О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Региональным перевозкам сокращают бюджет

Программа субсидируемых перевозок, реализуемая в Приволжском федеральном округе, позволила участвующим в ней региональным авиакомпаниям перевезти в 2015 году более 102 тысяч пассажиров

Программа субсидируемых перевозок, реализуемая в Приволжском федеральном округе, позволила участвующим в ней региональным авиакомпаниям перевезти в 2015 году более 102 тысяч пассажиров. Это на десять тысяч человек больше, чем годом ранее. Вместе с тем, в течение последних двух лет росло и финансирование программы. Однако в 2016 году оно наоборот будет сокращено почти на 13 млн рублей, при этом регионам с каждым годом все сложнее участвовать в программе софинансирования на должном уровне.

Летайте самолётами

Программа развития региональных перевозок в Приволжском федеральном округе реализуется с 2013 года в соответствии с решением федерального Правительства. В 2013 программа работала в тестовом режиме: с 1 апреля по 30 ноября, с 2014 года она стала круглогодичной. При этом количество пассажиров, перевезённых в ходе реализации программы, растёт: если в 2014 году пассажиропоток составил почти 92 тысячи пассажиров, то по итогам 2015 года Росавиация отчиталась о более чем 102 тысячах. В прошедшем году полёты в рамках программы выполняли три авиаперевозчика: Dexter, "Оренбуржье" и "ЮВТ-Аэро", следует из материалов Росавиации.

Самыми популярными направлениями по программе федеральное агентство называет линии Казань - Пермь, Пермь - Уфа и Казань - Самара, в совокупности между этими городами было перевезено около 25 тысяч человек. На этих маршрутах работала авиакомпания "Оренбуржье", которая 19 января отчиталась о почти 100 тысячах перевезённых пассажиров в 2015 году. Производственные показатели компании при этом растут ускоренными темпами: ещё в 2014 году ей было перевезено лишь 65 тысяч человек. Вероятнее всего, такой рост компании обеспечивает именно участие в программе: две трети пассажиров в 2015 году - люди, путешествовавшие по программе субсидируемых перевозок, следует из материалов на её официальном сайте. Всего "Оренбуржье" выполняет полёты из Оренбурга в 15 городов, большинство из них находится именно на территории федерального округа.

Для авиакомпании Dexter программа субсидирования региональных перевозок в ПФО также имеет большое значение: все пассажиры регулярных рейсов Dexter в 2015 году были перевезены исключительно в её рамках. Всего за отчётный период перевозчик обслужил 27 595 пассажиров, сообщили "АвиаПорту" в его пресс-службе, при этом средняя загрузка кресел на регулярных рейсах составила около пять кресел (вместимость судов Pilatus PC-12, эксплуатируемых компанией, составляет восемь человек).

На работе обеих компаний сильно сказалась реструктуризация рынка, произошедшая после ухода авиакомпаний "Татарстан" и "Ак Барс Аэро". "После её [авиакомпании "Ак Барс Аэро"] ухода с рынка региональных перевозок в прошлом году все высвободившиеся рейсы были перераспределены между нами и авиакомпанией "Оренбуржье". Таким образом, наша регулярная программа, существовавшая на момент ухода "Ак Барс Аэро", увеличилась вдвое", - рассказывает генеральный директор АО "Авиа Менеджмент Груп" (торговая марка - авиакомпания Dexter) Эльбрус Саламов. Он уточняет, что в 2016 году компания намерена "по возможности" наращивать частоту на уже существующих направлениях: "Добиться этого мы хотим за счёт предоставления уникального комфорта по сравнению с бортами других компаний и качественного сервиса", - заключает Э.Саламов.

Молодой "ЮВТ-Аэро" (начала операционную деятельность 17 июля 2015 года) на старте достался совсем незначительный объем пассажиропотока по программе субсидируемых перевозок. В пресс-службе компании "АвиаПорту" сообщили, что в рамках программы было перевезено около 500 пассажиров, при этом к выполнению субсидируемых перевозок компания подключилась только 11 декабря. Татарстанская компания, в отличие от "Оренбуржья" и Dexter, не испытывает сильной зависимости от федеральной программы: только за половину 2015 года шесть СRJ-200 "ЮВТ-Аэро" перевезли примерно 42 тысячи пассажиров.

Программа субсидирования перевозок в ПФО, в целом, даёт возможности роста и авиакомпаниям, и региональным аэропортам, об этом свидетельствует соотношение количества обслуженных аэропортами округа пассажиров за 2015 и объёмами субсидируемых перевозок. Для крупных аэропортов прибавка незаметна: так, например, по маршруту Казань - Самара в рамках программы в прошлом году было перевезено 7 885 человек, между тем как пассажиропотоки этих двух воздушных гаваней по итогам кризисного прошедшего года составили почти 1,8 млн около 2,2 млн человек соответственно. Но для аэропорта кировского "Победилово" 15 652 пассажира, воспользовавшихся субсидированными перевозками из шести городов, стали существенным дополнением к 108 806 пассажирам, прибывшим и убывшим по шести несубсидируемым линиям.

Кризисное время

В материалах Росавиации говорится, что программа субсидирования региональных перевозок в ПФО "направлена на создание условий для повышения подвижности населения и деловой активности". В исследовании кадрового холдинга АНКОР "Мобильность населения в России", опубликованном в октябре 2015 года, говорится, что "мобильность жителей региона остаётся достаточно низкой". Экономика округа находится в упадке: по данным Росстата, инвестиционный рост в январе - марте 2015 сократился на 5,5%, приток иностранных инвестиций - сразу на 20,1%.

На уровне мобильности населения сказываются и среднемесячные зарплаты в округе: согласно Росстату, во втором квартале 2015 они находились на уровне приблизительно 25 тысяч рублей. Выше всего они в Татарстане (около 28 тысяч рублей), ниже всего - в Чувашии и республике Марий Эл (в районе 20 тысяч). При этом стоимость даже субсидированной перевозки внутри региона остаётся достаточно высокой: например, авиакомпания "Оренбуржье" на 12 февраля предлагает билет из Оренбурга в Казань за 4,1 и 4,8 тысяч рублей. Тарифы Dexter ниже, но все равно достаточно ощутимы для жителей округа: перевозка из Перми в Нижний Новгород обойдётся от 3,5 тысяч рублей.

На этом фоне пассажиров смогут забирать "Российские железные дороги" - по плотности железных дорог округ занимает третье место в России. Билет на поезд действительно обойдётся дешевле, чем билет на самолёт: по данным сервисов бронирования на сайте РЖД, стоимость билетов на поезда, отправляющиеся 12 февраля из Казани в Нижний Новгород (всего два состава), варьируется от 1 до 3 тысяч рублей. Хотя очевидно, что продолжительность перелёта для ряда категорий пассажиров оправдывает большую, чем на железнодорожном транспорте, стоимость билета.

Деньги решают все

Дополнительный импульс перевозкам внутри ПФО, вероятно, могло бы дать очередное увеличение финансирования, однако оно, напротив, будет сокращено. По информации "Российской газеты", в 2016 году программа получит из федерального бюджета 607 млн рублей вместо 620 млн, ассигнованных в прошлом году.

Перевозки финансируются как из региональных, так и из федерального бюджетов, однако с каждым годом регионы выделяют все меньше средств: в частности, в 2015 году совокупный объем ассигнований из региональных бюджетов, уточнили в Росавиации, составил 282,4 млн рублей. Ещё в 2014 финансирование программы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов распределялось иначе: по данным газеты "Коммерсантъ", тогда 450 млн рублей взяли на себя федеральные, а ещё 300 млн - региональные власти.

Сокращение финансирования уже повлекло проблемы: авиакомпания Dexter ещё 5 января объявила на своём сайте об отмене регулярных рейсов из Саратова. "Отмена рейсов из Саратова в Нижний Новгород и Казань связана с несвоевременным получением Росавиацией документов из Саратовской области, подтверждающих готовность региона субсидировать данные рейсы, и, соответственно, невключением данных маршрутов в перечень за 2016 год. Что касается рейсов из Саратова, то это будет зависеть от совместного решения руководства области и Росавиации", - комментирует ситуацию Э.Саламов.

Пресс-секретарь министерства транспорта и дорожного строительства Саратовской области Светлана Судакова рассказывала "Российской газете", что все зависящее от областного правительства "сделано, но решение принимается на вышестоящем уровне". Судя по расписанию полётов на сайте Dexter, в котором регулярные рейсы из Саратова отсутствуют, решение все ещё не принято. В прошлом году задержки с финансированием тоже имели место, сообщают в Dexter, но тогда они имели технический характер.

Тем не менее, руководство авиакомпании оптимистично смотрит на дальнейшую реализацию программы субсидируемых перевозок в ПФО. "Мы заинтересованы в развитии темы регионального авиасообщения с государственным софинансированием, так как считаем её перспективной", - говорят в компании.

Менее всего сокращение финансирования, вероятно, затронет "ЮВТ-Аэро". Напротив, её включение в аналогичную программу 2016 года может положительно сказаться на производственных показателях компании: она назначена на семи субсидируемых маршрутах. В их число входят не только четыре маршрута внутри ПФО, но и три других внутрироссийских направления.

Напомним, субсидирование воздушных перевозок в ПФО проходит в рамках соответствующей программы Минтранса по развитию региональных перевозок в стране. Дотации рассчитаны на три года: с 2014 по 2016. По данным ведомства, всего по этим программам в 2015 году было перевезено чуть больше 548 тысяч человек. Этот показатель с каждым годом растёт: в 2014 в рамках программы перевезли 530 тысяч. Вместо 19 перевозчиков, попавших в программу в 2014 году, в 2015 рейсы выполняли уже 26 авиакомпаний. При этом росли и объёмы финансирования: 3,58 млрд рублей в 2014 году против уже 4,2 млрд в 2015 году.

Несмотря на ряд негативных факторов, руководство некоторых участников программы уверено, что региональные перевозки будут развиваться и в последующем. "Новые направления в российских регионах необходимо раскатывать, используя воздушные суда небольшой вместимости, и через 3-4 года передавать компаниям, эксплуатирующим более вместительные самолёты", - делится мнением Э.Саламов. "Ежегодный рост пассажиропотока в рамках данной программы подтверждает её успех, - продолжает он. - Поддержка государства создаёт хорошие перспективы для развития отрасли региональных авиаперевозок в 2016 году". "Субсидирование перевозок государством помогает решать важную задачу развития регионального авиасообщения", - дополняют Э.Саламова его коллеги из "ЮВТ-Аэро".

Два года назад премьер Дмитрий Медведев на одном из заседаний заявил, что "за короткий срок мы планируем увеличить показатель мобильности населения [по всей стране] до 40%. Цель амбициозная, она является ключевой в этой сфере для правительства". Оценить, достигло ли правительство поставленных целей как в целом по России, так и по Приволжскому федеральному округу, можно будет через год - когда подойдёт к концу срок реализации программы....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка