О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Храброво" наверстывает упущенное

Обратный отсчет времени до старта Чемпионата мира по футболу 2018 года запущен 18 сентября на Манежной площади в Москве

Обратный отсчет времени до старта Чемпионата мира по футболу 2018 года запущен 18 сентября на Манежной площади в Москве. Аналогичные мероприятия, хотя и меньшего масштаба, состоялись в других российских городах, где пройдут соревнования, в том числе в девяти региональных центрах. Очевидно, что различия между столицей и регионами не только в формате событий, посвященных тысяче дней до старта мундиаля, но и в состоянии аэропортовой инфраструктуры, на которую ляжет значительная нагрузка по приему и отправке спортсменов и болельщиков. "АвиаПорт" продолжает проект "ЧМ-18" - серию статей о реконструкции российских региональных аэропортов. Материал о реконструкции аэропорта в Саранске "АвиаПорт" опубликовал в апреле этого года, сегодня на очереди - калининградский аэропорт "Храброво".
 
Аэродром с опозданием
 
Аэродромная инфраструктура "Храброво" находится на балансе ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". Разработкой проекта ее реконструкции в 2012-2014 годах занимался НИИ "Ленаэропроект".
 
Исходя из данных на официальном сайте ФГУП АГА(А), "Храброво" ожидает удлинение взлетно-посадочной полосы (ВПП) до 3350 метров, оснащение ВПП новыми радиотехническими средствами, установка нового светосигнального и метеорологического оборудования. Это обеспечит аэродрому II категорию посадки с основного направления и I категорию - с второстепенного. Кроме того, удлиненную ВПП планируют оснастить одной скоростной рулежной дорожкой. После реконструкции аэродром сможет принимать Ил-96, Boeing 767 и суда классом ниже.
 
Масштабная реконструкция ожидает и перрон. По словам представителя НИИ "Ленаэропроект", количество стоянок на перроне возрастет до 34. ФГУП АГА(А) также выступит заказчиком по другим инфраструктурным работам: от реконструкции системы энергоснабжения до строительства периметрового ограждения территории аэродрома.
 
Весь спектр работ будет выполнять один генеральный подрядчик - "Стройновация" (входит в группу "Сумма" Зиявудина Магомедова). В 2014 году она одержала победу в открытом конкурсе на 3,17 млрд рублей. Согласно контракту, "Стройновация" должна завершить работы в ноябре 2016 года. В июле РИА "Новости" сообщало, что подрядчик отстает от графика работ примерно на восемь месяцев. Сообщалось, что этот вопрос поставлен на контроль Росавиации и правительства. Представитель подрядчика в беседе с "АвиаПортом" заверил, что компания сможет завершить работы в срок. "На площадке сегодня работает более 130 человек и более 50 единиц техники. "Стройновация" продолжит увеличивать собственные производственные мощности на объекте", - заявили в компании.

Терминал на вырост

План реконструкции пассажирского терминала разработан группой компаний "Еврогруп". Она уже имеет опыт работы с подобными инфраструктурными проектами - "Еврогруп" занималась проектированием ряда терминалов на Украине во время подготовки к Чемпионату Европы по футболу 2012.
 
Новый терминал будет способен обслуживать 3,5 млн человек в год. Как рассказывал в июле в интервью "АвиаПорту" генеральный директор "Храброво" Александр Корытный, первая очередь реконструкции (подразумевает перестройку левого крыла терминала) завершится в мае-июне 2016 года. После ввода левого крыла в эксплуатацию начнется реконструкция центральной и правой частей здания аэровокзала. Вторая очередь, по прогнозу руководства "Храброво", завершится в мае-июне 2017 года.
 
Пассажиров встретит увеличенный по площади терминал: после реконструкции он увеличится на 26,5 тысяч - до 50 тысяч квадратных метров. В том числе, расширят и накопители. "Площадь накопительной (чистой) зоны ВВЛ составит не менее 4 тысяч квадратных метров, а площадь накопителя МВЛ - 2,5 тысяч", - сообщили "АвиаПорту" в пресс-службе "Храброво".
 
На втором этаже будет оборудован единый пункт предполетного досмотра ВВЛ и МВЛ: всего семь линий досмотра. После процедур пассажиры ВВЛ направляются в накопитель, пассажиры МВЛ - на таможенный и паспортный контроль. Согласно плану реконструкции, запланирована установка 10 стационарных кабин паспортного контроля в зале вылета МВЛ, и 12 - в зале прилета. В "Храброво" также допускают установку мобильных стоек паспортного контроля.
 
Калининград в ходе Чемпионата примет четыре матча группового этапа первенства - это восемь различных команд. В аэропорту готовы к пиковой нагрузке в дни проведения соревнований: паспортный и таможенный контроль болельщиков без багажа в Калининграде будут осуществлять на третьем этаже аэровокзала (там установят до 30 мобильных стоек), а оттуда направят в город через сектор прилета ВВЛ. По заявлению пресс-службы аэропорта, в секторе МВЛ реконструированного терминала будет работать два телетрапа и два автобусных гейта, в ВВЛ - четыре телетрапа и два выхода на посадку к автобусам.
 
В "Храброво" планируют достичь пропускной способности в 1250 пассажиров в час (из них 850 на ВВЛ, 400 - на МВЛ). В пресс-службе аэропорта говорят, что в дни пиковых нагрузок во время Чемпионата мира смогут обслуживать 1950 пассажиров. В Калининграде намерены увеличить пропускную способность на вылет: в первую очередь, это будет достигаться с помощью реверсивной схемы обслуживания вылетающих пассажиров. Это значит, что первую их часть через сектор прилета направят к стойкам таможенного и паспортного контроля, а затем - на выход к автобусу. Вторая часть пройдет контроль на третьем этаже, а затем сядет в самолеты через телетрапы. В пресс-службе "Храброво" подчеркивают, что реверсивная схема будет вводится только в случае отсутствия прибывающих международных рейсов.
 
Посмотреть матчи Чемпионата мира приедут не только обычные болельщики, но и высокопоставленные гости. Для них в "Храброво" также намерены реорганизовать инфраструктуру. Для VIP-пассажиров будут предусмотрены отдельный въезд на территорию аэропорта и выделенная дорога, ведущая к терминалу. Она пройдет через основной въезд на привокзальную территорию и затем разделится: к ЗОЛД и к ВИП-залу.
 
Залы специального обслуживания по плану будут организованы на первых двух этажах терминала, причем в "Храброво" разделят обслуживание вылетающих и прилетающих пассажиров, выделят для предполетного досмотра по одной линии в каждом зале терминала (это же относится и к залу официальных лиц и делегаций). Площадь VIP-зала будет составлять около 500 метров, а его пропускная способность - не менее 80 пассажиров в час. Площадь ЗОЛД составит около 350 квадратных метров, а пропускная способность - 35 пассажиров в час. В пресс-службе аэропорта не ответили на вопрос "АвиаПорта" о том, сохранятся ли в этих залах пункты пропуска через государственную границу.
 
"Храброво" не проигнорирует современные технологии удаленной регистрации. Получить место на рейсе можно будет из городских гостиниц и фан-зоны, там же можно будет распечатать посадочный талон. Аэропорт в ближайшее время проведет консультации с перевозчиками о предварительной регистрации.
 
Летом 2018 года работу аэропорта будут обеспечивать не только штатные сотрудники. "Мы рассматриваем привлечение волонтеров для помощи в установке и снятия багажа пассажиров с лент интроскопов, а также для информирования пассажиров о правилах проведения предполетного досмотра", - говорят в пресс-службе "Храброво". К помощи волонтеров будут обращаться и по поводу регулирования транспортных потоков на привокзальной площади. Кроме того, в аэропорту планируют привлечь сотрудников других воздушных гаваней: Минеральных Вод, Уфы, Мурманска и Минска. Во время проведения Чемпионата мира в "Храброво" также будут работать студенты, вероятно, на некоммерческой основе.
 
Что рядом?
 
В "Храброво" обещают преобразить и привокзальную площадь. В первую очередь, это коснется устройства мостовых, тротуаров и озеленения площадей. "На площадке перед зданием аэровокзала будет организована остановка автобусов, обслуживающих аэропорт, стоянка для аккредитованного автотранспорта, а также стоянка такси", - сообщили "АвиаПорту" в пресс-службе воздушной гавани.
 
Международная федерация футбола предъявляет к городам, принимающим матчи Чемпионата мира, жесткие требования по общественному транспорту. Они касаются вместимости, доступности для людей с ограниченной подвижностью, времени курсирования (транспорт должен быть круглосуточным). Научный сотрудник НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что текущие мощности пока не соответствуют этим требованиям как в самом городе, так и в части соединения Калининграда с "Храброво". На сегодняшний день аэропорт соединен с городом автобусом, который ходит с 7 утра до 8 вечера с интервалом 40 минут. В аэропорту также есть бесплатная и платная парковки. В сумме они рассчитаны на 300 мест. Судя по информации на сайте аэропорта, в "Храброво" работают два оператора такси и три оператора по аренде автомобилей. По мнению А.Крамаренко, службы такси и аренды машин не сыграют значительной роли в доставке болельщиков к объектам спортивной инфраструктуры, а вот схема движения автобусов будет улучшена. "Требования FIFA по общественному транспорту очевидно должны быть выполнены, поэтому как в самом Калининграде, так и на маршруте между городом и аэропортом во время проведения Чемпионата мира увеличат количество автобусов", - говорит эксперт. В пресс-службе аэропорта подтвердили, что к Чемпионату мира будут введены шаттлы, курсирующие между аэропортом и фан-зоной. Они, как утверждается, "будут ходить в круглосуточном режиме".
 
В интервью "АвиаПорту" генеральный директор "Храброво" А.Корытный говорил о планах по строительству гостиничного комплекса. В пресс-службе "Храброво" уточнили, что эти планы сохраняются, однако "обсуждаться будут ближе к завершению реконструкции".
 
Планы на будущее
 
Получив право провести Чемпионат мира 2018, федеральные власти инициировали разработку стратегии реконструкции и развития транспортной инфраструктуры в ряде регионов. Чемпионат мира завершится 15 июля в Москве, болельщики и спортсмены уедут, а построенные к первенству объекты останутся.
 
Пассажирами "Храброво" по итогам 2014 года стали 1,46 млн человек. По данным Росавиации, за первое полугодие текущего года аэропорт обслужил 660 тысяч пассажиров, показав положительную динамику: за аналогичный период 2014 года калининградский аэропорт посетило 635 тысяч пассажиров.
 
В интервью "АвиаПорту" летом этого года А.Корытный говорил, что руководство планирует привлечь в аэропорт новых перевозчиков. Однако генеральный директор сетовал на то, что ни один из игроков не воспользовался концепцией "открытого неба", введенной в 2014 году. А.Корытный тогда заявлял о готовности идти навстречу перевозчикам, включая предоставление скидок по наземному обслуживанию, однако после его прихода на должность генерального директора в Калининград на регулярной основе удалось привлечь только двух иностранных перевозчиков: Atlasglobal и Vueling. При этом Atlasglobal закончит полеты 24 октября, а Vueling будет летать до завершения летнего расписания 2015 года. Более того, о планах прекратить зимой полеты в Россию, в том числе в Калининград, сообщили в авиакомпании Air Berlin.
 
Кто из зарубежных игроков полетит в Калининград зимой, сказать пока сложно - сами перевозчики не заявляли об этом в официальных сообщениях, а в пресс-службе "Храброво" пока не стали комментировать зимнее расписание. Только после того, как оно будет опубликовано, можно будет говорить о том, чего удалось добиться аэропорту и его новому руководителю по привлечению новых, в том числе зарубежных, игроков.
 
Цена вопроса
 
Общий объем инвестиций в реконструкцию "Храброво" составит около 13,8 млрд рублей. Выделяется два направления: реконструкция аэродромных объектов и развитие аэропортовой инфраструктуры. Инвестиции обеспечат бюджетные (около 5 млрд согласно Федеральной целевой программе) и внебюджетные (8 млрд) источники. В 2015 году из бюджета на реконструкцию "Храброво" должно прийти 2,3 млрд рублей, однако, как сообщают в аэропорту, на июль было получено только 8,6 млн от этой суммы. Бюджет будет финансировать реконструкцию и дальше: в 2016-2020 годах федеральный центр отправит в Калининград 890 млн. Основной частный инвестор - холдинг "Аэроинвест", владеющий, помимо "Храброво", еще и аэропортом в Минеральных Водах. Именно он и должен обеспечить оставшееся финансирование....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка