О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиация и египетский кризис

Президент В.Путин 6 ноября согласился с рекомендациями Национального антитеррористического комитета временно приостановить все полеты российских авиаперевозчиков в Египет

Президент Владимир Путин 6 ноября согласился с рекомендациями Национального антитеррористического комитета (НАК) временно приостановить все полеты российских авиаперевозчиков в Египет. С 20:00 по московскому времени Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) остановило все регулярные, чартерные и транзитные рейсы в арабское государство. Пресс-служба Кремля сообщила, что запрет на полеты введен "до установления должного уровня безопасности авиационного сообщения". Фактически рейсы выполнялись только в целях вывоза российских граждан и их багажа, в направлении Египта самолеты вылетали пустыми.

Ограничения уже были

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) напомнили, что в 2011 году Министерство иностранных дел рекомендовало российским туристам отказаться от поездок в Египет, в связи с нестабильной ситуацией в этом государстве. Тогда полеты приостановили на два месяца, а потери туристического бизнеса оценивались в $200 млн. В августе 2013 года уже Ростуризм порекомендовал сократить перевозки и продажи туров в арабское государство.

Насколько приостановка полетов повлияет на туристический бизнес в этот раз, будет зависеть от того, как долго будет действовать запрет на полеты. Председатель правительства Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами 9 ноября подчеркнул, что полеты в Египет в ближайшее время не возобновятся. "Не нужно предаваться иллюзиям, это не будет короткий период и, по всей вероятности, помимо возвращения наших граждан, для того чтобы обеспечить безопасность для отдыха в Египте, потребуется время", - отметил он.

Агентство ТАСС позднее сообщило со ссылкой на слова пресс-секретаря заместителя председателя правительства Алии Самигуллиной, что на данный момент точные сроки запрета назвать нельзя: "Рассуждения о сроках неактуальны до проведения оценки безопасности и получения возможных рекомендаций", - сказала она.

По данным аналитической службы АТОР, в этом году ежемесячно на курортах Египта проводили отпуск от 100 до 250 тыс. российских граждан. При этом, по словам вице-президента АТОР Дмитрия Горина, средняя стоимость путевки составляла $600 на человека. "По данным туроператоров, до Нового года уже продано примерно 150 тыс. путевок. Таким образом, если авиасообщение с Египтом не будет восстановлено до Нового года, потери оборота отрасли могут составить не менее 200 млн долларов", - говорится в сообщении ассоциации.

Турбизнесу попытаются помочь

Несколько дней назад АТОР отправила письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо, в котором изложила свои предложения по оказанию помощи туристическому бизнесу. В ассоциации опасались, что одной из наиболее существенных причин возникновения убытков для представителей турбизнеса мог стать отказ египетских партнеров засчитывать предоплату за размещение в счет будущих групп отдыхающих из России, которые полетят в Египет после отмены запрета.

В АТОР подчеркнули, что многие туристы, оплатившие туры в Египет, не готовы перенести сроки поездки до отмены запрета. При этом они рассчитывают получить возврат средств в полном объеме. "Однако, в силу специфики туристического бизнеса, а также в соответствии с правовыми основаниями, возврат полной стоимости тура невозможен", - отметили в ассоциации.

В Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм) 9 ноября прошло совещание, в котором приняли участие представители АТОР. В ходе совещания Аркадий Дворкович отметил, что сейчас рассматриваются различные варианты помощи турбизнесу, в том числе, речь идет и о расширении программы поддержки внутреннего туризма, а не только о поддержке компаний, которые занимаются сегодня исключительно зарубежным туризмом.

Позднее А.Дворкович заверил, что внесенные туроператорами депозиты не будут изыматься египетской стороной до возобновления авиасообщения. Он уточнил, что египетские коллеги пошли навстречу российскому турбизнесу: "Наши египетские коллеги пошли нам сегодня навстречу и гарантировали сохранение депозитов, которые сделаны нашими туристическими компаниями в Египте. То есть эти деньги не изымаются, никуда не уходят, они могут быть использованы в дальнейшем, если туристический поток будет возобновлен".

Авиакомпаниям помогут?

Очевидно, что потери понесут и авиакомпании, которые уже выделили под египетскую программу значительные провозные емкости. Оценки убытков озвучили министр транспорта России Максим Соколов и президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. Так министр сообщил телеканалу "Россия 24", что "авиационная отрасль недополучит доходы, на которые она рассчитывала, определяя объем своих услуг, заказывая воздушные суда, беря кредиты в банках". Величину потерь он оценил в 8-9 млрд рублей. В свою очередь, В.Тасун привел обобщенные данные, полученные от авиакомпаний - членов ассоциации. Так "Уральские авиалинии" недосчитаются к концу года 700 млн рублей, "Оренбургские авиалинии" - 800 млн рублей, "Северный ветер" и "Икар" - 4,8 млрд рублей, "Ямал" - 324 млн рублей, Red Wings - 480 млн рублей, "Таймыр" - 232 млн рублей. Потери "Аэрофлота" в размере 60 млн рублей связаны с прекращением регулярных полетов в Каир.

Однако уверенности в том, что авиакомпаниям помогут пережить египетский кризис, пока нет. С одной стороны, Минтранс планирует подготовить и направить в правительство предложения по компенсации убытков авиакомпаний в связи с прекращением полетов в Египет, а также на Украину. "Сейчас вместе с авиакомпаниями и участниками рынка мы прорабатываем меры, которые дополнительно поддержать отрасль в этой ситуации. Мы, конечно, не должны допустить, чтобы наша авиация завалилась на крыло", - заявил глава ведомства.

При этом АЭВТ уже озвучила свои предложения по поддержке отрасли, сформулировав их в письме на имя А.Дворковича. Среди них обнуление НДС на внутренних воздушных линиях, продление нулевого НДС для полетов в Крым, увеличение в полтора раза возмещения из бюджета по акцизу на авиатопливо, компенсацию ставок по кредитам российских банков. АЭВТ предложила начать внедрять эти меры незамедлительно - с 1 января 2016 года.

Сами перевозчики не слишком высоко оценивают шансы на получение господдержки. Так генеральный директор Red Wings Евгений Ключарев подтвердил, что Минтранс и АЭВТ запрашивали оценки потерь авиакомпаний от прекращения полетов в Египет. "Государственные органы нас запрашивают, в каком объеме мы потеряли и понесли потери. Все цифры были предоставлены, - отметил он. - Каким образом мы получим ту или иную поддержку - я затрудняюсь сказать... Если вдруг, неожиданно... мы расценим это как подарок судьбы".

Влияет ли запрет на полеты в Египет на стоимость других направлений?

Как сообщили в АТОР, стоимость туров в Турцию уже значительно повысилась в связи с отменой авиасообщения с Египтом. По словам Д.Горина, повышения цен стоило ожидать, поскольку доля туров в Египет составляла 30% от общего числа. Кроме того, подорожали и путевки на Кипр. При этом аналогичные условия туроператоры предоставить на этих курортах не могут. Также на рост стоимости отчасти влияет постоянное колебание курсов валют и повысившийся уровень инфляции.

Сооснователь и директор по продукту туристического агентства Onlinetours.ru Константин Победкин подтвердил факт подорожания туров в Турцию. "Что касается дальних магистралей - Таиланда, Вьетнама и другой "экзотики" - цены на них если и вырастут, то не радикально, так как эти туры и так дороги, и в этом году эти направления "просели" более других на фоне общего падения спроса, - считает он. - А вот в Турцию, которая является основной альтернативой Египту на сегодня, цены будут расти, что мы уже и наблюдаем - на текущий момент стоимость путевок на зимний сезон уже выросла на 10-15%".

Как рассказал "АвиаПорту" директор по развитию сервиса бронирования OnlineTur.ru Игорь Блинов, за первые пять суток действия запрета на полеты и продажу туров в Египет, выросли доли других стран в общем объеме продаж. Так, число запросов на туры в Таиланд выросло вдвое - до 17% (рост цены на 35%, в среднем), в Турцию на 16% (плюс 35-60%, в зависимости от вариантов проживания), Вьетнам на 8% (цена почти не изменилась), спрос в ОАЭ подрос на 8%.

"Тем, кто все еще думает покупать или нет, советуем принять решение быстрее, так как варианты отдыха в Юго-Восточной Азии очень скоро закончатся. У наших туроператоров нет возможность бесконечно увеличивать количество туров, Причина этому - ограниченные провозные емкости, ведь в России нет достаточного количества дальнемагистральных самолетов, способных "закрыть" постоянно растущий спрос на Таиланд или Вьетнам. При этом турецкое направление тоже будет расти - повышенный спрос рождает рост цены", - считает И.Блинов.

В пресс-службе туроператора BRISCO, напротив, не подтвердили удорожание стоимости путевок в Турцию. "Цены на другие направления не изменились, поскольку все уже было оплачено до происшествия с Airbus А321, включая блоки в самолетах и брони отелей. Ценовая политика на будущие периоды еще не пересматривалась и вряд ли будет пересмотрена", - подчеркнули в пресс-службе.

Через третье государство

Газета "Известия" 10 ноября сообщила со ссылкой на пресс-службу "Яндекса", что пользователи стали чаще делать запросы о разных способах попасть в Египет. Наиболее популярные запросы: "как добраться до Египта без самолета", "можно ли добраться до Египта на поезде", "как добраться до Египта на машине", "как добраться до Египта пешком". Кроме того, пользователи спрашивали, как можно долететь до египетских курортов с пересадкой через другие страны. При этом 10 ноября пресс-служба Biletix распространила пресс-релиз, что летом и осенью 2015 года поток самостоятельных туристов, отправляющихся в Египет, возрос на 34% относительно предыдущего года. "Рейтинг популярности возглавила Хургада, за ней расположились Шарм-эль-Шейх и Каир", - отмечается в сообщении.

Туроператоры, в свою очередь, не готовы отправлять клиентов в Египет с использованием перелета через третью страну. В "Библио Глобусе", "TEZ TOUR" и "ANEX Tour" "Известиям" рассказали, что отправлять туристов таким способом запрещено. В Coral Travel на аналогичный вопрос ответить затруднились.

"К транзиту интерес у туристов есть, но в основном он остается не более чем интересом, так как в Египет люди летали отдыхать за умеренную плату, - сообщили "АвиаПорту" в пресс-службе BRISCO. - Клиенты получали стоимость пакета со скидками за весь пакет, а теперь этот пакет приходится дробить или добавлять в него дополнительные транспортные расходы, что значительно увеличивает стоимость и становится неинтересным туристу".

И.Блинов рассказал "АвиаПорту", что согласно данным поисковых систем бронирования отдыха, несмотря на запрет и закрытие продаж туров в Египет, российские туристы продолжают интересоваться в разных системах бронирования наличием как путевок, так и отелей. При этом доля поисковых запросов на египетское направление не превышает 5% от общего числа. Он подчеркнул, что еще неделю назад этот показатель превышал 30-35%. После введения запрета на полеты российских авиакомпаний с 6 ноября, спрос стал постепенно снижаться. "Одновременно с этим, возросло число запросов на альтернативные варианты поездок Шарм-эль-Шейх или Хургаду, - отметил он. - Теперь часть потенциальных туристов интересуются перелетом с пересадками в Минске и других странах с безвизовым режимом для россиян. При этом у туристов возможность бронирования отелей напрямую через интернет по-прежнему имеется"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка