О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты избавятся от накладной льготы

Ставка НДС на аэропортовую деятельность уже в первом квартале 2015 года может быть возвращена на уровень 18% с нынешнего нулевого. Операторам аэропортов это позволит снизить издержки

Ставка НДС на аэропортовую деятельность уже в первом квартале 2015 года может быть возвращена на уровень 18% с нынешнего нулевого. Операторам аэропортов это начинание по нраву, так как позволяет снизить издержки. Авиакомпании также рассчитывают на сокращение стоимости услуг.

Изменить порядок налогообложения российских аэропортов могут уже в первом квартале 2015 года, рассказал агентству "АвиаПорт" глава АНО "Дирекция московского транспортного узла" Виктор Еремин. Предполагается, что ставка НДС на аэропортовую деятельность с нынешних 0% поднимется до "обыкновенных" 18%. Вопреки расхожему представлению о налогах как механизме изъятия денег, такая перемена позволит аэропортам больше зарабатывать, а авиакомпаниям, возможно, даст дополнительную возможность сдерживать рост цен на авиабилеты.

Налоговые послабления, которыми сейчас пользуются аэропорты, прописаны в подпункте 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса. И укоренилась эта норма там очень давно. Теперь же, на волне стремления российской власти сделать авиаперевозки доступными, а цены на билеты - низкими, участники рынка ищут и предлагают все новые и новые механизмы экономии без ущерба качеству работы. Возврат к "нормальной" ставке НДС может стать одной из таких мер. "Этот вопрос обсуждался в Минтрансе, решение принято положительное, пройдено согласование в Минфине и Минэкономразвития", - рассказывает В.Еремин, дополняя, что этот вопрос уже получил одобрение у вице-премьера. По его словам, в настоящее время готовятся распорядительные акты для министерств и ведомств, проходят технические процедуры для внедрения предполагаемых изменений. "Данный вопрос обсуждался на регулярных совещаниях в Минтрансе в рамках рабочей группы по развитию МАУ, а также на совещании у И.Шувалова", - подтверждают и в аэропорту "Домодедово". Подтвердили "АвиаПорту" эту информацию и в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.

Сегодня ситуация выглядит следующим образом: ряд услуг, оказываемых оператором аэропорта, в частности, обеспечение взлета-посадки, авиационной безопасности и так далее, не облагаются НДС. Однако деятельность контрагентов такой льготы не имеет. Не имея возможности проводить взаимозачет НДС с компаниями-поставщиками, аэропорт вынужден поддерживать цены на свои услуги на более высоком уровне. Авиакомпания, в свою очередь, не может зачесть НДС к себе на расходы, несмотря на то, что заплатила аэропорту сумму большую, чем если бы его деятельность "как все" облагалась налогом по ставке 18%. "Чтобы не работать себе в убыток, аэропорты поднимают цены. А мы не можем предъявить к вычету НДС, так как аэропорт его не платил", - объяснили "АвиаПорту" в одной из авиакомпаний. Таким образом, нулевая ставка налога, которая, казалось бы, введена, чтобы дать компаниям возможность экономить, напротив, провоцирует дополнительные траты.

По словам одного из собеседников агентства, инициатива изменений принадлежала специалистам аэропорта "Домодедово", в холдинге "Аэропорты регионов" говорят, что авторами нововведения были их специалисты и менеджмент "Шереметьево". Однако представители аэропортов МАУ настаивают, что они просто поддержали решение государства. В любом случае, кто бы ни был катализатором изменений, помогут они всей отрасли, свидетельствуют комментарии участников рынка. "ОАО "МАШ" поддерживает отмену применения льготы по НДС к услугам, оказываемым в аэропортах. Это положительно скажется на величине тарифов для авиакомпаний и для пассажиров", - говорят в столичном "Шереметьево". По подсчетам главы холдинга "Аэропорты Регионов" Евгения Чудновского, в случае реализации инициативы издержки аэропортов могут снизиться на 5-7%, а инвестиции в строительство станут выгоднее на 10%. Помимо этого, отмена налоговой льготы позволит развивать аутсорсинг и аутстаффинг, не раздувая собственный штат аэропорта, считает Е.Чудновский. В "Домодедово" прямой зависимости между стоимостью перевозки и отменой налоговой льготы не видят, но нововведение поддерживают: "Мы поддерживаем инициативу государственных ведомств об отмене льготы по НДС и считаем, что это положительно скажется на деятельности всех участников рынка. Размер ставки НДС оказывает влияние только на процесс движения денежных средств, а не на конечный результат", - сказали в пресс-службе предприятия.

Авиакомпании для себя рассматривают два варианта действий аэропорта после принятия соответствующих законодательных изменений. В одном случае, если аэропорт несколько снизит цены на свои услуги, это приведет к прямой экономии. А учитывая значительный "люфт" между текущими ставками и потенциальными налогооблагаемыми, аэропорты даже смогут оставить себе возможность дополнительного заработка Во втором случае, если стоимость аэропортовых услуг для авиакомпаний не изменится, они смогут как минимум зачесть 18% НДС и большую сумму отнести на расходы, а также получить аргумент для диалога с аэропортами о снижении или сохранении цен на услуги, не регулируемые Федеральной службой по тарифам. "И, конечно, мы сможем учесть эти факторы при формировании цен на авиабилеты", - сказал собеседник "АвиаПорта".

Поиск безболезненных возможностей дополнительной экономии внутри отрасли - хорошее подспорье для бизнеса в кризисный час. Помимо вопроса с НДС, профильная рабочая группа в Минтрансе обсуждала также перспективы изменений норм имущественного налога для аэропортов столичного региона. Областное правительство не возражает, говорит В.Еремин, однако проработка изменений может занять довольно длительное время....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка