза будет испытываться в термобарокамере, первый раз в апреле 2015 года до первого полета на Ил-76ЛЛ. Для этого подписан график сборки двигателя №08, повторные испытания в термобарокамере будут проведены, скорее всего, в 2016 году. На сегодня двигатели и газогенератор ПД-14 суммарно наработали более нескольких сотен часов, однако для завершения сертификации ПД-14 надо наработать порядка 5500-6000 часов. Можно сказать, что весь объем работ впереди, но по мере увеличения количества двигателей в испытаниях, темпы испытаний возрастут в геометрической прогрессии.
Испытательные стенды Рыбинска примут на испытания ПД-14 в 2015 году
На ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" готовятся два испытательных стенда, открытый и закрытый, которые строились под первые испытания франко-российского двигателя SaM-146. Эти стенды сейчас готовятся для проведения сертификационных испытаний ПД-14.
Сертификация ПД-14
Опытная партия двигателей ПД-14 для испытаний и сертификации составит 22 двигателя вместе с двигателями на двух летающих опытных самолетах МС-21. В 2017 году планируется получение сертификата типа на двигатель ПД-14, в конце 2017 года должен полететь МС-21 с ПД-14. В 2018 году ожидается получение сертификата типа на сам самолет МС-21 с двигателями ПД-14. Сейчас планируется получение в 2019 году сертификата EASA.
Возможность создания на базе газогенератора ПД-14 вертолетного двигателя и двигателя для региональной авиации
На взгляд генерального конструктора ОАО "Авиадвигатель", наиболее близкое применение газогенератора по семейству ПД-14 - вертолетный вариант для тяжелого российско-китайского вертолета, совместное создание которого сейчас обсуждается. Такой двигатель должен оптимально подойти для нового вертолета. Разработчик изначально показывал такой двигатель в семействе ПД-14. Также созданные технологии позволяют создать семейства авиадвигателей малой мощности, в том числе вертолетные двигатели мощностью порядка 1500-3000 л.с., и двигатели для самолетов местной авиации типа Ил-114 и меньшей размерности.
Возможность создания на базе газогенератора ПД-14 авиадвигателя тягой 30-40 тонн
Одним из направлений развития технологий, примененных на ПД-14, является создание двигателя с тягой, увеличенной не менее чем в 1,5 раза. Предприятие рассматривает перспективный двигатель семейства, который с использованием наработок по ПД-14 может быть создан в классе тяги от 30 до 40 т. Пока нет Технического задания на разработку, но проведенные разработчиком маркетинговые исследования показывают, что для российско-китайского широкофюзеляжного самолета двигатель будет выбран, скорее всего, в этом диапазоне тяги.
Масштабированный для такого двигателя газогенератор прекрасно обеспечивает вполне конкурентоспособные характеристики и параметры с теми, которые в ближайшие 10-15 лет появятся на Западе, и полностью подходят для нового перспективного широкофюзеляжного самолета. Вопрос в том, кто станет финишером в производстве такого двигателя. А.Иноземцев выразил убеждение, что газогенератор такого двигателя будет изготавливаться в Перми. Насчет возможного финишера надо будет рассмотреть позже, так как в Перми будет огромная загрузка по выпуску двигателей ПД-14, ПС-90А-76, ремонтными работами по двигателям, по новым ГТУ. Однако по газогенератору нет предложения лучше того, что уже сделано на ПД-14.
Запорожская камера сгорания для ПД-14
Как известно, камеру сгорания для ПД-14 на конкурсной основе создают конструкторы пермского ОАО "Авиадвигатель" и украинского ГП "Ивченко-Прогресс" (Запорожье). В настоящее время все испытания ПД-14 ведутся с пермской камерой сгорания. Запорожская камера сгорания прошла цикл испытаний на пермском стенде и на газогенераторе, а также два испытания в термоборокамере ЦИАМ. По украинской камере сгорания есть определенные замечания, которые запорожцы согласились устранить. Сейчас готовятся документы, чтобы отправить камеру сгорания в Запорожье для проведения доработок и последующего возвращения на испытания в Пермь. "Планируем в марте-апреле 2015 года завершить финишные конкурсные испытания на полноразмерном двигателе", - отметил А.Иноземцев.
Российские разработчики ПД-14 заинтересованы в стабилизации обстановки в Украине и Запорожье, так как к созданию ПД-14 могут быть подключены мощности огромного украинского завода для производства такого сложного и дорогого узла как камера сгорания, что явилось бы хорошим подспорьем для всей программы создания ПД-14. Надо сказать, что по состоянию на сегодня обе камеры сгорания примерно одинаковые по характеристикам и параметрам.
Развитие сектора наземных промышленных ГТУ
Из примерно 800 ГТУ, построенных в Перми, примерно 70% закупает ОАО "Газпром" для перекачки газа, а 30% - это энергетические ГТУ. Пермь полностью делает газотурбинные электростанции, а не только электроустановки. На сегодня самый большой успех - с крупнейшим пермским клиентом компанией "Лукойл", которой поставлены газотурбинные электростанции с суммарной мощностью около 300 МВт, в основном 12 МВт электростанции (в Западной Сибири их стоит 26 штук). Сейчас в Перми реализуется крупнейший проект - монтируется электростанция мощностью 200 МВт, включающая восемь установок по 25 МВт каждая, причем эти электростанции работают как на попутном нефтяном газе, так и на природном газе.
По мнению руководителя предприятия, это очень перспективное направления, ОАО "Авиадвигатель" будет "раскручивать" электростанции на 25 МВт и создавать установки на 40 МВт. Это уже второе поколение 25 МВт машин, которое создается на базе авиатехнологий авиадвигателя ПС-90А2 с КПД под 40%. А.Иноземцев дополнил, что эта электростанция очень хорошо подходит для Крыма и предприятие сделало на этот счет соответствующие предложения.
У двигателя Д-30Ф6 (устанавливается на истребителях МиГ-31) через 2,5 года появляется новая жизнь на земле. ОАО "Авиадвигатель" на прошлой неделе выиграло в "Газпроме" тендер на создание на базе Д-30Ф6 ГТУ мощностью от 34 до 40 МВт. Эта ГТУ получается очень конкурентоспособной, а "Газпром" считает, что его потребность в ближайшие 7-10 лет составит порядка 200 таких ГТУ. В 2017 году по контракту с "Газпромом" надо в Перми создать электростанцию и в течение полугода провести совместно с "Газпромом" все испытания, а с 2018 года - начать поставки. У "Газпрома" появилась возможность прокладывать трубы большего диаметра и с большим давлением (до 140 атм.). Самые сейчас распространенные 16 и 25 МВТ ГТУ, но постепенно их вытеснят ГТУ на 34 и 40 МВт. Этой ГТУ на базе Д-30Ф6 очень заинтересовались энергетики, так как она хорошо вписывается в их идеологию развития распределенной энергетики.
А.Иноземцев также отметил, что "Обама зачистил нам поляну на российском рынке от конкурентов". То есть практически на внутреннем рынке России в настоящее время работают только отечественные разработчики и производители ГТУ. Практически "ушли" с рынка в России и украинские производители ГТУ.
О двигателе Д-30Ф6 для истребителя МиГ-31
Вопрос о двигателе Д-30Ф6 для МиГ-31 А.Иноземцеву был задан в связи с недавней публикацией о заключении Минобороны с авиапромом госконтракта на модернизацию 50 истребителей МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ. Кроме того, ранее также был заключен госконтракт на модернизацию более 50 МиГ-31. Генконструктор отметил, что двигатель Д-30Ф6 для истребителей МиГ-31 не останется без изменений, есть программа его модернизации, в том числе и развитие на более высокие скорости.
В прошлом году на заседании Госдумы рассматривалась возможность возобновления серийного производства истребителей МиГ-31 и двигателей Д-30Ф6. Тогда же на заседании А.Иноземцев сообщил, что в ремонтном фонде находится 1231 двигатель Д-30Ф6 (из 1497 произведенных). Подавляющее большинство из них находится еще в первой половине выработки ресурса благодаря тому, что последние 20 лет самолет МиГ-31 практически не летал. И огромный остаточный ресурс этих двигателей позволяет эксплуатировать их еще лет 30-40, используя для модернизированных самолетов.
А.Иноземцев подчеркнул, что имеющийся парк двигателей в ремфонде позволяет обеспечить ремонтом и службу истребителей с этими двигателями в течение примерно 20-30 лет. Поэтому нет смысла тратить многие десятки миллиардов рублей и заниматься восстановлением производства двигателя Д-30Ф6.
О невозможности участия в еще одном крупном проекте создания авиадвигателя
ОАО "Авиадвигатель" в ближайшие годы не сможет полноценно участвовать в создании других авиадвигателей. В ближайшие три года у предприятия колоссальный объем работ по двигателю ПД-14. При СССР такая работа выполнялась за 6-7 лет, сейчас быстрее, но при очень мощной, широкой кооперации. В создании новых двигателей ОАО "Авиадвигатель" будет участвовать передачей новых технологий и научно-технического задела, которые накоплены за последние пять лет по двигателю ПД-14.
О не влиянии санкций на работы по создании ПД-14 и МС-21
Пока нет срыва ни одного мероприятия в плане создания МС-21 и ПД-14, нет ни одного изменения в связи с санкциями. Пока нет фактов санкционной войны и в техническом перевооружении заводов отрасли, так как и самолет МС-21, и двигатель ПД-14 - гражданские. "Но опасения все-таки есть, - признал А.Иноземцев. - На всякий случай ОАО "Авидвигатель" готовится к самому худшему". Первоначально проект ПД-14 лет 6-7 назад строился независимо от политической обстановки. У отечественного станкостроения пока беда и поэтому закладывалось западноевропейское, японское оборудование. Однако, все технологии - отечественные, созданные в России с широким привлечением отраслевых и смежных НИИ.
Если в работах по ПД-14 и МС-21 практически не наблюдается результатов западных санкций, то падение рубля - неприятный момент, есть понимание, что надо пересчитывать стоимостные показатели программы. Есть прогнозы на наихудшее развитие событий, все прогнозы переданы в Минэкономразвития. При формировании программы никто и не рассчитывал на российское оборудование, которого просто нет, а закладывали в проекты оборудование, закупаемое за евро и доллары. Колебание курса вносит определенную нервозность в работу....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции