Опубликовано: 06.04.2015, 17:48
 

Авиакомпаниям помогут всем миром


[image]

Макроэкономическая ситуация поставила российских авиаперевозчиков в затруднительное финансовое положение. Рост расходов, в первую очередь номинированных в иностранных валютах, на фоне снижения покупательной способности населения привел ряд авиакомпаний к существенным убыткам. С начала года вопрос о состоянии отрасли в целом и ее отдельных участников неоднократно попадал в центр внимания правительства и профильных ведомств. Власти одобрили принятие ряда мер, направленных на поддержание рынка, в том числе снижение НДС на внутренних линиях, предоставление государственных гарантий по привлекаемым кредитам, а также адресная помощь отдельным авиаперевозчикам. Однако перевозчики с не меньшей надеждой смотрят и на отечественных поставщиков услуг, прежде всего топливные компании и операторов топливо-заправочных комплексов, от позиции которых в части ценообразования зависит способность отрасли пережить нынешний кризис. Заправщики декларируют готовность договариваться с каждым клиентом отдельно, учитывая сложившуюся ситуацию, и обещают полное понимание со своей стороны.

Меньше полетов - меньше топлива

Объем поставок авиационного топлива на внутренний рынок РФ зависит от количества рейсов и пассажирооборота авиакомпаний. Переориентация трафика на внутренние воздушные линии для топливных операторов является положительной тенденцией - ведь в таком случае доля заправок, выполняемых в России, повышается. Однако сокращение пассажирооборота вследствие отказа от дальнемагистральных международных перевозок приводит к снижению потребления топлива. Результаты первых двух месяцев 2015 года пока не подтверждают худших опасений, пассажирооборот сократился на 9,1% (за февраль, правда, падение усилилось до 11,6%), при этом внутрироссийские перевозки за два месяца прибавили 10% (и даже в феврале сохранился рост на 4,6%).

Однако прогнозы, которые делают ведущие экономисты, крайне противоречивы. Кто-то заявляет о грядущем падении цен на нефть до $20, что приведет к дальнейшему ухудшению ситуации в российской экономике и, как следствие, к падению объемов перевозок на 20-30%. Кто-то испытывает осторожный оптимизм - с приближением летнего сезона спад должен замедлиться, а по итогам года возможен даже небольшой рост числа полетов.

Так или иначе, от 2015 года большинство экспертов как минимум не ожидают роста перевозок, следовательно, не исключено и снижение спроса на заправки топливом, считают специалисты.

Такие разные цены

Насчет того, будет ли снижаться стоимость авиакеросина на спотовом рынке и при заправке "в крыло", на рынке существуют разные мнения. Независимые эксперты призывают не забывать о так называемом "налоговом маневре", который, при прочих равных условиях, сделает разной стоимость авиакеросина для российских и зарубежных компаний. По данным Thomson Reuters KORTES, стоимость керосина на внутреннем рынке приблизится к нетбэку, который составит 34 тыс. 223 руб. за тонну в среднем в 2015 году и 33 тыс. 622 рублей - во втором квартале 2015 года. С учетом вычета, стоимость керосина для российских компаний составит 28 тыс. 375 руб., 29 тыс. 022 руб., 29 тыс. 623 руб. за тонну в 1, 2 кварталах и по итогам года соответственно. "Вычет позволит нивелировать влияние налогового маневра для российских компаний, а зарубежные компании, если СПОТ цены дойдут до нетбэка, будут покупать авиакеросин по соизмеримым с Европой ценам", - прогнозируют в компании.

Специалисты полагают, что стоимость топлива на профицитном внутреннем рынке по результатам 1 квартала 2015 года в среднем будет ниже, чем в аналогичном периоде 2014 года. За рубежом тенденция к понижению очевидна, и в качестве индикаторов можно сравнить показатели международного агентства Platts, по которым средняя стоимость тонны керосина в январе 2014 года составляла $981,67, а в январе 2015 года - $527,64. Стоимость авиатоплива, как правило, снижается вслед за нефтью, но с задержкой в 1-2 месяца. "Стоимость керосина в российских аэропортах будет снижаться до мая месяца включительно", - уверены в "Аэрофьюэлз".

Другие игроки рынка утверждают, что цена на авиатопливо на российском рынке слабо коррелирует с ценой на нефть на мировых рынках. Во-первых, нефтепереработчикам снижать отпускные цены невыгодно, во-вторых, на розничную цену авиатоплива оказывают существенное влияние и другие факторы: такие, как логистические расходы, стоимость хранения топлива в ТЗК и проведения лабораторных анализов, стоимость услуги заправки. Поэтому, уверены они, как уже не раз было, снижения цен на авиатопливо на внутреннем рынке вслед за падением цен на нефть не произойдет.

"За рубежом цена на керосин рассчитывается по формуле, в которой главная составляющая - цена нефти на бирже. При снижении котировок нефти на бирже, снижается и стоимость топлива для авиакомпаний, - отмечает генеральный директор "Уральских авиалиний" Сергей Скуратов. - На российском рынке, поскольку биржа несколько странная, у поставщиков керосина полная свобода". Такая ситуация невыгодна авиакомпаниям, уже сверставшим полетные планы на весенне-летний сезон.

Индивидуальный подход

Поставщики услуг в аэропортах утверждают, что не станут оставаться в стороне от решения данного вопроса. "Понимая сложность ситуации, и долю авиационного топлива в расходах авиаперевозчика, топливозаправочные компании стараются держать цены на минимально возможном уровне. Также вводится достаточно гибкая система взаиморасчетов с контрагентами, то есть вопрос предоставления отсрочки платежа рассматривается индивидуально применительно к каждому авиаперевозчику", - говорит эксперт по ВЭД управления продаж ОАО "Аэропорт Толмачево" Ирина Закирова.

В компании "Газпромнефть-Аэро", которая является одним из крупнейших игроков авиабункеровочного бизнеса, считают важным фактором успешного планирования деятельности авиакомпаний предсказуемость и прозрачность ценовой политики топливозаправщиков. "Наша компания заключает с ключевыми партнерами формульные соглашения, позволяющие предоставлять авиакомпаниям прогнозируемые условия ценообразования в долгосрочной перспективе, а также предлагает комплексные решения для российских авиакомпаний в РФ и за рубежом с удобной схемой взаиморасчетов", - рассказывают в компании. Специалисты компании также утверждают, что и в зарубежных аэропортах заправляют российских перевозчиков по ценам, указанным в рублях.

В "Аэрофьюэлз Групп" ранее рассказали, что перевозчики ждут от партнеров низких цен на керосин, понятных кредитных условий, международных стандартов по авиатопливообеспечению и лояльного подхода к клиенту. "Все это мы предоставим авиакомпаниям в полном объеме", - обещают в компании.

Возвращаясь к начальному тезису о том, что отечественные авиаперевозчики столкнулись с убытками, стоит сравнить нынешнюю ситуацию с тем, что было всего несколько лет тому назад. Ранее во всех бедах отрасли и авиакомпании, и чиновники обвиняли производителей и поставщиков авиатоплива. Сегодня гораздо больше возмущений звучит в адрес финансовых институтов. Хочется надеяться, что это является отражением объективной тенденции - установления диалога между авиаторами и заправщиками, а не следствием снижения доли авиакеросина в стоимости пассажирокилометра.

 
Материал «Авиакомпаниям помогут всем миром» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: АЭРО, Скуратов Сергей, Газпромнефть-Аэро, Аэропорт, Аэропорт Толмачево (в процессе тестирования)