Опубликовано: 18.03.2015, 17:48
Комментариев: 148
 

С качественной техникой и высокой динамикой


[image]

Холдинг "Авиационное оборудование" провел ребрендинг, его новое имя - "Технодинамика". На презентации в московском Центре документального кино руководство холдинга и специалисты центра стратегических коммуникаций "Апостол" постарались донести до приглашенных гостей ценности, нашедшие отражения в новом бренде. При этом руководитель "Технодинамики" Максим Кузюк подчеркнул, что новое имя предстоит оправдать - наполнить проектами, востребованными на рынке, и к концу десятилетия войти в ТОП-5 мировых производителей авиационных систем. Слова тут же были подкреплены делами - М.Кузюк совместно с представителями холдинга "Вертолеты России" и французской компании Microturbo подписал меморандум о разработке и производстве вспомогательной силовой установки для вертолетов.

Пришло время меняться

Создание холдинга в 2009 году на базе агрегатостроительных предприятий, подконтрольных Госкорпорации "Ростехнологии", многими воспринималось как консолидация по остаточному принципу. За срочной антикризисной мерой не все могли предугадать дальнейшее развитие. Десятки заводов и конструкторских бюро, многие из которых находились в затруднительном финансовом положении, были замкнуты на ограниченный рынок. Агрегаты в рамках исторически сложившейся кооперации поставлялись только на продукцию военного и двойного назначения. Проект Sukhoi Superjet наглядно показал, что потенциал подотрасли в части создания современных агрегатов не соответствует требованиям самолетостроителей.

Впрочем, корабль недолго носило по рыночному океану без руля и ветрил: с 2012 года началась работа по определению целей и задач, формированию стратегии. К 2014 году "навигационная" задача была решена: с одной стороны, было осознано текущее состояние, со всеми сильными и слабыми сторонами, с другой - обрисовано целевое состояние, которое холдинг должен обрести на рубеже десятилетий. Наконец, были продуманы шаги, которые позволят перейти от нынешней к целевой структуре.

Одним из важнейших принципов, заложенных при формировании холдинга, было расширение набора его компетенций как по числу систем, так и по способности выступать интегратором. Были проанализированы стратегии крупнейших и наиболее успешных компаний в мировой авиационной промышленности. Общепризнанные лидеры, такие как United Technologies, Honeywell и Safran, являются разработчиками и производителями широкого спектра авиационных систем, что позволяет им делать пакетные предложения для финалистов. Это является отражением тенденций, проявившихся в конце прошлого столетия: количество поставщиков первого уровня сокращается, самолето- и вертолетостроители концентрируются на маркетинге, проектировании своих изделий и финальной сборке, испытаниях и поставке, в то время как крупные подрядчики принимают на себя обязательства по поставкам "под ключ" различных систем (гидравлической, топливной, кондиционирования воздуха, шасси и т.д.).

Для того, чтобы стать таким подрядчиком, нужно освоить компетенцию интегратора. В советском авиастроении таковым являлось головное самолето- или вертолетостроительное конструкторское бюро, в котором определялись контуры систем, проводился их расчет, а затем у поставщиков закупались "россыпью" агрегаты, созданные под заданные параметры. Порой именно самолетчики от "а" до "я" проектировали изделие, к примеру шасси, оставляя серийным заводам только выпуск продукции по конструкторской документации. Теперь агрегатчикам предстоит взять ответственность на себя.

Глобальные цели

Только при условии наличия широкого спектра продуктов и участия в проектах в качестве интегратора можно достичь амбициозной цели - войти в ТОП-5 производителей авиационных систем в мире с выручкой 70 млрд рублей, в три раза выше, чем в 2012 году, и годовой чистой прибылью в размере 6,4 млрд рублей. "Именно это позволит нам быть финансово устойчивыми, быть надежным партнером для наших заказчиков, для инвесторов и банков, которые нас финансируют, и иметь ресурсы для того, чтобы инвестировать в развитие производственной базы и продуктового портфеля", - отметил М.Кузюк.

В 15-минутной презентации руководитель холдинга обрисовал задачи, которые предстоит решить на пути к индустриальному Олимпу. На сегодня холдинг участвует в создании 17 авиационных систем, общий вес которых в стоимости самолета достигает 15%. Цель на 2020 год - стать интегратором в 12 системах. При этом наличие компетенции интегратора не отменяет и возможности участия в кооперационных цепочках в качестве поставщика второго и третьего уровня.

Чтобы быть конкурентоспособным по цене, необходимо эффективно производить изделия. Новая производственная концепция предусматривает разделение активов на производителей конечной продукции, которые отвечают за сборку, испытания и поставку в срок, с управлением рисками во всей цепочке поставок, и на компании, обладающие технологическими компетенциями.

Завоевание позиций на мировом рынке требует сертификации по международным стандартам, и перед холдингом стоит задача сертифицировать все предприятия до 2020 года. Кроме разработки и производства, необходимо осуществлять и послепродажное обслуживание своей продукции, для чего опыт по созданию центра дистрибуции запчастей для авиатехники иностранного производства будет распространен и на отечественную технику.

Помимо стратегической цели, существует и вполне измеримая веха, минуть которую предстоит через пару лет. "Для того, чтобы мобилизовать управленческую команду холдинга, нужно было поставить одну очень важную и значимую цель, - рассказывает М.Кузюк. - Мы поставили задачу увеличить нашу капитализацию в два раза уже к 2017 году". Отчасти это будет достигнуто за счет приобретения новых активов и, как следствие, новых компетенций. Второй инструмент - развитие производственной системы, эффективное управление производством - должен внести в рост капитализации порядка 10 млрд рублей. Еще больший вклад даст повышение организационной эффективности - управление холдингом с наименьшими затратами даст еще 11 млрд рублей.

Каждый из этих инструментов подразумевает реализацию вполне конкретных проектов. К примеру, развитие продуктовой линейки означает разработку в рамках 200 НИРов и ОКРов, в которые будет инвестировано 30 млрд рублей. Важнейшие направления: новая система электроснабжения, ориентированная, прежде всего на МС-21; инновационное мотор-колесо; система пожарной защиты нового поколения, создаваемая совместно с Curtiss-Wright; кислородная система и проекты новых вспомогательных силовых установок.

Будет осуществлен переход на единые стандарты и платформы, что позволяет сократить количество ошибок и риски перепроектирования в три-пять раз. Эффективное использование конструкторского потенциала, предусматривающее создание центра распределенного проектирования, позволит сократить время разработки на 20-30%. Наконец, внедрение новых подходов к управлению знаниями обещает повысить темп подготовки молодых специалистов и сократить срок их полноценного включения в работу над проектами с двух лет до 6 месяцев.

Инструмент коммуникации

Известная фраза о том, что в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения зачастую напрямую транслируется и в бизнес-сферу. Только здесь соседствуют громадье планов, работа спустя рукава и скромные достижения. Изменить эту дурную традицию невозможно без трансформации корпоративной культуры, а для этого нужна коммуникация со всем коллективом. "Самый тяжелый, самый важный этап - это мобилизация ресурсов компании. Все 30 тысяч человек должны быть мотивированными и заинтересованными в создании ценности. И сегодня мы запускаем наш бренд для того, чтобы облегчить и улучшить наши коммуникации с каждым сотрудником, - заявил М.Кузюк. - Для каждого сотрудника нужно донести, в чем цель, какие принципы работы, что вознаграждается, а что не приветствуется в работе компании". В то же время бренд важен и для контрагентов: как для российских заказчиков, так и для международных компаний. Бренд должен отражать новые ценности и философию, внушать уверенность в партнере.

Новый бренд включает название "Технодинамика" и логотип, состоящий из вродмарка (написание названия компании, выполненное оригинальным шрифтом) и знака, состоящего из трех вытянутых полос, расположенных под наклоном. Цветовое решение построено на двух акцентах - медном, символизирующем энергию и индустрию, и фиолетовом, говорящем о неординарном подходе. Само же слово "Технодинамика" понятно и в России, и за рубежом, так как основано на греческих корнях. "Создавая новый бренд, мы остановились на гибком имени "Технодинамика", которое заключает в себе силу и энергию, несет стимул к постоянному развитию технических знаний и новых технологий. Эта идея находит отражение во всем визуальном оформлении, - отметила директор Центра стратегических коммуникаций "Апостол" Тина Канделаки. - В основе философии бренда "Технодинамика" - прежде всего, команда уникальных специалистов одной из сильнейших мировых колыбелей авиастроения, накопленные десятилетиями интеллектуальные ресурсы и готовность их приумножать и воплощать в новых проектах. Сегодня новый бренд обладает международным потенциалом развития и способен занять нишу разработчика высокоинтеллектуальных, прорывных решений мирового уровня".

