О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорты проявят инфраструктурную гибкость

Российские аэропорты реагируют на изменяющуюся динамику пассажиропотока попыткой перераспределения мощностей между секторами международных и внутренних перевозок

Российские аэропорты реагируют на изменяющуюся динамику пассажиропотока попыткой перераспределения мощностей между секторами международных и внутренних перевозок, выяснили специалисты агентства "АвиаПорт". К подобного рода преобразованиям следует относиться крайне внимательно, сопоставляя трудозатраты с потенциальной пользой, считают специалисты отрасли.

Меняться вслед за рынком

Компенсируя падение спроса на международные перевозки, участники рынка, в том числе российские аэропорты, пытаются изыскать новые способы извлечения максимальной выгоды из сложившейся ситуации. Это и поиски компромиссов с авиаперевозчиками ради увеличения, или, как минимум, сохранения частотности рейсов и маршрутной сети, и акцентирование внимания на транзитных грузовых и пассажирских перевозках, и попытки увеличения прибыли за счет рекламных и прочих неавиационных доходов, о чем ранее писал "АвиаПорт".

Одной из новых тенденций, о которых говорят представители отрасли, может стать перераспределение терминальных площадей между международными и внутренними воздушными линиями (МВЛ и ВВЛ) в пользу последних. Реальные шаги в этом направлении предпринимают пока немногие, но некоторые крупные аэропорты уже выразили намерение рассмотреть возможность поступить таким образом. Подходить к реорганизации следует осторожно, предупреждают специалисты: процесс может быть трудоемким и затратным, а в условиях высокой волатильности рынка усилия могут оказаться напрасными. Чтобы избежать таких сложностей в будущем, нужно менять не только планировку терминалов, но и законодательную базу, регламентирующую их устройство.

Перераспределяют как умеют

Возможности для изменения инфраструктуры разнятся от аэропорта к аэропорту и обусловлены изначальной планировкой. В отдельных случаях, например, когда пассажиры МВЛ и ВВЛ пользуются общей посадочной галереей, для перераспределения пассажиропотока достаточно "передвинуть" перегородку, разделяющую внутренний и международный сектора. В других случаях могут понадобиться дополнительные строительные работы.

Руководство аэропорта "Пулково", например, сразу после завершения реконструкции бывшего первого терминала, который играет теперь роль посадочной галереи для внутренних линий, объявило о намерении расширить эту зону за счет пристройки нового помещения, оборудованного двумя дополнительными телетрапами. Таким образом, общее число телетрапов в секторе ВВЛ увеличится до восьми, что будет полностью отвечать растущим потребностям аэропорта. Вопросы дальнейшего развития сектора МВЛ будут решаться по мере необходимости, пообещал тогда глава предприятия Сергей Эмдин.

Недавно аэропорт "Шереметьево" объявил о планах по расширению зоны внутренних авиалиний. "Данное решение было принято руководством аэропорта в связи с ростом числа авиапассажиров на внутренних воздушных линиях", - сказано в сообщении пресс-службы компании. Международный сектор "поделится" с внутренним четырьмя выходами на посадку. Также планируется строительство нового бизнес-зала, поскольку существующий зал в секторе ВВЛ в часы пик не справляется с нагрузкой. В результате изменений общая площадь стерильной зоны ВВЛ должна увеличиться в два раза. "Расширение зоны ВВЛ позволит обеспечить рост пассажиропотока на федеральных направлениях с сохранением высокого качества обслуживания", - считают представители компании.

Специалисты "Домодедово" тоже уверены, что процессы изменения пассажиропотока и развития аэропорта зависимы и происходят параллельно. Что касается расширения возможности ВВЛ, еще в 2014 году сектор D, который ранее обслуживал пассажиров, летящих в Казахстан, стал доступен для тех, кто летит по России. "Это позволило оптимизировать распределение пассажиропотока на внутренних воздушных линиях", - объяснили в пресс-службе предприятия.

Вместе с тем, в аэропорту утверждают, что развитие международного сектора идет своим чередом: в залах прилета как внутренних, так и международных воздушных линий аэропорта были установлены дополнительные багажные карусели. Кроме того, не планируется откладывать открытие атриума в зоне прилета МВЛ. "Домодедово" планомерно реализует целый ряд проектов по расширению и модернизации инфраструктуры воздушной гавани: увеличиваются терминальные площади, внедряются новые технологии, проводятся работы по реконструкции аэродромных объектов", - рассказали "АвиаПорту" в пресс-службе предприятия.

Не чужды преобразованиям и региональные воздушные гавани. Так, например, в аэропорте Уфы намереваются временно использовать для нужд ВВЛ один из телетрапов, изначально предназначенных для международного сектора, рассказал ранее директор предприятия Александр Андреев. По его словам, после открытия нового сектора МВЛ специалисты аэропорта займутся оценкой возможности и необходимости в текущих экономических условиях реконструировать сектор ВВЛ.

Возможность изменений не отрицают в новосибирском "Толмачево". Конкретных планов там пока не раскрывают, но перераспределение площадей между МВЛ и ВВЛ считают возможным. "Аэропорт "Толмачево" рассматривает возможность увеличения площади стерильной зоны и количества телетрапов терминала внутренних авиалиний, - рассказала представитель предприятия. Аэропорт Иркутска придерживается аналогичной политики. "На сегодняшний день в ОАО "Международный аэропорт Иркутск" начат анализ текущей ситуации в авиаотрасли, по результатам которого будет осуществлена соответствующая корректировка утвержденной стратегии развития предприятия", - сказал, отвечая на запрос "АвиаПорта", коммерческий директор аэропорта Юрий Курдюков. Специалист напомнил, что в аэропорте существует долгосрочная программа развития, в рамках которой, в числе прочего, предусмотрено строительство нового терминала МВЛ.

Иным хватает

Однако проблема оптимизации площадей оказалась знакома не всем игрокам рынка - как в одном из столичных, так и в некоторых региональных аэропортах говорят, что площадей хватит на всех. Например, топ-менеджер "Внуково" Виталий Ванцев, комментируя стратегию развития, отметил, что аэропорт заранее "запасся" необходимыми мощностями. "Когда мы строили терминал, то исходили из предположения, что 60% пассажиропотока будет приходиться на ВВЛ. Нужно понимать, что для МВЛ площадей нужно больше, потому что там есть таможня, граница и так далее. Исходя из того, что площади у нас разделены 50/50 между МВЛ и ВВЛ, то мы и сегодня можем жить в той ситуации, какую мы сегодня имеем. Но пока на эту тему думать рано, так как аэровокзал сейчас заполнен менее чем наполовину. Ничего не меняя, мы можем вырасти в два раза", - сказал он тогда.

Представитель одного из крупных аэропортовых холдингов в беседе с "АвиаПортом" также отметил, что, несмотря на изменяющийся тренд рынка, инфраструктурных изменений ждать пока не приходится - свободных площадей, в том числе для ВВЛ, в аэропортах холдинга достаточно. Нет необходимости что-то менять в "Храброво", где пассажиры МВЛ составляют порядка 10% от общего потока. "В калининградском аэропорту "Храброво" достаточно площадей для обслуживания внутренних и внешних авиалиний, поэтому каких-то специальных изменений мы не делали", - сказали в пресс-службе компании.

Ничего не придется перестраивать в аэропорту Калуги "Грабцево", который готовится к открытию. Генеральный директор предприятия Салават Кутушев рассказал агентству "АвиаПорт", что все планы по развитию как на внутренних, так и на международных направлениях, остаются в силе.

Меняться с легкостью

Специалисты "Базэл Аэро" пока не говорили о необходимости менять структуру терминалов, но привели несколько примеров управления пассажиропотоками в периоды пиковых нагрузок при других условиях. "Для увеличения пропускной способности в 2014 году в "Международном аэропорту Анапа" изменена схема обслуживания пассажиров и багажа в дополнительном летнем павильоне. Таким образом, его пропускная способность была увеличена вдвое - с 60 до 120 пассажиров в час", - рассказали представители пресс-службы. Принимать растущий пассажиропоток аэропорту помогает использование новых технологий. Например, в пассажирском накопителе оборудованы три автоматизированных выхода на посадку для сканирования посадочных талонов при посадке пассажиров в перронный автобус, организован дополнительный сектор вылета-прилета, действующий в реверсивном порядке.

Опрошенные "АвиаПортом" специалисты согласны, что в ряде случаев справляться с наплывом пассажиров на ВВЛ аэропортам действительно могли бы помочь легковозводимые конструкции, особенно если тому не противоречат климатические условия. Хотя опыт использования временных конструкций на время проведения крупных мероприятий или ремонтов есть не только у южных аэропортов. Например, пассажиры внутренних линий аэропорта "Пулково" в период реконструкции терминала пользовались дополнительно оборудованными помещениями. Опыт расширения возможностей за счет подобных конструкций есть и у аэропорта Перми.

Гибкость запрещена законодательно

Специалисты рынка не отрицают необходимости оценивать новые возможности и потребности рынка на фоне изменяющейся экономической и политической конъюнктуры. Однако увлекаться не стоит, считает глава компании Airport Investments Сергей Детенышев. По его словам, не исключено восстановление спроса на международные перевозки, поэтому вкладывать большие деньги в реконструкцию под влиянием новой тенденции может быть невыгодно. "Вопрос сугубо индивидуальный. Иногда перегруппировку мощностей провести легко и просто, иногда это вопрос значительных изменений. В каждом случае нужно оценивать, насколько эти мероприятия будут выгодны с экономической точки зрения", - предупреждает специалист, предлагая в течении ближайшего года не принимать решений о кардинальных изменениях, а попытаться использовать временные, как можно менее затратные технологии.

Невозможность быстро и безболезненно совершать такие изменения, и, в случае необходимости, так же легко возвращать все как было связана, в том числе, с законодательными ограничениями, напоминает замдиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. С одной стороны, специалист полагает, что возвращение показателей МВЛ к прежним значениям российским аэропортам пока не грозит. С другой, это не значит, что они не должны иметь возможность перераспределять мощности внутри терминалов согласно определенным тенденциям. А для этого нужны изменения в законодательство, которое сегодня обязывает пассажиров проходить предполетные формальности в определенном порядке и влияет на схему движения пассажиров внутри терминала. "До тех пор, пока не изменится законодательство, изменения конъюнктуры по-прежнему будут вести за собой необходимость серьезных инфраструктурных изменений в терминалах, включая строительные работы", - сказал эксперт, напомнив, что многие европейски аэропорты с такой проблемой не сталкиваются ввиду отсутствия тех самых законодательных ограничений. Сложнее всего приходится владельцам старых помещений терминалов, где пассажиры двигались согласно еще более сложным правилам.

Но первые ласточки в плане изменения нормативной базы уже прилетели в Россию. Прошлым летом представители аэропортового холдинга "Аэропорты регионов" сетовали на то, что по требованиям авиационных правил спецконтроль перед посадкой на рейс необходимо проводить раздельно для пассажиров внутренних и международных линий, что требует построения параллельной инфраструктуры для секторов ВВЛ и МВЛ. Однако к концу года необходимые изменения в руководящих документах были приняты, и новые терминалы проектируются с единым спецконтролем....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка