О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

С новым сертификатом!

Росавиация выдала первый сертификат типа на воздушное судно отечественной разработки

Выход постановления правительства Российской Федерации №1283 от 28 ноября 2015 года, согласно которому функции и полномочия по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и аэродромов были переданы от Межгосударственного авиационного комитета федеральным органам исполнительной власти, произвёл громоподобное воздействие на авиационную отрасль. Разработчики и производители авиационной техники в один момент утратили годами отработанный механизм проведения сертификации, и проекты, находящиеся "на выходе", ожидающие только оформления документов, вдруг оказались в ситуации неопределённости. Было известно, что сертификат типа на самолёты и вертолёты, а также двигатели и воздушные винты отныне должна выдавать Росавиация. Однако порядок сертификации не был озвучен, никаких разъяснений от наделённых ответственностью органов власти в момент выхода постановления не последовало.

Последним документом, выданным Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета 4 декабря минувшего года, стало одобрение главного изменения конструкции № СТ321-ВД/ОГИ-05, подтвердившее соответствие авиационным правилам и нормам вспомогательного двигателя ТА18-200МС разработки Научно-производственного предприятия "Аэросила". Вслед за этим событием наступил период неопределённости, во время которого заинтересованные стороны, включая Росавиацию, Минпромторг и разработчиков авиатехники, проводили многочисленные совещания и консультации. При этом в публичном пространстве отсутствовала информация о ходе этих обсуждений, что вызвало появление ряда публикаций, ставящих под сомнение дееспособность закреплённой в постановлении правительства схемы. Отраслевым сообществом ставились вопросы: какова будет судьба воздушных судов и двигателей, ожидающих скорой выдачи сертификата, достаточно ли у Росавиации ресурсов для осуществления соответствующих полномочий, и будут ли сертификаты, выданные ведомством, признавать государства и межгосударственные организации, с которыми соответствующие соглашения имел Межгосударственный авиационный комитет.

Косвенным ответом на первый вопрос стало вручение сертификата типа на средний транспортный вертолёт Ми-38, состоявшееся 30 декабря 2015 года. Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько подписал, а затем передал генеральному директору холдинга "Вертолёты России" Александру Михееву документ, подтверждающий соответствие типовой конструкции вертолёта требованиям Авиационных правил АП-29. Несколько ранее Росавиация выписала и первый экспортный сертификат на самолёт Sukhoi Superjet.

Корреспондент "АвиаПорта" воспользовался возможностью задать несколько вопросов А.Нерадько после церемонии вручения сертификата. Руководитель ведомства подчеркнул, что Росавиация приступила к выполнению постановления №1283 сразу после его подписания, действуя в пределах той штатной численности, которая была на момент принятия решения о перераспределении полномочий. Это возложило на сотрудников центрального аппарата дополнительную нагрузку. Однако наибольшую часть работ продолжали выполнять сертификационные центры авиационной промышленности, гражданской авиации и научно-исследовательские институты, привлекаемые по хозяйственным договорам.

По состоянию на конец декабря 2015 года специалистами ведомства были подготовлены предложения по увеличению штатной численности Росавиации на 53 единицы, что должно позволить исполнять дополнительные функции. Это несколько меньше, чем штат Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета, отметил А.Нерадько. Однако, по его словам, подготовленные предложения оптимизированы с учётом происходящих сегодня сокращений численности сотрудников федеральных органов исполнительной власти. Руководство Росавиации рассчитывает, что сотрудники Авиарегистра продолжат работу в составе федеральных органов исполнительной власти, а также в сертификационных центрах.

Вопросы, связанные с сертификацией воздушных судов, а также с поддержанием лётной годности как сертифицированных, так и аттестованных воздушных судов, в Росавиации будет курировать заместитель руководителя ведомства Михаил Буланов, соответствующий приказ подписан министром транспорта Российской Федерации Максимом Соколовым. При этом, по словам А.Нерадько, в связи с передачей полномочий и функций по сертификации воздушных судов появилась возможность устранить существовавший ранее разрыв, когда вопросы поддержания лётной годности аттестованных воздушных судов находились в ведении Росавиации, а сертифицированных самолётов и вертолётов - в ведении Межгосударственного авиационного комитета.

Наконец, по мнению руководителя Росавиации, никаких проблем, связанных с нарушением взаимодействия с зарубежными партнёрами, не возникнет. По его словам, ведомство уже проводит переговоры и осуществляет взаимодействие с зарубежными коллегами. "Эта работа уже началась, - отметил А.Нерадько. - Наши иностранные партнёры видят, что им проще и удобнее работать с авиационными властями, с федеральными органами исполнительной власти. Уверен, что здесь не будет никакого недопонимания".

Таким образом, практически под новогодний бой курантов получено подтверждение способности авиационных властей в очередной раз "потушить пожар", спровоцированный выходом постановления правительства, не давшего возможности заблаговременно проработать вопросы, связанные с передачей полномочий и ответственности по сертификации воздушных судов, двигателей и винтов. Однако подлинные испытания, проверка на зрелость новой системы, ещё предстоят. В ближайшие годы необходимо провести сертификацию самолёта МС-21 и двигателя ПД-14 для него, обеспечить признание сертификатов на российские самолёты Европейским агентством по авиационной безопасности, авиационными властями Китая и других стран....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка