Автор: Мария Ситкина
Опубликовано: 27.10.2015, 20:51
 

Аэропорты попали в проекты

Инвесторы, реализующие проекты строительства новых аэровокзальных комплексов в Анапе и Перми, получат государственные гарантии


[image]

Межведомственная комиссия при Министерстве экономического развития Российской Федерации 21 октября выбрала 11 объектов для участия в программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования. В их число вошли "Международный аэропорт Пермь" и "Международный аэропорт Анапа".

Что будем строить

В пресс-службе "Корпорации развития Пермского края", являющейся акционером "Международного аэропорта Пермь" (МАП), подчеркнули, что строительство и ввод в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса предполагает затраты в размере около 5 млрд рублей. В рамках программы проектного финансирования правительство предоставит госгарантии банку-кредитору по части привлекаемого кредита на реализацию инвестиционного проекта в размере не более 25% от величины кредита. МАП получит гарантии на 750 млн рублей, благодаря чему процентная ставка по всему кредиту на 3 млрд рублей снизится приблизительно на два процентных пункта. Это позволит аэропорту сэкономить на уплачиваемых по кредиту процентах не менее 500 млн рублей. Окончательные условия определятся уже при подписании документов по госгарантиям.

Проект строительства аэровокзального комплекса в Перми, который планируют завершить в 2017 году, реализуется при участии инвестора ООО "Новая Колхида". Компания намерена вложить в проект около 5 млрд рублей, 3 млрд из которых составят заемные средства. В рамках проекта построят новый пассажирский терминал площадью 29 тыс. кв.м и сопутствующую инфраструктуру - парковки на 774 машиноместа, инженерные коммуникации, а также произведут благоустройство территории.

По информации Минэкономразвития, на строительство аэровокзального комплекса и объектов служебно-технической территории "Международного аэропорта Анапа" планируют потратить 1,29 млрд руб., 800 млн из которых должны составить кредитные средства. В качестве инвестора выступает компания "Базэл Аэро", управляющая аэропортом. Проект включает постройку нового терминала площадью 10,86 тыс. кв.м, который будет обслуживать внутрироссийские рейсы и поможет увеличить пропускную способность, старый терминал будет обслуживать международные рейсы. Новый терминал может заработать в III квартале 2016 года.

Как работает проектное финансирование

Суть программы заключается в том, что уполномоченный для участия в ней банк предоставляет на льготных условиях банковский кредит заемщику, чей проект попал в число отобранных межведомственной комиссией. Процентная ставка по такому кредиту не может превышать 11,5% годовых. Уполномоченный банк имеет возможность предоставить кредит под такой низкий процент за счет того, что Банк России рефинансирует его по ставке 9% годовых.

Для заемщика такой кредит ничем не отличается от обычного банковского кредита, привлекаемого на рыночных условиях. Единственное отличие - заемщику необходимо предоставить документы для получения госгарантии.

Помощник министра, пресс-секретарь Минэкономразвития Елена Лашкина рассказала "АвиаПорту", как происходит процедура отбора проектов. "Собирается межведомственная комиссия, состав которой утвержден Правительством РФ, и путем голосования с использованием бюллетеней отбирает проект для участия в программе, или не отбирает, - сказала она. - Таким образом, все проекты для участия в программе выбираются по результатам голосования членов комиссии".

"Проектное финансирование - это, по сути, банковский кредит, но для крупных, как правило, инфраструктурных проектов. В таких проектах всегда есть много заинтересованных сторон, включая и государство, поэтому схема кредитования строится не по принципу "заемщик и банк", а состоит из целого ряда договоров, - поясняет генеральный директор группы компаний "Альт-Инвест" Дмитрий Рябых. - Часть ответственности и рисков берет на себя инициатор проекта, часть ложится на подрядчика, который будет строить объект. Некоторые обязательства берут те, кто будет пользоваться построенной инфраструктурой. И так далее. Страховые компании, поставщики и потребители, государственные органы и банки объединяются вокруг крупного проекта, заранее распределив ответственность. Делается это потому, что редко какая компания может в одиночку гарантировать решение любых проблем и покрытие любых обязательств, когда речь идет, например, о строительстве нового аэропорта".

Инвестиции, распределяемые на условиях проектного финансирования, обычно состоят на 20-30% из собственных средств тех компаний, которые будут владеть построенным объектом, а остальные 70-80% дает либо консорциум банков (банки тоже не берутся выдавать большие суммы в один проект, поэтому объединяются в группу из 5-10 банков) или один крупный банк. В России на таком финансировании специализируется "Внешэкономбанк", созданный специально для кредитования крупнейших проектов.

По словам Д.Рябых, развитие транспортной инфраструктуры - одна из наиболее типичных целей проектного финансирования. Так происходит с платными дорогами, развитием портов и, в частности, с аэропортами. "Выбор Перми и Анапы в планах правительства выглядит вполне логичным, - считает эксперт. - Один - это город-миллионник, в котором всё еще не обновлен аэропорт, оставшийся с советских времен. Второй относится к курортной зоне и расположен рядом со строящимся мостом в Крым, однако также устарел. Управляет аэропортом сильная компания "Базэл Аэро", в ее ведении находятся аэропорты в Адлере и Краснодаре, поэтому есть уверенность в том, что проект будет реализован более-менее в рамках плана".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 27 октября 2015 года | Дайджест публикаций за 27 октября 2015 года Связи: АЭРО, Международный аэропорт "Пермь", АВИАКОМПАНИЯ "АРКТИКА", Аэродинамика, Международный аэропорт Анапа, АЭРО (в процессе тестирования)