О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Махачкала будет развиваться на восток

Руководство АО "Аэропорт Махачкала", где уже через три года будет введён в эксплуатацию новый международный терминал, планирует запустить полёты в Азербайджан и ОАЭ

Руководство АО "Аэропорт Махачкала", где уже через три года будет введён в эксплуатацию новый международный терминал, планирует запустить полёты в Азербайджан и Объединённые Арабские Эмираты: соответствующие предложения уже направлены некоторым игрокам рынка. Однако получившие предложения перевозчики пока не комментируют подобные планы, а переговоры проходят на негативном фоне: продолжающееся ухудшение макроэкономической ситуации в России обрушило международный пассажиропоток на 34%, а иностранные авиакомпании покидают российский рынок.

Развиваются планомерно

Проект реконструкции аэровокзального комплекса в Махачкале получил положительное заключение Главгосэкспертизы ещё в середине ноября 2015 года. Он предусматривает комплексное развитие воздушной гавани: от установки новых инфраструктурных объектов (элементы энергосистемы и противопожарной охраны) до строительства двух новых терминалов (внутренних и международных воздушных линий).

Как ранее сообщал "АвиаПорт", строительство нового терминала МВЛ начнётся 15 февраля 2016 года, оно, наряду со строительством терминала ВВЛ, рассчитано на три года. После завершения стройки аэропорт Махачкалы сможет обслуживать до 150 пассажиров в час на международных линиях. Существующий международный терминал пропускает только 60 пассажиров в час, причём по реверсивной схеме обслуживания, новый же вокзал МВЛ сможет работать как на прилёт, так и на вылет.

На сегодняшний день международные рейсы выполняются из столицы Дагестана по одному направлению: Махачкала - Актау (Казахстан). На этом маршруте, как рассказали в пресс-службе аэропорта, работает казахстанская авиакомпания "Скат". Рейсы выполняются на самолёте CRJ-200 в компоновке, рассчитанной на 50 кресел. Частота составляет один рейс в неделю.

Ранее международный сектор в Махачкале был более загружен: в летний сезон чартерные перевозки в Стамбул ("Аэропорт имени Сабихи Гёкчен") выполняли "Грозный-авиа" и "Таймыр" (работает под брэндом Nordstar), однако, согласно указу президента Владимира Путина о запрете чартерных рейсов в Турецкую Республику, они были отменены.

Всего за 2015 год аэропорт обслужил немногим менее 707 тысяч пассажиров, увеличив пассажиропоток на 68% по сравнению с 2013 годом (в 2014 году воздушная гавань была закрыта на реконструкцию, прирост к этому году составил около 68%). При этом, сколько пассажиров путешествовало по международным маршрутам, остаётся неизвестным: в официальной статистике на сайте аэропорта таких данных не приведено, в пресс-службе аэропорта не смогли предоставить "АвиаПорту" эти показатели к моменту публикации статьи.

Спрос на перевозки

Наращивать пассажиропоток на международных линиях в Махачкале планируют за счёт расширения маршрутной сети. В пресс-службе воздушной гавани "АвиаПорту" рассказали, что ведут переговоры с несколькими перевозчиками. В частности, ведутся переговоры с турецкой авиакомпанией Pegasus Airlines по регулярным рейсам Стамбул - Махачкала - Стамбул. Ранее в июле 2015 года она была назначена регулярным перевозчиком на этой линии по решению Генеральной дирекции гражданской авиации Турции: об этом говорилось в письме, адресованном в Министерство транспорта России. Pegasus, как следует из текста документа, была назначена вместо Turkish Airlines, которая не планировала обслуживать это направление. Относительно Pegasus в письме говорится, что компания "хотела бы" начать перевозки по маршруту Стамбул - Махачкала. "АвиаПорту" не удалось связаться с представителями перевозчика по телефонам, указанным на официальном сайте компании.

Турецкое направление станет не единственным в расширяющейся сетке маршрутов аэропорта столицы Дагестана: там говорят, что, помимо прочего, ведут переговоры с несколькими перевозчиками об открытии регулярных рейсов в Баку и Дубай.

"По выполнению рейсов на Дубай ведутся переговоры с авиакомпанией flydubai. Руководство компании проводило встречи с туристическими операторами республики для предварительных наработок и организации использования рейсов в туристических целях", - рассказал "АвиаПорту" начальник производственно-диспетчерской службы АО "Аэропорт Махачкала" Магомед Амирханов. Он также добавил, что руководство аэропорта уже направило авиакомпании "Сибирь" предложение по началу полётов из Махачкалы в Баку. "Принимая во внимание высокую авиационную подвижность населения Республики Дагестан и востребованность данных направлений у жителей региона, можно с уверенностью сказать, что введение рейсов по данному направлению будет иметь хорошую коммерческую загрузку", - заключает М.Амирханов.

Ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что рейсы из Махачкалы в Дубай действительно могут пользоваться спросом. "Дубай - место престижного отдыха для жителей Дагестана, поэтому спрос на этом направлении может существовать", - говорит он.

Вторые воздушные ворота для СКФО

Аэропорт в Махачкале - второй по значимости в Северо-Кавказском федеральном округе. Самым крупным авиационным узлом в регионе на сегодняшний день является аэропорт Минеральных Вод: за 2015 год он обслужил более 1,957 млн пассажиров, согласно данным Росавиации по итогам года он занимал 13 строчку в рейтинге крупнейших аэропортов России. Международная маршрутная сеть в начале февраля насчитывала 19 направлений, в том числе в Актау, Баку и Дубай.

В случае, если рейсы из Махачкалы в Баку и Дубай будут открыты, пассажиры из Дагестана, ранее вылетавшие по этим направлениям из Минеральных Вод, будут пользоваться аэропортом, расположенном в собственном субъекте федерации. Таким образом, АО "Аэропорт Махачкала" все же сможет перехватить небольшую часть международного пассажиропотока у "Аэроинвеста" (холдинг, управляющий аэропортом в Минеральных Водах).

При этом о дальнейшем развитии международной сети в СКФО говорить пока сложно: напротив, в последнее время она сокращается. В частности, Pegasus, с которой о полётах в Стамбул сейчас договариваются в Махачкале, прекратила полёты из столицы Турции в Минеральные Воды ещё в ноябре прошлого года, объяснив это экономическим кризисом в России.

В сложившейся ситуации руководство аэропорта в Махачкале для увеличения коммерческой загрузки готово предоставлять льготы авиакомпаниям-партнёрам. "Предприятие разработано и применяет положение о скидках на аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов, выполняющих регулярные рейсы по новым направлениям. Скидка составляет 40%", - рассказывает М.Амирханов.

Несмотря на это, перевозчики, получившие предложение от руководства аэропорта в Махачкале, пока не готовы открывать направления. "Мы всегда рассматриваем возможности открытия новых маршрутов по всем регионам нашей текущей сети, но в данный момент не планируем анонсировать запуск каких-либо новых рейсов", - комментируют ситуацию представители flydubai. Представители S7 в течение недели оставили вопрос "АвиаПорта" без ответа....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка