О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Предсказуемая неожиданность

Проект строительства третьей взлетно-посадочной полосы в "Шереметьево" забуксовал

Проект строительства третьей взлетно-посадочной полосы в "Шереметьево" забуксовал. "Строительство третьей полосы в аэропорту "Шереметьево" заморожено", - заявляют в ФГУП АГА. "Окончательного решения нет", - отмечают регулирующие органы. "Денег нет", - оправдывается генподрядчик. "Комментариев нет", - отрезают "Аэрофлот" и "Шереметьево".

Ссылаясь на заявления ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "АГА(А)"), российские СМИ написали о приостановке строительства третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП) в аэропорту "Шереметьево". Решение было принято в связи с катастрофическими задержками в работе генподрядчика - компании "Инжтрансстрой", входящей в структуру корпорации "Трансстрой". Генподрядчик претензий в свой адрес не принимает, объясняя медлительность недостаточным финансированием.

Тихий конфликт госзаказчика и генподрядчика начался не сегодня - еще весной этого года представитель ФГУП "АГА(А)" в разговоре с агентством "АвиаПорт" не стал отрицать возможности смены подрядчика на этом проекте. Но, согласно ФЗ-44, регулирующему госзакупки, сделать это можно только через суд, напоминают в "Трансстрое", где явно не намерены расставаться с госконтрактом.

Кто был охотник, кто - добыча?

"Строительно-монтажные работы не ведутся подрядчиком - компанией "Инжтрансстрой", - подтвердили во ФГУП "АГА(А)", утверждая, что об этом свидетельствует фактическое отсутствие на стройке техники и персонала. При этом представители ведомства уверены, что выделенных средств должно в полной мере хватить для выполнения всех необходимых работ. Подрядчик получил от государства более 5 млрд рублей по двум контрактам в 2011 и 2014 годах. "Финансирование по всем годам всех объектов строительства проводилось в полном объеме. Цены на основные виды материалов российского производства не поднимались", - говорят во ФГУП "АГА(А)". Федеральной адресной инвестиционной программой на 2015 год и на 2016 и 2017 гг. предусмотрены бюджетные ассигнования в 2015 году - 5 млрд рублей, в 2016 году - почти 907 млн рублей, в 2017 году - 2,3 млрд рублей.

Срыв работ приведет к тому, что заказчику придется искать нового подрядчика. "В связи с неисполнением подрядчиком государственного контракта он будет досрочно расторгнут", - утверждают представители ФГУП. Авансовые платежи при этом предполагается вернуть и направить на оплату работ новых партнеров.

"Трансстрой" претензий к себе не принимает. "Возникшая ситуация явилась следствием задержек, а затем и прекращения с начала 2015 года финансирования госконтрактов со стороны заказчика и, соответственно, вынужденного привлечения подрядчиком кредитных ресурсов, чтобы не допустить отставания по работам и выполнить свои обязательства в полном объеме", - оправдывают свои действия представители компании. По их словам, именно недостаток финансирования со стороны государства стал причиной пошатнувшегося финансового положения компании, и, как следствие, введение процедуры наблюдения. По информации, полученной от представителей компании, более 70% от всех выполняемых "Инжтрансстроем" объемов составляют госконтракты по строительству аэродромов и аэропортов общей стоимостью 26 млрд рублей. Это строительство пресловутой третьей полосы в "Шереметьево" и реконструкция аэродрома краснодарского аэропорта.

Какая точно причина?

Нельзя не вспомнить, что ранее задержки в выполнении работ в компании оправдывали иными факторами. В частности, речь шла о том, что госзаказчик не подготовил должным образом землю для строительства - не расселил жителей поселков, на территории которых ведутся работы. "Интенсивно работы ведутся на участках, не обремененных выносом коммуникаций и сносом строений заказчиком", - говорили тогда в "Трансстрое", не упоминая о недостатке финансирования. Помнится, и во ФГУП "АГА(А)" тогда не стали отрицать невозможность оперативно расселить жителей.

Тем более не отрицали ее сами жители. "Наша основная претензия - к заказчику-застройщику. Если наша земля (в законной собственности) нужна для строительства, то почему ее до сих пор не выкупили, а нам рассказывают, что, наверное, выкупят после пуска ВПП-3 в эксплуатацию?!", - удивлялась в марте 2015 года во время беседы с представителем агентства "АвиаПорт" активист Ольга Болданова, отстаивающая интересы местных жителей.

Ни о какой приостановке строительства тогда речи не шло, напротив, по словам активистки, оно находилось в крайне активной стадии. "Строительство больше напоминает нашествие гуннов и вандалов, военные действия", - охарактеризовала происходившее О.Болданова.

Один из опрошенных агентством источников, пожелавший остаться неизвестным, и вовсе уверен, что претензии к "Трансстрою" вызваны не реальными его недоработками, а желанием руководства аэропорта передать проект "своим" подрядчикам, которые будут выполнять работы по строительству северной терминальной зоны и подземного соединительного тоннеля. На вопрос о том, кто будет строить эти объекты, гендиректор "Шереметьево" Михаил Василенко отвечал уклончиво, заметив, что предварительные переговоры ведутся с несколькими компаниями. "Компания должна быть очень серьезной и важной, с большим ресурсом в плане поставки оборудования для выполнения работ по терминалу", - сказал он, не исключив, что проект может быть отдан иностранцам. "Подземный тоннель будет, скорее всего, делать та компания, которая имеет опыт строительства таких тоннелей", - добавил он. Генеральный подрядчик, по словам М.Василенко, может быть выбран один, а строить будут разные компании.

Предположения анонимного источника же основывалось на том, что проекты строительства терминала и тоннеля из-за скачков курса рубля дорожают (по подсчетам специалистов "Шереметьево не менее, чем на треть), а дополнительный контракт на строительство полосы мог бы отчасти компенсировать потенциальные потери.

Не благодаря, так вопреки

Несмотря на известные сложности, собеседники "АвиаПорта" неоднократно настаивали, что полоса будет построена. "Что бы ни произошло, Чемпионат мира будет, и полоса будет", - пообещал глава ФГУП "АГА(А)" Михаил Жеребцов. "Строительство третьей полосы в аэропорту "Шереметьево" является частью Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 518, и подлежит безусловному завершению к 2018 году", - подчеркнули в компании в пятницу.

Третья полоса нужна аэропорту как воздух, настаивал недавно М.Василенко, отмечая, что ответственность за реализацию проекта лежит ни в коем случае не на аэропорте, но находится в компетенции государства. "К 2017 году мы планируем обслуживать больше 45 млн пассажиров, а дальше все будет зависеть от того, как будет складываться экономическая ситуация и как будет развиваться наша авиакомпания", - прокомментировал грандиозные планы М.Василенко. Изначально планировалось, что в результате реконструкции аэропорт сможет обслуживать 60-65 млн пассажиров в год к 2030 году. В аэропорту и в мае 2015 года подтвердили, что их планы по развитию остаются в силе.

Тем более, что этот проект был учтен при планировании новых схем организации воздушного движения в московском авиационном узле. "Организация независимой работы проектируемой ВПП-3 аэродрома "Шереметьево" учитывалась на этапе разработки новой структуры воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД", - рассказали "АвиаПорту" в Госкорпорации по ОрВД.

А нужно ли оно нам?

Категоричность руководителя "Шереметьево" в вопросе необходимости третьей полосы разделяют не все. В той же Госкорпорации упоминают, что независимый аудит новой структуры воздушного пространства, проведенный в 2013 году компанией Jeppesen, подтвердил суммарную пропускную способность 90 взлётно-посадочных операций в час при работе ВПП-3 в "Шереметьево". Но при этом для достижения столь высокого показателя кроме строительства новой ВПП требуется модернизировать наземную инфраструктуру (включая маршруты руления: скоростные рулежные и магистральные дорожки, а также маршруты, исключающие встречное движение, пересечение и руление по ВПП).

По словам источника, хорошо знакомого с ситуацией, апеллировать к проведению ЧМ-2018 при решении вопроса о необходимости строить третью полосу - значит лукавить. "В 30 млн пассажиропотоке "Шереметьево" может и не заметить роста, вызванного проведением ЧМ", - говорит собеседник агентства. Если взять за пример рост пассажиропотока, вызванный проведением Олимпиады в Сочи в 2014 году, то согласно опубликованным на сайте аэропорта данным, в период подготовки и проведения Олимпиады из "Шереметьево" в Сочи вылетело 44 тысячи человек. Даже если предположить, что из "Шереметьево" до этого вообще не летали в Сочи, то по отношению к отчетному периоду это даст рост пассажиропотока примерно на 1 тыс. пассажиров в сутки, то есть на 7-8 ВПО. И даже если предположить, что все эти люди летали только в дни проведения Игр +/- 1 день, то это даст прибавку не более чем на 2 взлетно-посадочных операций (ВПО) в час.

Что касается ЧМ-2018, в "Шереметьево" "АвиаПорту" сказали, что за время проведения чемпионата всего планируют обслужить порядка 3 млн человек. В июне 2014 года, например, услугами аэропорта воспользовались 2,9 млн человек, в июле 2014 - почти 3,4 млн человек. Ранее, судя по опубликованным "Интерфаксом" сведениям, организаторы чемпионата посчитали, что посмотреть за ходом матчей в Россию приедут порядка 1 млн зрителей.

В настоящее время действующие полосы аэродрома рассчитаны на обслуживание 50 ВПО в час. Средняя же нагрузка на них составляет, даже летом, в среднем не более 30-35 ВПО в час. "Способов увеличения пропускной способности много, и в "Шереметьево" они не все исчерпаны. Другой вопрос, что этим надо заниматься", - говорит источник агентства. Отмечая, что в отдельных случаях новая полоса может стать не только бесполезным, но и вредным начинанием: "Для аэропорта дополнительный ресурс, несомненно, благо. Но в летную зону ведет одна рулежная дорожка, а не две. Вопрос, как встречное движение будет расходиться, решали уже на ходу. Вторую рулёжку строить оказалось дорого. Рулить оттуда долго - а самолет на земле уносит деньги, а не зарабатывает. И этот принцип станет камнем преткновения для всего проекта", - рассказывает он.

Представители базовой для "Шереметьево" авиакомпании "Аэрофлот" никак не прокомментировали происходящее.

Стоит напомнить, что ранее и главный инженер аэропорта "Шереметьево" Евгений Тумель и даже глава Росавиации Александр Нерадько, пусть и нехотя, но признавались, что если строительство завершить не удастся, то аэропорт все равно справится с повышенной нагрузкой на время проведения соревнований. Другой вопрос, конечно, что инфраструктура должна развиваться, несмотря на некоторое падение спроса на авиаперевозки в этом году. Ни один кризис не длится вечно, признают представители государства и бизнеса. И реальная потребность в третьей полосе связана не с спортивным мероприятием 2018 года, а с необходимостью скорой реконструкции одной из действующих полос в "Шереметьево".

Открытым остается вопрос, как будут (и будут ли?) происходящие изменения в судьбе третьей полосы отражаться на подготовке и заключении концессионного соглашения, сроки которого пока перенесены всего лишь на следующий год....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка