О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МГТУ ГА взял курс на развитие современных технологий

Компания SITA рассмотрит возможности использования научного потенциала партнерского университета для исследований в области информационных технологий

Компания SITA договорилась о продолжении сотрудничества с Московским государственным техническим университетом гражданской авиации (МГТУ ГА). Ректор университета, профессор Борис Елисеев и президент SITA в Европе Дэйв Беккер подписали декларацию о сотрудничестве в образовательной и научно-исследовательской областях. В рамках сотрудничества компания будет предоставлять вузу эмуляторы своих систем, которые будут использоваться в образовательном процессе, а её специалисты продолжат проводить семинары и читать лекции для студентов.

После подписания документа президент SITA в Европе Дэйв Беккер выступил с открытой лекцией перед студентами. "Договор о сотрудничестве между компанией SITA и МГТУ ГА подписан для того, чтобы мы могли и дальше помогать вам в вашей карьере в авиационной отрасли. SITA будет и дальше вносить свой вклад в обеспечение учебного процесса. Для этого мы будем командировать сюда сотрудников, которые будут делиться информацией о наших технических разработках, предоставляя университету учебные системы, которые вы сможете использовать в учебном процессе. Ну и естественно, мы будем рассматривать вопрос о стажировках", - рассказал Д.Беккер обучающимся в ходе своего выступления.

Напомним, история сотрудничества компании SITA и МГТУ ГА началась в ноябре 2013 года, когда состоялась встреча ректора МГТУ ГА Бориса Елисеева с вице-президентом SITA в России и СНГ Дмитрием Красновым, в ходе которой стороны рассмотрели направления совместной работы, в том числе предоставление информационных материалов по продуктам компании SITA для использования в учебном процессе, проведение экспертами SITA лекций и семинаров для студентов вуза, использование научного потенциала учебного заведения для подготовки новых решений в сфере информационных технологий. По итогам этих переговоров подписан протокол, фиксирующий заинтересованность в создании и развитии совместных проектов.

Сейчас стороны договорились о дальнейшем взаимодействии в части обмена накопленным опытом, повышения квалификации, участии представителей SITA и МГТУ ГА в международных конференциях, мероприятиях и официальных визитах. Кроме того, текущие договорённости предусматривают обмен научной и учебно-методической литературой. В рамках сотрудничества технические эксперты SITA будут участвовать в образовательном процессе и научных исследованиях. Также компания рассмотрит возможности использования научного потенциала вуза для проведения исследовательских работ по разработке инновационных информационных технологий для аэропортов и авиакомпаний.

Помогают с практическими знаниями

Как сообщил "АвиаПорту" Дмитрий Краснов, вопрос о возможности прохождения практики для студентов МГТУ ГА будет рассматриваться в первую очередь. Также он отметил, что поставку в МГТУ ГА эмуляторов ряда систем компания сможет осуществить уже в ближайшее время. Университет получит систему управления отправками, а в дальнейшем возможна поставка систем работы с тарифами авиакомпаний. "Мы не принимаем непосредственного участия в создании процесса обучения, более того, те лекции, которые мы читаем, не входят в учебный план. Исходя из графика, согласованного с кафедрой управления перевозок ("Организации перевозок на воздушном транспорте" - "АвиаПорт"), мы время от времени читаем различные лекции даже не по тому, что делает SITA, а на тему того, как те или иные системы работают в гражданской авиации вообще, - рассказал Д.Краснов. - Отрасль у нас сильно регламентированная, на каждое действие есть свой регламент, своя резолюция. Все компании в отрасли работают более или менее технологически одинаково, поэтому мы пытаемся рассказать, как эти стандарты работают, как они отражаются на практической деятельности авиакомпаний". По его словам, лекции необходимы для того, чтобы студенты МГТУ ГА к моменту получения диплома уже обладали набором и комплексом необходимых и практически применимых реальных знаний.

Также он добавил, что ранее вопрос о привлечении обучающихся университета к проведению исследований по перспективным разработкам SITA не обсуждался, однако теперь такой вариант развития событий не исключён.

Стратегия развития

Стратегия развития университета на период 2016-2030 гг. предусматривает использование новых современных технологий и обновление образовательного процесса. По словам ректора МГТУ ГА, профессора Бориса Елисеева, университет будет активно развивать направление прикладных научных исследований, в том числе в области безопасности полетов. Еще одно из приоритетных направлений университета - развитие отношений с китайскими партнерами. "Сейчас идет работа над совмещением наших образовательных программ с программами Технологического университета в городе Нингбо. Мы стремимся организовать совместную систему подготовки специалистов по логистике мультимодальных перевозок и технологии транспортных процессов. По окончании университета наши выпускники смогут получать сразу 2 диплома, что существенно увеличит их ценность на рынке труда", - отметил Борис Елисеев, имеющий ученое звание почетного профессора университета Нингбо.

В соответствии с принятой стратегией развития МГТУ ГА планирует продолжать укреплять материально-техническую и тренажерную базу. Первый проректор МГТУ ГА Виктор Горобец рассказал "АвиаПорту", что в течение последних 5-6 лет в шести филиалах (вместе с головным вузом) активно внедряются тренажёры. "Сейчас у нас есть порядка 25 современных тренажёров, полноразмерные тренажёры и тренажёрные классы. Отечественные суда мы на них не изучаем. На них изучаются те суда, которые в основном используются сегодня в авиационных предприятиях: Airbus и Boeing", - рассказал он, добавив, что у университета также есть свои компьютерные разработки и программное обеспечение, с помощью которых возможно обучать не только студентов МГТУ ГА - ВУЗ готов поставлять эти разработки и для отрасли.

Относительно развития новых образовательных программ проректор МГТУ ГА Анжела Борзова в беседе с "АвиаПортом" поделилась, что в 2017 году появится новая образовательная программа по направлению подготовки "бакалавриат" - "Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов", а также две программы магистратуры - "Аэронавигация" и "Технология транспортных процессов". К настоящему моменту процесс лицензирования уже запущен, и в ближайшее время университет получит лицензию на право ведения образовательной деятельности по этим программам.

Кроме того, в 2018 году МГТУ ГА планирует приступить к лётной подготовке, лицензия на это у вуза есть. В.Горобец сказал, что для этого необходимо решить технические вопросы, связанные с практикой для пилотов. "Это собственный аэродром, собственные самолёты, которых у нас нет. Это нас больше всего сдерживает. И у нас есть мысли на этот счёт - возможна кооперация. Сейчас нам закон "Об образовании в Российской Федерации" позволяет проводить обучение через удалённые способы и через сетевое взаимодействие, то есть со смежными организациями, которые подведомственны Росавиации", - пояснил первый проректор. О конкретной площадке, на которой может осуществляться подготовка пилотов, в университете пока не говорят, однако отмечают, что уже есть несколько вариантов.

Собственные разработки МГТУ ГА

Лаборатория университета сегодня активно разрабатывает комплексы по виртуальной реальности. В частности, разработаны специальные очки, позволяющие пилоту посадить самолёт в случае полного отключения электроэнергии. В.Горобец пояснил, что очки по внешнему виду похожи на обычные, лишь основание немного толще. В дополнение к очкам устанавливается небольшой прибор размером с мобильный телефон, на котором установлено необходимое оборудование. При этом, само устройство работает автономно от воздушного судна. "Четырёх спутников ГЛОНАСС достаточно для того, чтобы определить координаты самолёта. Пилот видит в очках глиссаду, куда он должен лететь. Не важно, зима, лето, осень, ночь, туман - это не является препятствием для пилота. Он может посадить самолёт именно там, где нужно", - объяснил он. Данная разработка делается для компании "Аэрофлот". По словам В.Горобца, сейчас осталось пройти необходимую сертификацию, после чего очки можно будет запустить в производство, и вскоре обеспечить ими пилотов. Он подчеркнул, что непосредственное активное участие в разработке принимают студенты и аспиранты МГТУ ГА. "Всё, что современное, новое, интересное, воспринимается студентами с большой охотой", - подчеркнул первый проректор.

В университете поясняют, что эти же очки можно использовать не только на борту ВС, но и в аэропортах для повышения квалификации диспетчерского персонала и водителей спецавтотранспорта. "Эти очки с определённым программным обеспечением позволяют, не сходя с рабочего места, видеть не только поле аэропорта с настоящими объектами, но и ложные объекты - допустим, самолёт, который только прилетел. Если снять очки, то, конечно, никакого самолёта вы там не увидите. Диспетчер должен определиться, куда направлять этот самолёт и как регулировать деятельность наземных служб, чтобы не произошло столкновения и каких-то других аварийных ситуаций, - объяснил В.Горобец принцип работы. - Для водителей автотранспорта очки будут с другой программой. Водитель, не выходя из своей комнаты, "садится за руль" спецавтотранспорта и может "ездить" по полю. Точно так же создаются ложные аварийные ситуации, из которых водитель должен находить выход. При этом ему не нужно будет на самом деле ездить по лётному полю".

Кроме того, сегодня у университета есть идея, как воплотить в жизнь ещё одну технологию. В.Горобец напомнил об авиакатастрофе, произошедшей в октябре 2014 года в аэропорту "Внуково-3", в которой погиб глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери. "Там буквально секунды не хватило для того, чтобы самолёт взлетел. У нас есть идея, как избежать таких ситуаций - виртуальные "стены", которыми могут обеспечиваться важные и опасные места. В случае, если спецавтотранспорт будет к ним приближаться, то дальше он не поедет, а просто заглохнет", - пояснил В.Горобец.

Для справки

Московский государственный технический университет гражданской авиации
(МГТУ ГА) осуществляет подготовку инженеров и технических специалистов в области эксплуатации авиационной техники, специалистов по управлению воздушным движением, менеджеров по логистике воздушных перевозок и в сфере экономики и финансов гражданской авиации, а также инженеров в области IT-технологий и информационной безопасности телекоммуникационных систем.

Международная компания SITA - мировой лидер в области информационных и телекоммуникационных систем для авиатранспортной отрасли. SITA предоставляет комплексные решения для обслуживания авиакомпаний, аэропортов, глобальных дистрибутивных систем и государственных структур, обеспечивая доступ к самой обширной в мире телекоммуникационной сети. Область профессиональной компетенции компании охватывает все аспекты авиационной деятельности - от собственных глобальных систем связи до разнообразных решений в сфере обслуживания пассажиров, обработки багажа, полётных операций, бортового сервиса, пограничного контроля и систем связи с наземными службами.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка