Автор: Мария Ситкина
Опубликовано: 17.02.2016, 14:47
 

Согласован новый экологический стандарт для коммерческих самолетов

Нормативы вступят в силу после утверждения на Совете ИКАО


[image]

Новый международный глобальный стандарт по ограничению выбросов углекислого газа (СО2) коммерческими самолетами согласован на 10-м заседании Комитета ИКАО по защите окружающей среды от воздействия авиации (САЕР), состоявшемся 8 февраля в Монреале, сообщила пресс-служба Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ).

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, приехавший в Монреаль в заключительный день совещания CAEP, поприветствовал этот шаг ИКАО и отметил, что новый стандарт является важным вкладом в реализацию Парижского соглашения по климату, хотя авиация и не была в нем затронута непосредственно.

Новый амбициозный стандарт ИКАО по СО2 направлен на существенное снижение эмиссии CO2 коммерческой авиацией за счет внедрения в конструкцию самолетов новых технологий повышения топливной эффективности. Стандарт является лишь частью широкого набора действий ИКАО по снижению воздействия международной гражданской авиации на изменение климата. Набор включает в себя также повышение эффективности управления воздушным движением, использование альтернативных видов топлива, снижение шума и эмиссии других вредных веществ, а также разработку и внедрение глобальной системы рыночных мер для международной авиации.

При принятии решения по окончательному варианту норм было учтено мнение России и российских авиастроителей в отношении приемлемых максимальных уровней ограничений выбросов СО2. Интересы российских авиастроителей на стадии разработки и согласования стандарта защищали специалисты ЦИАМ - официальный представитель РФ в CAEP, начальник отдела ЦИАМ Сергей Волков и представитель Союза авиапроизводителей России в экологическом комитете Международного координационного совета ассоциаций предприятий авиакосмической промышленности (ICCAIA), член рабочей группы САЕР по вопросам СО2, начальник сектора ЦИАМ Артур Мирзоян.

Как ранее сообщал "АвиаПорт", согласованную позицию по стандарту CO2, предусматривающую несколько приемлемых вариантов ограничений, российские разработчики авиационной техники выработали в январе 2016 года. В ЦИАМ подчеркивали, что она по некоторым базовым параметрам заметно отличалась от той, которую предлагали и отстаивали представители некоторых западных стран-членов и наблюдателей САЕР.

В ходе переговоров и рабочих встреч российской делегации при поддержке ряда стран-членов САЕР, в том числе Бразилии, Украины и других стран, удалось отстоять основные интересы российских авиастроителей. В сообщении ЦИАМ отмечается, что важную роль в соблюдении наших интересов сыграла поддержка нашей позиции группой экспертов ICCAIA. "Отрадно, что именно по инициативе российских представителей в согласованной редакции стандарта будут предусмотрены новые гибкие механизмы соответствия, которые позволят разработчикам авиационной техники из России и других стран оптимальным образом вписаться в новые экологические нормативы, - прокомментировал итоги проведенной работы генеральный директор ЦИАМ Владимир Бабкин. - В целом, учитывая, что эмиссия СО2 напрямую связана с топливной эффективностью самолетов, введение в действие нового стандарта потребует и от научных институтов, и от конструкторских бюро авиационной отрасли России еще больших усилий для совершенствования существующих, модифицируемых и разрабатываемых самолетов и двигателей".

Ожидается, что стандарт после утверждения Советом ИКАО начнут применять с 1 января 2020 года к вновь сертифицируемым самолетам, а с 1 января 2023 года - к новым самолетам бизнес-класса с пассажировместимостью менее 19 мест. В ЦИАМ сообщают, что согласно окончательному варианту стандарта, к самолетам нового типа относятся только те дозвуковые реактивные воздушные суда (ВС) с максимальной взлетной массой (МВМ) более 5700 кг и турбовинтовые ВС с МВМ более 8618 кг, для которых заявка на первоначальный сертификат типа будет подана после даты начала применения стандарта. К ВС, для которых заявка на сертификат типа будет подана до даты начала применения стандарта (так называемые "выпускаемые самолеты"), будут применяться другие, более мягкие требования по выбросам СО2. Каждый самолет нового типа, равно как и каждый самолет, выпущенный после даты начала применения стандарта, должен будет пройти обязательную сертификацию не только по шуму на местности, но и по эмиссии СО2, подтвердив соответствие допустимому уровню нового нормируемого сертифицируемого показателя. Уровень этого показателя, принятого САЕР в 2012 году в Санкт-Петербурге, определяется тремя основными параметрами: геометрией фюзеляжа, максимальной взлетной массой самолета и километровым расходом топлива, осредненным по трем заданным точкам крейсерского полета. В целом новый сертифицируемый показатель эмиссии СО2 самолетом зависит от показателей, определяющих топливную эффективность, а именно конструктивного и аэродинамического совершенства планера и удельного расхода топлива силовой установки.

Новый стандарт не будет применяться к коммерческим самолетам, которые поступят в эксплуатацию до даты начала его применения, а также к самолетам специального назначения (например, к противопожарным самолетам, правительственным, экспериментальным, спасательным и другим типам самолетов). "Впервые при введении в действие экологического стандарта, практически одновременно с началом применения стандарта к новым самолетам, стандарт предполагается начать применять и к уже выпускаемым самолетам, для которых первичный сертификат летной годности будет получен после 1 января 2023 года, - говорится в сообщении пресс-службы института. - При этом требования стандарта к допустимому уровню нового сертифицируемого показателя эмиссии СО2 у новых и выпускаемых самолетов, а также у самолетов с МВМ больше 60 тонн и меньше 60 тонн будут различаться". В соответствии с согласованным вариантом стандарт выпуск ВС, не соответствующих новым требованиям, предполагается прекратить с 1 января 2028 года.

Стоит отметить, что до и во время совещания на комитет САЕР было организовано мощное политическое давление со стороны многих западных экологических, правительственных и неправительственных организаций, западной прессы с целью подтолкнуть законодателей к принятию самых строгих норм. Это привело бы к еще большему монополизму основных авиапроизводителей и понижению конкурентоспособности других разработчиков. Однако, благодаря обоснованной и ясной позиции России, поддержанной рядом других стран, а также принятию гибких механизмов соответствия, удалось оградить выпускаемые и разрабатываемые отечественные самолеты (включая существующие и будущие модификации самолеты семейств RRJ-95, МС-21, Ил-96 и Ту-204) от чрезмерного давления на них неоправданно строгих вариантов требований. В частности, существующие и разрабатываемые региональные самолеты семейства RRJ-95 АО "Гражданские самолеты Сухого" будут удовлетворять требованиям согласованного варианта стандарта. Кроме того, разрабатываемые самолеты семейства МС-21 в соответствии с данными корпорации "Иркут" будут удовлетворять не только требованиям стандарта к выпускаемым самолетам, но и требованиям стандарта к новым самолетам.

ВС семейств Ил-96 и Ту-204 пока не удовлетворяют требованиям согласованного варианта стандарта для выпускаемых самолетов, но благодаря принятым механизмам гибкого соответствия стандарту СО2, их производство может не прекращаться как минимум до 2028 года. Допустимые максимальные объемы будущего выпуска этих самолетов и их возможных модификаций будут устанавливаться в зависимости от достигнутого ими уровня нового сертифицируемого показателя эмиссии СО2.

ФГУП "ЦИАМ имени П.И. Баранова" - единственная в России научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, в том числе наземных газотурбинных установок. Все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.

ИКАО - Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organization) является специализированным учреждением ООН, устанавливающим международные нормы гражданской авиации и координирующим ее развитие с целью повышения безопасности и эффективности. ИКАО учреждена Чикагской Конвенцией о международной гражданской авиации 1944 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. Членами ИКАО по состоянию на ноябрь 2011 являются 191 страна. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.

САЕР - Комитет по защите окружающей среды от воздействия авиации (Committee on Aviation Environmental Protection) является техническим комитетом Совета ИКАО, основанным в 1983 году. CAEP помогает Совету в формировании новой политики и адаптации новых экологических Стандартов и рекомендуемой практики (Standards and Recommended Practices, SARPs) прежде всего в отношении шума самолета и эмиссий, и в целом в отношении воздействия авиации на окружающую среду. Членами САЕР являются 23 государства, наблюдателями - 16 стран и организаций.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 17 февраля 2016 года | Дайджест публикаций за 17 февраля 2016 года Связи: МС-21, Бабкин Владимир, Ту-204-100, Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (в процессе тестирования)