НПП "Радар ммс"
2 сентября 2010, 17:16
Экранопланы: транспорт XXI века
ОАО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева" совместно с НПП "ОАО "Радар-ммс" приступило к разработке российских экранопланов нового поколения
Эти уникальные транспортные средства, сочетающие в себе положительные качества кораблей и летательных аппаратов, по своим техническим данным и аэрогидродинамическим возможностям не имеют аналогов в мире.
Автором идеи экранного полета и аэрогидродинамической компановки первых отечественных экранопланов стал выдающийся ученый, конструктор, создатель и руководитель ЦКБ по СПК Ростислав Евгеньевич Алексеев. К разработкам первых моделей он приступил в конце 40-х годов. А в 1961 году в результате научно-исследовательских изысканий, экспериментов и испытаний был создан первый советский экраноплан СМ-1. Затем последовали экранопланы второго и третьего поколений, экранопланы двойного назначения. К середине 80-х годов наша страна стала флагманом мирового экранопланостроения. Однако, в конце 90-х все работы в этом направлении были фактически законсервированы. На протяжении долгих лет экранопланы не входили в сферу государственных интересов.
Россия — крупная морская держава. Протяженность ее морских границ составляет около 39000 км. Интересы национальной безопасности и экономического развития требуют наличия современного военно-морского и гражданского флотов. Эффективность наших флотов значительно возрастет с включением в их состав кораблей-экранопланов.
Сегодня разработкой и созданием экранопланов с большей или меньшей долей успешности занимаются США, Германия, Китай, Южная Корея и Индия. Интерес западных стран и особенно государств Азиатско-Тихоокеанского региона не случаен.
Топливная эффективность экранопланов в полтора раза выше, чем у самолетов. Это очень важный момент на фоне постоянных проблем на мировом топливном рынке. Но это далеко не единственное экономическое преимущество экранопланов.
Они способны перевозить большое количесвто пассажиров и грузы массой несколько сотен тонн со скоростью до 700 км/ч на расстояние в тысячи километров.
Уникальное для скоростного судостроения повышение скорости основано на принципе движения, связанном с использованием эффекта близости поверхности только не для подводного, а для воздушного крыла. Этот эффект проявляется в значительном увеличении подъемной силы воздушного крыла при приближении его к поверхности воды (земли, снега, льда), т.е. является зеркальным отображением "эффекта Алексеева" для малопогруженных подводных крыльев.
Переход от подводных к воздушным крыльям снял ограничения со скорости движения судов, тем самым приблизив её к авиационной. И если предел скорости, например, для судов на подводных крыльях ограничен 120 км/час, то для экранопланов в диапазоне дозвуковых скоростей ограничений не существует.
Экранопланам не требуются аэродромы и развитая сеть терминального и сервисного обслуживания. Они взлетают и производят посадку прямо на воду и сами выходят с моря на сушу. По мореходности ограничения для экранопланов могут быть только на взлете и посадке. Крыло экраноплана в отличие от самолета имеет специальный профиль и форму, максимально приспособленные для эффективного использования набегающего потока, сжимаемого между крылом и поверхностью (экраном).
Созданные в России экранопланы обладают устойчивостью движения по высоте, тангажу и крену, а также соответствующими характеристиками управляемости.
На экранопланах КБ им. Р.Е. Алексеева внедрена принципиально новая система стартово-посадочных устройств, обеспечивающая значительное снижение интенсивности контактов основных конструкций с водой, начиная с самых малых скоростей движения, за счет эффективного использования энергий струй ("поддув") и системы гидродинамических элементов, в т.ч. гидролыж.
Наличие системы поддува обеспечивает снижение сопротивления движению на разбеге, а в сочетании с амортизированной гидролыжей улучшаются характеристики устойчивости движения и снижаются действующие нагрузки, особенно при волнении.
"Поддув", как эффективное средство обеспечения взлета и посадки, впервые был предложен, разработан и внедрен в КБ им. Р.Е. Алексеева на отечественных экранопланах.
В процессе эксплуатации экраноплана можно использовать различные режимы движения: полет, взлет и посадка, плавание на тихой воде и при волнении, выход на берег, перемещение по мелководью и др.
Многорежимность использования требует учета широкого спектра аэрогидродинамических и других нагрузок, действующих на конструкцию экраноплана, и обуславливает необходимость решения проблем прочности, вибрации, гидроаэроупругости, что в значительной мере определяет безопасность их эксплуатации.
Экранопланы обладают самым широким спектром применения: как гражданского, так и военного назначения:
- морские и речные;
- пассажирские, грузопассажирские, специального назначения
- коммерческие экранопланы малого водоизмещения
- скорость от 250 до 700 км/ч
- пассажировместимость до 500 человек
- возможность размещения больших по массе и габаритам полезной нагрузки
- мореходность
- амфибийность
Эти уникальные транспортные средства имеют целый ряд неоспоримых преимуществ перед самолетами и водоизмещающими судами и прежде всего в сфере доставки грузов и пассажиров на необорудованный берег. Они могут быть эффективными спасательными средствами на море, при охране государственной границы и контроле исключительной экономической зоны. Экранопланы необходимы при освоении Сибири и Арктики, а также для поддержания хозяйственной инфраструктуры этого региона. Они смогут эффективно решать задачи по локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов при авариях танкеров и на нефтедобывающих платформах, а также ликвидировать пожары на крупных промышленных объектах и в лесных массивах.
Экранопланы незаменимы там, где трудно предложить что-либо иное из плавающих и летающих платформ....
Авторские права на данный материал принадлежат «НПП "Радар ммс"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 6, 2024
В аэропорту Пулково увеличилась пропускная способность зоны регистрации
Май 6, 2024
В Амурском авиационном соединении командования дальней авиации переводят авиационную технику на летний период эксплуатации
Май 6, 2024
ФАС потребовала объяснений от авиакомпаний по поводу растущих цен на авиаперелеты
Май 6, 2024
Число пассажиров кировского аэропорта продолжает расти