Слоган компании - "Задавая новые стандарты" - подтверждает взятый ею курс на развитие и совершенствование, а также готовность создавать ноу-хау и устанавливать стандарты инноваций для отрасли.

ВСУ с дальним прицелом

Меморандум о создании совместными усилиями "Технодинамики" и Microturbo вспомогательной силовой установки (ВСУ) для вертолетов предусматривает разработку и производство нового агрегата Saphir 15. Старт сотрудничеству двух компаний был дан на авиасалоне Farnborough International Airshow 2014, теперь же соглашения обретают более конкретную форму.

Рыночная ниша, на которую нацелен новый продукт, - средние (по российской классификации) вертолеты, и прежде всего отечественные "Ми" и "Ка". Среди подписантов меморандума был представитель заказчика - "Вертолетов России", которые дают "Технодинамике" право на производство, поставку и техническую поддержку этого изделия. Однако участники проекта делают прицел и на международный рынок: ВСУ планируется сертифицировать по нормам Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA).

Разработки Microturbo уже известны на российском рынке - производимый в Чехии агрегат Safír 5K/G - лицензионная версия французской модели - поставляется на борт вертолетов Ми-17В-5, производимых Казанским вертолетным заводом. Но существующая ВСУ не отвечала требованиям вертолетостроителей с точки зрения применения на перспективных вертолетах по генерируемой электрической мощности, в то время как более крупная Saphir 20 не укладывалась в ограничения по габаритам. Вертолетчикам же нужна установка, которая при минимальных габаритах обладала бы высокой мощностью и обеспечивала отбор воздуха для запуска двигателя, рассказал "АвиаПорту" Александр Литвинов, заместитель генерального директора "Технодинамики" по инновациям, развитию и продажам. Именно такое сочетание параметров позволит предложить новую установку не только к использованию на модернизированных вертолетах семейства Ми-8 / Ми-17, но и на воздушных судах с двигателями семейства ТВ7-117, то есть на вертолете Ми-38, а в перспективе и на легком военно-транспортном Ил-112.

Несмотря на то, что в сообщении для СМИ фигурирует одна ВСУ Saphir 15, по факту в рамках проекта будет создано две установки, ориентированные как на локальный российский, так и на глобальный рынки. Согласно договоренностям партнеров, в сфере ответственности Microturbo будет создание горячей и холодной части, в то время как "Технодинамика" разработает и поставит систему зажигания, электростартер и электрогенератор. При этом установка будет предлагаться с двумя системами управления - российской и французской разработки.

Большая часть финансовой нагрузки в рамках проекта ляжет на российскую сторону, которая полностью возьмет на себя разработку и испытания своей части ВСУ, а также на две трети профинансирует работу партнера. Для "международной" версии поставки комплектующих будут осуществляться Microturbo, российская же версия будет собираться полностью из отечественных комплектующих. При этом финальная сборка и испытания будут осуществляться только в России. Что же касается послепродажного обслуживания, то российскую версию будет курировать "Технодинамика", а международную - французы, но с поставками комплектующих и запасных частей из России.

Сегодня "Технодинамика" ведет рабочее проектирование ВСУ, параллельно прорабатывая вопрос о том, какую площадку выбрать для окончательной сборки изделия. Исторически в составе холдинга вспомогательными силовыми установками занималась уфимская "Гидравлика", однако под этот проект планируется существенная реструктуризация и модернизация производственной базы.

По словам А.Литвинова, развитие компетенции в области ВСУ не ограничится одним этим проектом. Также "Технодинамика" разработала эскизный проект вспомогательной силовой установки ВСУ-120 для перспективного среднемагистрального самолета МС-21, и этот проект уже был представлен корпорации "Иркут". Правда, пока холдинг не подтвердил реализацию проекта в безредукторной конфигурации, которая сулила существенное снижение веса и габаритов изделия, повышение его надежности и снижение стоимости - неготовность генератора, способного работать на 40-60 тыс. оборотах в минуту, потребовала возврата к традиционной компоновке.

