О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Грузовые мечты не сбываются

Несмотря на усилия российских аэропортов, грузоперевозчики не спешат расширять свои маршрутные сети за их счет

Несмотря на усилия российских аэропортов, грузоперевозчики не спешат расширять свои маршрутные сети за их счет. За полгода реализации программы по привлечению перевозчиков грузов аэропорту "Пулково" не удалось добиться никаких результатов, не увенчались успехом планы на новых партнеров, озвученные "Аэропортами Регионов", не питают иллюзий на этот счет и в "Интерпорте".

Проведенное в ноябре 2014 года агентством "АвиаПорт" исследование показало, что российские аэропорты заинтересованы в привлечении новых партнеров из числа зарубежных грузоперевозчиков и готовы предпринимать определенные усилия на этот счет. В частности, не только предлагать качество обслуживания мирового уровня, но также предоставлять скидки и проявлять гибкость в проводимой финансовой политике. Однако повторный опрос показал, что успехов на тернистом пути привлечения грузоперевозчиков добиться не удалось.

Представители аэропортов соглашаются, что когда макроэкономика так негативно влияет на рынок, как сегодня, одних только мотивационных программ мало (при этом зарубежные авиакомпании ничего не имеют против сотрудничества с Россией, уверяя, что их волнует только коммерческая целесообразность таких процессов). В то же время, по статистике, публикуемой Росавиацией, объем международных перевозок почты и груза, осуществляемых российскими авиакомпаниями, растет. Эксперты агентства "АвиаПорт" предполагают, что это связано с дополнительными возможностями, которые российским перевозчикам открывает снизившийся курс национальной валюты.

Грузы пролетают мимо регионов

Региональные аэропорты в прошлом году проводили большую работу по привлечению грузоперевозчиков, но лишь немногим она принесла результаты. Так, например, в "Толмачево", где также реализуется программа привлечения грузовых авиаперевозчиков к выполнению полетов с техническими и коммерческими посадками в/из/через Новосибирск, с января 2015 года осуществляет техническую посадку новый партнер - компания CargoLux Italia. В рамках своей программы аэропорт предоставляет скидки на комплекс услуг по обслуживанию воздушных судов (ВС), а также на перронную обработку груза и почты. В "Толмачево" говорят, что заинтересованы в осуществлении коммерческих рейсов из Китая и Латинской Америки. "Следует отметить, что работа по привлечению грузовых авиакомпаний к выполнению коммерческих рейсов в/из/через аэропорт "Толмачево" имеет ряд сложностей, связанных с получения коммерческих прав на перевозку груза иностранными авиакомпаниями", - подчеркнули в пресс-службе предприятия.

Однако кроме "Толмачево" никому из опрошенных с новыми клиентами не повезло. В частности, в холдинге "Аэропорты регионов" говорили, что не только стараются создавать благоприятные условий для перевозчиков, которые хотели бы летать в их аэропорты, но и предлагают специально разработанную ценовую политику. На момент проведения исследования специалисты холдинга считали, что эти меры принесут результат - к завершению близились переговоры с "высококлассным" иностранным грузовым перевозчиком, появление которого в аэропортах холдинга считали знаковым событием. "Сейчас формализуются договорные отношения с перевозчиком, начало полетов запланировано на конец 2014 года", - сказали тогда в компании. Однако ни тогда, ни после этого не произошло. Новый перевозчик не пришел, подтвердили "АвиаПорту" в компании, объяснив, что вины ни одной из сторон в этом нет.

Красноярский "Емельяново", среди прочих услуг, выделял возможности по обслуживанию опасных грузов. Используются и стандартные механизмы вроде специальной ценовой политики - для грузовых авиаперевозчиков, выполняющих рейсы в аэропорт Красноярска с целью коммерческой, технической и транзитной посадки, независимо от их государственной принадлежности, предусмотрена программа поощрения, которая включает в себя предоставление скидок на оказание аэропортовых услуг. Размер дисконта зависит от максимальной взлетной массы ВС и частоты выполнения рейсов. Нельзя недооценивать роль информирования потенциальных клиентов о предоставляемых возможностей, считают в "Емельяново". "Аэропортом Красноярска ведется постоянная работа по увеличению числа партнеров среди грузовых авиакомпаний, в том числе в рамках международных форумов и конференций, в которых "Емельяново" принимает активное участие (Routes Asia в Чэнду (Китай), Routes CIS в Екатеринбурге, World Route Development - 2012 в Абу-Даби, Routes Europe 2013 в Будапеште)", - рассказали в компании. Фактором привлекательности аэропорта остается и его географическое положение, считают представители предприятия.

Но ни географическое положение, ни гибкая ценовая политика не стали решающим фактором для грузоперевозчиков по выбору партнера. Как рассказали агентству в управляющей компании "Интерпорт", с момента проведения исследования в ноябре 2014 года у аэропорта не появилось новых партнеров из числа зарубежных грузовых авиакомпаний - не та конъюнктура, да и санкции не способствуют установлению новых связей, говорят в компании. Однако оптимизм сохраняется - по-прежнему ведутся переговоры с потенциальными клиентами из Китая, увеличивают провозные емкости российские авиакомпании, а недавно "Интерпорт" объявил о внедрении новой системы управления терминалом ASNextCargo, увеличивающей уровень автоматизации процессов и снижающей роль человеческого фактора. Эта система повысит качество работы, а значит, потенциально может сделать аэропорт более привлекательным для новых партнеров, выразили надежду в управляющей компании.

Значительные усилия пытался предпринимать аэропорт Санкт-Петербурга "Пулково". Специалисты предприятия в IV квартале прошлого года разработали систему скидок для грузоперевозчиков из-за рубежа. Компаниям, начинающим работать в "Пулково" или увеличивающим число регулярных рейсов из этого аэропорта, пообещали, что они могут претендовать на скидки за оплату взлета-посадки, обеспечения авиационной безопасности и так далее. В зависимости от конкретных условий размер скидки может составлять от 30% до 45%. Некоторую поддержку получают также компании, перевозящие груз в багажниках пассажирских самолетов. "Для иностранных авиакомпаний, выполняющих регулярные пассажирские рейсы, предусмотрена дифференцированная шкала тарифов в зависимости от объема перевезенного груза и почты. Также предусмотрены дополнительные скидки для грузоотправителей при отправке грузов на широкофюзеляжных ВС иностранных перевозчиков (скидка зависит от объема)", - объясняли тогда агентству "АвиаПорт" в ЗАО "Грузовой терминал Пулково". Сегодня в аэропорту подтвердили, что по-прежнему надеются на взаимность со стороны перевозчиков: "Переговоры с грузовыми авиакомпаниями ведем, но в условиях сегодняшнего спада рынка, подтверждений от них нет", - сообщили в аэропорту.

Проанализировав данные российских аэропортов, можно сделать вывод, что основными инструментами привлечения грузовых авиаперевозчиков для них являются гибкая ценовая политика, совершенствование и разнообразие предоставляемых услуг и информационная поддержка своих проектов. Однако никакие из предпринимаемых мер не в силах побороть экономическую и политическую конъюнктуру.

Аэропорты не всесильны

Ложкой реальности в бочке планов российских аэропортов остается реакция перевозчиков на предлагаемые им блага. Никакая схема не будет действенной до тех пор, пока аэропорт не докажет, что осуществление рейсов целесообразно, говорят российские и зарубежные грузоперевозчики, правда, в более мягких выражениях. "Что касается деятельности в области грузоперевозок, на выбор того или иного аэропорта влияет много факторов, поскольку грузовые рейсы полностью зависят от сформировавшихся мировых грузопотоков", - говорят в Группе "Волга-Днепр", подчеркивая, что на определенном этапе подобного рода программы конечно, могут сыграть свою роль, и подчас существенную. По мнению руководителей компании, мотивационные программы в целом интересны для авиапредприятия, поскольку позволяют на первоначальном этапе развития направления сократить расходную часть рейса, а в уже существующем продукте - сократить текущие расходы и удешевить предложение. Однако необходимо использовать и дополнительные инструменты. "Грузоперевозчик в силу специфики бизнеса полностью зависит от клиентов - крупных интеграторов, от их заинтересованности в полетах в конкретный пункт назначения. Поэтому, на наш взгляд, привлечение крупных интеграторов является важнейшим фактором в этом вопросе", - говорят в "Волга-Днепр".

Скептически к предложениям скидок как к инструменту привлечения компаний отнеслись в Lufthansa Cargo, также отметив, что описанных механизмов недостаточно для обеспечения присутствия авиакомпании на рынке. "На наш взгляд, такого предложения недостаточно. Без надежных гарантий загрузки, которых мы на данный момент не видим, трудно обеспечить прибыльность работы грузового судна", - говорит директор Lufthansa Cargo по России и СНГ Кристиан Беккер (Christian Becker), подчеркивая, что в отношении "Пулково" компании достаточно тех возможностей, которые она получает, выполняя пять регулярных рейсов в день в Мюнхен, Франкфурт и Вену. Однако, по мнению К.Беккера, появление на российском рынке подобных программ является позитивным знаком: такие начинания выводят российский рынок, традиционно монопольный, на новый уровень конкурентных возможностей. Однако, по его словам, привлекательность аэропорта как грузового хаба авиакомпания будет определять с учетом ряда дополнительных факторов, таких как спрос на грузоперевозки, стоимость топлива, стоимость складских услуг, а также уровень подготовки аэропорта и используемые IT-решения. Для более детальной оценки возможностей, компания приглашает российские аэропорты к диалогу, направленному на совместный поиск взаимовыгодных форм сотрудничества.

Перевозить по-нашему

Скептическое отношение иностранцев к российскому рынку грузоперевозок, вероятно, играет на руку российским авиакомпаниям. Согласно статистике, опубликованной на сайте Росавиации, общий объем перевезенных российскими авиакомпаниями почты и грузов увеличился на 3,5% в 2014 году по сравнению с 2013 годом. Драйвером роста стали международные перевозки, показавшие прирост 7,5%. Еще более явной эта тенденция стала в 2015 году. Общий рост показателей за первый квартал составил 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом на МВЛ этот показатель увеличился на 12,6%.

Эксперты агентства "АвиаПорт" предполагают, что таких результатов удалось достичь благодаря тем конкурентным преимуществам, которые российские грузоперевозчики получили за счет снижающегося курса рубля. В частности, более выгодным стал международный транзит через Россию. "Приведенная статистика учитывает все грузы, перевезенные отечественными авиакомпаниями, включая транзит", - подтвердили в Росавиации.

Некоторые положительные подвижки наблюдаются и на внутреннем рынке. Несмотря на то, что общий объем грузоперевозок внутри страны продолжает снижаться, авиакомпании, очевидно, находят для себя новые ниши. В частности, грузовые рейсы в "Толмачево" открыла авиакомпания "Трансаэро". Подспорьем грузопотоку красноярского "Емельяново" стали новые пассажирские рейсы, выполняемые "Ангарой" и "Оренбургскими авиалиниями". Груз, перевезенный в багажниках пассажирских ВС, сегодня остается основным фактором загрузки мощностей аэропорта, напоминают в компании "Интерпорт".

Выбирай и властвуй

Основными факторами развития рынка остаются не отдельные мотивационные программы отдельных аэропортов, а общие экономические тренды. И привлечению новых партнеров может служить только совместная работа, направленная на развитие инвестиционной привлекательности российских регионов. Если не считать, конечно, падения курса рубля, повышающего привлекательность экспорта услуг.

Описывая драйверы изменения динамики грузопотоков на мировом рынке, глава IATA Тони Тайлер (Tony Tyler) заметил, что значительный рост показателей Азиатско-Тихоокеанского региона был достигнут за счет решения компании Apple о выводе на рынок новой модели популярного смартфона. Без каких бы то ни было изменений со стороны аэропортов, резкий рост производства комплектующих для этой техники на заводах в регионе привел к росту спроса на грузоперевозки. Этот пример еще раз демонстрирует, что наиболее активное развитие бизнес грузоперевозок имеет не в тех центрах, которые сумели предложить скидки авиакомпаниям, а в тех, в которых есть груз.

Россия остается (и надежды на перелом этой ситуации пока нет) рынком, куда самолетом можно товар привезти, а увозят от нас энергоресурсы и сырье - их не погрузить в самолет. Поэтому единственно выгодным для зарубежных авиакомпаний может быть вариант осуществления транзитных перелетов через стратегически выгодно расположенные российские аэропорты, а для работы непосредственно на российском рынке большинству хватает груза, который летит в багажнике пассажирского самолета. Именно таких возможностей и ищут для себя сибирские аэропорты, готовые предлагать выгодные условия транзита. Но, имея потенциал роста в данном направлении, они не могут его использовать в полной мере ввиду ограничений, наложенных существующими межправительственными соглашениями о воздушном сообщении.

У аэропортов, не претендующих на роль транзитных узлов, также есть потенциал развития грузоперевозок, подтверждаемый статистикой ТКП. Им сегодня имеет смысл предпринять усилия, направленные на работу с отечественными перевозчиками, и обратить внимание на развитие внутреннего рынка. Из предоставленных аэропортами данных однозначно следует, что подавляющее большинство грузов перевозится пассажирскими самолетами. Их доля в развитых аэропортах составляет от 70% до 90%, склоняясь ко второй цифре. Соответственно, если есть стремление обрабатывать больше груза, этот фактор нужно иметь ввиду, закупая спецтехнику для обслуживания контейнерной загрузки и развивая грузовые терминалы.

В отдельных случаях, к примеру, в "Пулково", стоит обратить внимание на конкуренцию с альтернативными схемами доставки. Санкт-Петербург сам по себе остается крупным потребителем товаров. В настоящее время большинство грузов поступает в город автомобильным транспортом, и немалая часть - морским. И у аэропорта есть шансы забрать на себя часть грузопотока, который подвозится траками из Москвы или из-за рубежа - зачастую от ближайшего грузового хаба. Однако для этого необходим четкий расчет в выборе партнера и понимание, что наступившие изменения могут иметь эффект на региональном уровне, однако не оказать влияния на позиции аэропорта на федеральном уровне. И дело не в применяемых мотивационных схемах, а в общеэкономической ситуации. Добиться роли хаба аэропорту, расположенному в непосредственной близости от крупнейших европейских транспортных узлов, будет не просто, а для активизации point-to-point перевозок региону не хватит отправляемых грузов.

Таким образом, как и в случае с использованием режима "открытое небо", о чем "АвиаПорт" писал ранее, для наращивания грузового потока в аэропортах необходимо четкое осознание собственного потенциала и возможностей. Эффективной, скорее всего, станет последовательная политика, направленная на развитие конкретных, потенциально выгодных, сегментов рынка. Для "Емельяново" и "Толмачево" этим сегментом стало обслуживание технических посадок, "Кольцово" довольно удачно развивает почтовую составляющую, для "Пулково" таковым мог бы стать грузопоток, который движется непосредственно в регион для обеспечения внутренних потребностей. И, конечно, важным фактором остается сохранение в максимально полном объеме количества пассажирских рейсов, прибывающих в аэропорт....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка