О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Угрозы туррынку очевидны. Каковы возможности?

Специалисты "Домодедово" проанализировали текущую ситуацию на рынке туристических авиаперевозок и выступили с прогнозом на 2016 год

Туристический рынок завершает 2015 год с многочисленными потерями. На фоне неблагоприятных макроэкономических тенденций, продолжающихся второй год, произошли такие форс-мажорные события, как уход второго в стране авиаперевозчика "Трансаэро" и запрет на полёты в Египет. Директор по маркетингу Московского аэропорта "Домодедово" Марина Букалова в рамках Туристического форума, состоявшегося 25 ноября, рассказала о сложностях, с которыми рынку пришлось столкнуться в текущем году, их влиянии на авиаперевозки. Прогноз, озвученных экспертом, не слишком утешительный. Однако он должен помочь и туроператорам, и авиакомпаниям искать новые возможности.

Вызов рынку № 1: Экономика

Для прогнозирования параметров рынка авиаперевозок важно установить зависимость основных объёмных показателей от макроэкономических индикаторов, которые прогнозируются с той или иной степенью достоверности. Однако, по словам М.Букаловой, макроэкономические показатели много лет слабо коррелировали с показателями роста пассажирских перевозок в России. Найти объяснение этом обстоятельству, а также обнаружить, с каким индикатором связаны перевозки на самом деле, не удавалось. "Скорее всего, связано это (рост авиаперевозок - "АвиаПорт") с тем, что достаточно долгое время на рынке было ограничено предложение, и усиление конкурентной борьбы позволяло даже в условиях нестабильной экономики и отсутствия больших позитивных трендов показывать существенный прирост объема перевозок по отправкам самолетов из России, - рассуждает она. - Отмечу, что достаточно неплохо за последние 10 лет коррелировал (с ростом авиаперевозок - "АвиаПорт") макроэкономический показатель на инвестиции в основной капитал, авиаперевозки показывали достаточно неплохую зависимость". Впрочем, необъяснимое опережение авиационной отраслью отечественной экономики завершилось, признает специалист. "Рассматривая первые девять месяцев года, мы в первый раз обнаружили, что все макроэкономические показатели показали снижение на 3-6%, как и авиаперевозки", - подчеркнула она.

Падение перевозок, пусть и пропорциональное экономическому спаду, было весьма неравномерным. Так по данным Ростуризма, в первом полугодии текущего года все страны продемонстрировали снижение спроса. Два основных рынка - Египет и Турция упали в процентном соотношении меньшее, чем другие рынки, но в абсолютном выражении спад значительно больше. По словам М.Букаловой, объёмы отправок организованных туристов из России в Египет в первом полугодии упали на 13%, в Турцию - на 26%. По остальным рынкам падение значительно больше. К примеру, отправки в Таиланд, Китай и Грецию упал более чем в два раза. Она подчеркнула, что это данные не по отправке всех пассажиров, а именно оценка Ростуризма в части отправок организованных туристов.

Изменение спроса за 9 месяцев 2015 года затронуло все 10 ТОП-направлений, занимающих в совокупности больше половины рынка международных перевозок, они продемонстрировали существенное снижение как в абсолютных выражениях, так и в процентных. Подобное снижение спроса сильно отразилось на изменениях предложения. "К сожалению, у нас нет оценки по всему российскому рынку с точки зрения кресельной емкости, поэтому мы проанализировали изменение предложения с вылетом из аэропорта "Домодедово". Я считаю, что это достаточно хорошо отражает картину рынка, поскольку "Домодедово" занимал наибольшую долю в туристическом рынке по отправкам. Аэропорт выбирался многими туроператорами для формирования своих программ, и поэтому объемы отправок всегда были намного выше, чем в других аэропортах", - рассказала М.Букалова.

Вызов рынку № 2: Уход авиакомпании "Трансаэро"

М.Букалова подчеркнула, что "Трансаэро" играло существенную роль именно на туристических маршрутах. По итогам 9 месяцев авиакомпания занимала 15% по рынку международных в целом, если говорить о объемах перевозок российских авиакомпаний, и 13%, если также учитывать и объёмы перевозок иностранных компаний в Россию и из России. При этом, на общем рынке международных воздушных линий (МВЛ) их доля также составляла 15%, однако нужно учитывать, что рынок МВЛ не только туристический - присутствует большой сегмент СНГ и нетуристических стран. На рынке внутренних воздушных линий (ВВЛ) доля рынка "Трансаэро" составляла 10%.