Еще более смелым решением был выход на рынок маршевых силовых установок для вертолетов. Замдиректора "Технодинамики" рассказал "АвиаПорту", что предприятие завершило эскизное проектирование двигателя мощностью 650 л.с. Новый мотор может найти применение на вертолетах "Ансат" (сейчас он оснащен двумя турбовальными двигателями PW 207K мощностью 630 л.с. компании Pratt & Whitney Canada), а также на Ка-226, где сейчас используются 450-сильные двигатели Rolls-Royce Allison 250-С20R/2. Он подчеркнул, что одним из ключевых преимуществ нового изделия станет невысокая в сравнении с западными аналогами стоимость, при этом особенностью конструкции станет полная унификация по посадочным местам, что позволит без переделки конструкции вертолетов перейти на новых двигатель, и даже осуществлять ремоторизацию ранее выпущенных машин.

 
Материал «С качественной техникой и высокой динамикой» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: МС-21, Кузюк Максим, Ростехнологии, Вертолеты России, Ми-8, Ансат, Ми-38, Ка-226 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

"Отчего же эксплуатант-покупатель НЕ должен оплачивать в конечном итоге разработку отечественной техники...?"
У меня такое впечатление, что часть форумчан обсуждает тему будучи далеко от проблем стоящих перед эксплуатантами и реально работающими производителями техники. Покупатель НЕ должен оплачивать разработку техники, покупатель оплачивает конечный продукт, если его устраивает его характеристики. Поэтому производитель обязан сделать все, чтобы заинтересовать эксплуатанта в покупке именно их изделия. Все просто, и именно так работают те иностранные производители техники, в рядах которых мне довелось трудиться. Понятно, что для такого волеизъявления со стороны производителя, необходима конкуренция, если компания единственный поставщик и других на горизонте не предвидится, то, пардон, задницу никто рвать не будет, хоть здесь, хоть за речкой.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Относительно-касательно ТЗ: вы явственно представляете себе строевых лётчиков, техников, руководителей служб логистики, которые в свободном творческом порыве собрались и написали-таки себе Агрегат Мечты? Я как-то такого фантазма представить не могу. Извините - не выходит"
Неуклюжее высказывание, я уверен, что Вы понимаете о чем идет речь, но почему-то наводите тень на плетень.
2 Виктор:
Не надо столько лапши сразу и на все уши. Конкурс-то был открытый. И условия его были открыты. Нb о какой [i]"конкурсной самолетной ВСУ-120, модернизацию (кто понимает)" [/i] там и слова не было. Не надо врать людям с честным лицом. Расслабьтесь, если решили заниматься прямыми подлогами - легче проходит. А [i] "новая вертолетная Saphir-15 с Microturbo, да опять про чужие деньги" [/i] - вот это как раз и есть та самая цель обойти конкурс на ВСУ для "более электрического самолёта", каковая была прописана в конкурсе. Нехорошо считать всех подряд совершенно несведущими. И при чём тут [i]"сертификат EASA добавьте, до локализацию 100%" [/i] можно подумать, что у НАС (повторяю: "у нас" имея в виду именно отечественных заказчиков) эти документы уже в портфеле. И то, что считаете, что "Микротурбо" ими на самом деле будут делиться - тут Вы полностью солидарны с заказчиками "Мистралей". Там тоже по договорам все перспективы были ясны.

Отправляю Вам Ваше же окончание: [b][i] Лучше бы не позорились.[/i][/b]
Г-н ДБ. У Вас был вариант смолчать, если уж поймали. Но Вы решили все свалить на здоровую голову.
Слова, на которые Вы ополчились, всего лишь пояснения для тех, кто не видел конкурсных документов. Срок конкурса - работающая ВСУ 120 kVa за 2 года, никаких вариантов кроме модернизации, не учитывает. ВЕРТОЛЕТНАЯ Saphir 15 на 40 kVa - вообще не оттуда.
Мы пока работаем, а вы - продолжайте!!! Кто-то должен затыкать паузы на арене.
Очень надеюсь на то, что в конце концов и заткнут.
Всю эту рабботу.
На самом деле, в том-то и беда, что продолжают себе спокойно работать над раздербаном, ничего не поняв и ничего не опасаясь. Почему-то считают именно себя заговоренными ото всяких сомнений. Недавно вон на голубом глазу придумали назвать "импортозамещением" работу с американской фирмой по шасси...
Непостижимая неколебимость у народа!

21.05.2015 Боев Дмитрий Александрович пишет:"... На самом деле, в том-то и беда, что продолжают себе спокойно работать над раздербаном, ничего не поняв и ничего не опасаясь. Почему-то считают именно себя заговоренными ото всяких сомнений. Недавно вон на голубом глазу придумали назвать "импортозамещением" работу с американской фирмой по шасси...
Непостижимая неколебимость у народа!..."

"... Проще всего списать происходящее на антироссийские санкции и падение зарубежных авиаперевозок. Но честнее признать, что отрасль оказалась не просто не готова к этим вызовам. Все как раз происходило с точностью до наоборот, когда почти два десятилетия в погоне за сиюминутной выгодой приносились в жертву стратегические интересы отечественных авиапроизводителей и государства. Именно по этой причине нынешнее падение оказалось таким болезненным...."
http://www.aviaport.ru/digest/2015/07/03/347083.html
Нужно заметить, что такого объёма пиара, какой сейчас генерирует "Технодинамика" не было ни в "АО" ни до него. Если отбросить претензии в стиле "глобуса Украины" - то есть намёки, что всё, что делается, сделалось именно в новом Концерне (хотя практически везде даты по запуску проектов трёх-четырёх и более летней давности и более того, когда нынешнего Концерна ещё и не задумывалось, но об этом как-то забывают упомянуть), то теперь по крайней мере понятно, чем занимается эта часть отрасли. Продуктовый ряд открыт и показан практически почти полностью.
Может, так оно и надо?
14.07.2015 Боев Дмитрий Александрович пишет:"... Нужно заметить, что такого объёма пиара, какой сейчас генерирует "Технодинамика" не было ни в "АО" ни до него. Если отбросить претензии в стиле "глобуса Украины" - то есть намёки, что всё, что делается, сделалось именно в новом Концерне (хотя практически везде даты по запуску проектов трёх-четырёх и более летней давности и более того, когда нынешнего Концерна ещё и не задумывалось, но об этом как-то забывают упомянуть)...."

- Вот по этой безоглядной "пиарастии" лично у меня проект "Технодинамика" полностью ассоциируется с проЖектом ССЖ-о...

- Тут, как мне кажется, как нельзя более кстати подходит крылатое изречение из кинофильма «В бой идут одни старики»:

«...- Летать не умеют, но уже орлы...».
У меня стойкое ощущение, что методы работы масс-медиа перенесены стопроцентно в бизнес большой. То есть замена сделанного сказанным и спокойная уверенность в том, что правда именно то, что ты сказал (а коли и поймают, то не велика беда) используются в массовом количестве и повсеместно. И выбранная тема только потому и интересна, что в ней это всё видно в наиболее концентрированном виде.
С Новым годом, уважаемые!
Позвольте вставить пару слов.

ВСУ-120. Как уже упоминалось, проходил открытый конкурс на ВСУ с отбираемой мощностью 120 кВА. В конкурсе на первом этапе заявились два участника: Аэросила (Ступино) и Гидравлика (Уфа). Началось это, если не ошибаюсь, в 2013 году. Гидравлика в тот момент сформировала из имеющегося коллектива КБ отдельное направление по ВСУ - порядка 20-25 человек. На основе имеющихся данных по линейке ТА от Аэросилы была сделана компоновка к которой прикреплен безредукторный генератор разработки УАПО (Уфа, входит в состав Технодинамики). Этот генератор позволил выиграть первый этап конкурса (это мое мнение).
После такого успеха руководство АО взяло управление проектом в свои руки (до этого все вертелось не выходя за стенки Гидравлики, в том числе и деньги).
Уже шел 2014 год и в АО начал формироваться Центр проектирования, руководством которого планировалось сформировать на Гидравлике подразделение по разработке ВСУ. Примерно в это же время закрылось некое предприятие ООО "Пратт энд Уитни рус", почти весь состав которой приняли в состав Центра проектирования и на этой базе сформировали КБ по разработке ВСУ в АО. Этой команде было поручено вести разработку ВСУ-120. Которую тем временем "слили" - второй этап конкурса был проигран в лице АО.

Saphir-15. Вертолетная ВСУ на 40 кВА должна была стать совместным продуктом АО и Microturbo для гражданских проектов. Между тем в Центре проектирования зародилась идея конвертировать эту ВСУ на российскую военку путем нехитрых манипуляций. В конечном счете в проекте французов были обнаружены ошибки и несоответствия ТЗ (причем одно существенное), на сегодняшний день эти замечания либо не устранены, либо французы не хотят устранять. В результате таких трений проект стоит на гране срыва (мое мнение), Технодинамика готовит контр-предложение для заказчиков Сафира-15.

Если есть спорные моменты по проектам ВСУ, давайте обсудим и не будем поливать друг друга "я прав - ты нет".
Еще раз с праздником!