"Если рассматривать именно дальнемагистральные маршруты, то уход "Трансаэро" и остановка их парка всех дальнемагистральных самолетов, а это более 50% от всего парка дальнемагистральных машин, которые используются в России, оказали существенное влияние на направления, находящиеся далеко от Москвы. Доля парка среднемагистральных машин составляла всего 10%, соответственно, там нет ничего катастрофического. Возмещение найдется достаточно быстро. Что касается дальнемагистральных маршрутов - предложения должны сократиться минимум на 50%", - сообщила М.Букалова.

Вызов рынку № 3: закрытие полетов в Египет

Представитель "Домодедово" напомнила, что ограничения на полеты в Египет введены на неопределенный срок. Доля отправок в эту страну из России составляла почти 10%, если говорить о среднем показателе за год. В зимний период доля Египта была значительно больше 10%, в определенные годы она доходила до 25%. В 2014 году в эту страну перевезено почти 6 млн пассажиров, в течение первых 9 месяцев текущего года перевезено 3,8 млн человек.

Несмотря на падение на этом рынке за 9 месяцев 2015 года, оно не такое большое по сравнению с падением объемов на остальных туристических направлениях - всего 8%. Однако, вполне очевидно, что из-за текущей ситуации картина существенно изменится. "Можно наблюдать, что Египет в текущем году, как и в прошлом, показал достаточно "ровный" сезон, - продолжила М.Букалова. - Я думаю, что это связано с более экономичным предложением в летний период в сравнении с другими курортами. В текущем году, как и в прошлом, он активно пользовался спросом и в летний сезон. Объемы отправок в зимние месяцы составляли от 400 до 500 тыс. пассажиров. Понятно, что в этом году мы их не увидим. Куда полетит турист, мне пока не очень понятно. Турция однозначно не заменит Египет, а остальные рынки значимо меньше по объемам".

Общая тенденция падения на международных линиях

Директор по маркетингу "Домодедово" отметила, что в целом рынок международных перевозок пока можно оценить только за 9 месяцев 2015 года, поскольку статистики за 10 месяцев по всем аэропортам России еще нет. "Падение объемов перевозок в этом году составило 16%. При этом на международных линиях из Москвы оно составило всего 9%. Объем московского рынка составил 30 млн 400 тыс. пассажиров, всего рынка - 43 млн 500 тыс. Наблюдается существенное увеличение концентрации перевозок из Москвы - 70%, и это максимум за последние пять лет. Связано это, в первую очередь, с сокращением региональных программ, которые в предыдущие годы активно развивались туроператорами", - сообщила М.Букалова.

Если рассматривать Москву и регионы в целом, основное падение показали иностранные перевозчики, сократившие свою долю на российском рынке. По итогам 9 месяцев, объемы перевозок иностранных авиакомпаний из Москвы снизились на 19%, а российских - всего на 6%.

В регионах ситуация противоположная: основное падение обеспечено именно российскими перевозчиками - почти 30%. При этом иностранные компании несколько увеличили свою долю отправок из региональных аэропортов, показав снижение всего на 20%. "Объем рынка региональных перевозок достаточно небольшой, и, видимо, будет сокращаться еще", - считают в "Домодедово".

М.Букалова отметила, что основной объем спроса приходится на две страны - Турцию и Египет. "Традиционно Турция и Египет занимают почти половину от общего спроса, а в этом году даже чуть больше. В традиционный ТОП-10 уже на протяжении нескольких также входят такие направления как Италия, Испания, Таиланд, Кипр, Греция, Болгария, Израиль и ОАЭ. В общем объеме рынка ТОП-10 стран составляет порядка 40%. Несмотря на то, что общий рынок международных перевозок снизился на 16%, эти туристические направления массового спроса показали снижение на 20%. Здесь тоже произошло существенное увеличение доли отправок из Москвы - эта цифра составила 67%", - рассказала она.

По итогам 9 месяцев пассажиропоток в Турцию сократился на 18%, и составил чуть менее 6 млн пассажиров. При этом половина пассажиров вылетала из Москвы. Турцию традиционно посещают с мая до октября: "В этот период она показывает существенно больше объемы, чем в зимний период. Зимний туризм многие старались оживить, но пока с точки зрения реального пассажира это не нашло отклик. Объемы отправок в Турцию в зимние месяцы очень невелики", - сообщила представитель "Домодедово".

На остальных направлениях падение было заметно больше. Италия показала падение 27%, Испания - 34%. Доля отправок из Москвы в текущем месяце по этим направлениям приближается к 100% - 87% и 92% соответственно. "У нас существенно вырос транзитный поток. Это говорит о том, что люди, потерявшие предложение из региона, но желающие отдохнуть, выбирают Москву в качестве пересадочного пункта", - пояснила М.Букалова. Единственный рынок, где за первые 9 месяцев 2015 года наблюдался прирост - Израиль, он прибавил 6%.

Рынок внутреннего туризма растёт

М.Букалова подчеркнула, что о рынке внутреннего туризма сложно рассуждать в масштабах всей страны. "Мы попытались отнести к этим направлениям три популярных курорта - Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. В 2014 году эти направления выросли на 40%, за 9 месяцев этого года показатель роста составил 61%. Выбранные направления составили 23% всех перевозок внутри России, - продолжила она. - Не будем забывать, что больше 10% объема ВВЛ занимает линия Москва - Санкт-Петербург. Сочи в прошлом году показывал постолимпийский прирост на 29%. В 2015 году, к общему удивлению, данное направление показало прирост ещё в 40%. Видимо, часть пассажиропотока с иностранных курортов поехала посмотреть Сочи".

В целом, три указанных направления выросли на 3 млн пассажиров. "Это, конечно, меньше, чем упал международный рынок по популярным туристическим направлениям - там почти минус 5 млн. Но я думаю, что это поддержало многие компании. Надеюсь, туроператоры не пройдут мимо этих рынков", - добавила М.Букалова.

Прогноз: что нас ждёт?

Директор по маркетингу "Домодедово" подчеркнула, что сейчас, с учетом быстро меняющейся ситуации на рынке, делать взвешенные и глубокие прогнозы сложно. Однако, анализируя предложение авиакомпаний и ряд других факторов, можно строить различные гипотезы. При этом М.Букалова очертила допущения, которые были приняты исследователями: "Мы попытались провести достаточно серьёзную работу без учёта того, что будет происходить дальше в связи с политической ситуацией по Турции. Здесь заложен Египет и отмена полётов на Украину".

"Мы попробовали сравнить предложения, которые присутствуют на декабрь 2015 года в "Домодедово". Считаем, что это достаточно неплохо отражает рынок с точки зрения кресельной емкости. Мы сравнили её с фактическими отправками кресел в 2014 году. По всем направлениям, за исключением Израиля и Турции, наблюдается существенное снижение предложения: в среднем от 20 до 50%, - отметила она. - В Таиланд предложение сократилось еще больше - примерно на 86%. Впрочем, имеющиеся объёмы предложений не сравнимы с потерей Египта. Из "Домодедово" в прошлом году предлагалось более 100 тыс. кресел, в этом декабре их нет".

В целом по итогам 9 месяцев перевозки через аэропорты просели на 5%. Объемы перевозок через московские аэропорты выросли на 2% за счет усиления концентрации, при этом перевозки через региональные аэропорты сократились на 22%. По итогам 10 месяцев 2015 года пассажиропоток между "Домодедово" и "Шереметьево" все еще распределяется равномерно (по 26,7 млн), но уход "Трансаэро" позволит "Шереметьево" в ближайшее время увеличить долю в перевозках. Пассажиропоток "Внуково" составляет 14,3 млн.

"Мы понимаем, что рынок МВЛ продолжит снижаться, а общее падение составит около 5%. Ожидаем, что доля Москвы сохранится, она вряд ли вырастет выше 70%, поскольку есть Дальний Восток - люди оттуда не полетят в Юго-Восточную Азию через Москву. Что касается внутреннего рынка, мы ожидаем небольшой прирост к текущему году. И продолжающееся увеличение концентрации внутренних перевозок в Москве. В этом году 85% пассажиров ВВЛ прилетало в Москву. Мы ожидаем, что в следующем году эта цифра чуть-чуть увеличится", - заключила М.Букалова....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка