О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Оптимизм во время кризиса

Деятельность отечественной гражданской авиации в прошлом году осуществлялась под влиянием негативных внешнеполитических и экономических факторов

Деятельность отечественной гражданской авиации в прошлом году осуществлялась под влиянием негативных внешнеполитических и экономических факторов. Несмотря на утрату трёх больших рынков авиаперевозок - Украины, Турции и Египта, - и вопреки прогнозам аналитиков, серьёзных последствий удалось избежать, отмечают в Росавиации. Количество перевезённых авиапассажиров в 2015 году снизилось незначительно: с 93 до 92 млн человек. Многие авиакомпании смогли успешно переориентировать перевозки на внутренний рынок.

В рамках Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), прошедшей 25 марта, руководитель ведомства Александр Нерадько сообщил, что в 2015 году количество пассажиров, перевезённых российскими авиакомпаниями на внутренних воздушных линиях (ВВЛ), впервые превысило число пассажиров, воспользовавшихся международными воздушными линиями (МВЛ). Связано это с тем, что на фоне сокращения популярности МВЛ почти на 14%, полёты на ВВЛ увеличились более чем на 16%. При этом общее количество пассажиров осталось практически на уровне 2014 года.

А.Нерадько отметил, что анализ структуры рынка перевозок показал, что в общем объёме перевозок 98,7% пассажиров перевезли 35 авиакомпаний, обеспечив 99,6% пассажирооборота. В общей сложности сегодня в российской ГА работает 113 коммерческих авиакомпаний. Остальные - это компании, работающие в сегменте авиационных работ, а также вертолётные компании. В 2015 году 15 ведущих авиакомпаний перевезли 87,2% пассажиров и обеспечили 89,3% пассажирооборота, а ТОП-5 авиакомпаний перевёз 61,4% пассажиров, обеспечив более 65,5% пассажирооборота.

Меры по развитию перевозок на ВВЛ

Росту пассажиропотока на внутренних линиях способствовала реализация пяти программ субсидирования, в рамках которых в 2015 году перевозки осуществлялись 34 авиакомпаниями по 253 маршрутам. В частности, в прошлом году действовала программа перевозок из центральной части России на Дальний Восток, программа в Приволжском федеральном округе, программа региональных перевозок и формирования региональной маршрутной сети, а также программа перевозок в Калининград и Симферополь. По этим программам в общей сложности перевезено более 1,5 млн пассажиров, а сумма освоенных субсидий, выделенных из федерального бюджета на их реализацию, составила почти 8 млрд 200 млн рублей.

Ещё одна мера, направленная на развитие внутрироссийских перевозок, - снижение НДС с 18 до 10%. Кроме того, в правительство РФ внесены предложения по обнулению НДС для внутренних перевозок, что может способствовать увеличению финансовой устойчивости перевозчиков.

Также в дополнение к вышеуказанным мерам развивается субсидирование внутреннего туризма с использованием воздушного транспорта. "В эту работу на принципах софинансирования должны быть активно включены субъекты РФ. К сожалению, некоторые регионы не выполняют своих обязательств и не выплачивают субсидии авиакомпаниям", - констатировал руководитель Росавиации. - Тем не менее, именно применение механизмов субсидирования в сочетании с другими мерами государственной поддержки в значительной степени обеспечило рост региональных перевозок над международными, а также развитие местных перевозок".

На данный момент продолжается реализация программы по созданию Федеральных казённых предприятий, необходимой для сохранения местного воздушного сообщения, в том числе на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Уже работают семь ФКП, объединяющие 66 местных аэропортов и 15 посадочных площадок. Функционирование ФКП позволяет поддерживать в эксплуатационном состоянии аэропорты с низкой интенсивностью полётов, на содержание которых в федеральном бюджете ежегодно предусмотрена сумма около 3 млрд 400 млн рублей. "Необходимо продолжать эту работу в первую очередь по аэропортам Красноярского края - Диксон и Хатанга. Развитие системы ФКП будет зависеть, конечно, от объёмов средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели", - подчеркнул А.Нерадько.

Реконструкция воздушных гаваней

Количество пассажиров, обслуженных российскими аэропортами, увеличилось со 126 млн в 2012 году до 159 млн человек в 2015 году, что на 1,5 млн больше, чем в 2014 году. В 2015 году практически на 17% снизилось количество обслуженных пассажиров на МВЛ и на 13% выросло на ВВЛ.

В прошлом году Росавиация профинансировала мероприятия по реконструкции и строительству аэродромной инфраструктуры и аэропортов в рамках реализации двух ФЦП. По словам А.Нерадько, кассовое освоение государственных капитальных вложений в прошлом году на объектах реконструкции и строительства наземной инфраструктуры составило чуть более 66%. "Низкий уровень кассового исполнения обусловлен поздним открытием финансирования объектов, не связанных с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 года. Готовился антикризисный план действий в сложной экономической ситуации, и поэтому лимиты бюджетных обязательств были доведены только в середине года", - пояснил он. Также глава ведомства отметил невыполнение некоторыми подрядными организациями договорных обязательств. Сейчас существуют отставания по срокам в реконструкции аэропортов в Петропавловске-Камчатском, Саранске, Калининграде. Также задержки есть и у двух московских аэропортов - "Шереметьево" и "Домодедово". По данным объектам сейчас проводится интенсивная работа по ликвидации отставания от сроков.

Воздушные ворота Крымского полуострова

До воссоединения Крыма с Россией состояние аэропорта в Симферополе оставляло желать лучшего. С 1991 до 2013 года количество обслуженных пассажиров в год не превышало 1 млн 200 тысяч пассажиров, а сама воздушная гавань нуждалась в серьёзной модернизации. Ситуация изменилась после 2014 года. Постепенная реконструкция аэропорта началась с ремонта рулёжной дорожки, что позволило увеличить пропускную способность аэродрома почти в три раза. После этого проведены работы по строительству накопителей терминалов и дополнительных выходов на посадку. К лету 2015 года введены в эксплуатацию новые площади. В рамках модернизации инфраструктуры для управления воздушным движением в аэропорту была установлена КСА УВД "Галактика". Эти меры способствовали тому, что уже в 2014 году количество пассажиров увеличилось до 2 млн 800 тысяч. Несколько российских авиакомпаний начали выполнять регулярные рейсы, которые связали Симферополь с 52 городами РФ. По итогам 2015 года количество пассажиропоток превысил 5 млн человек. В ближайших планах - проектирование и строительство нового аэровокзального комплекса, а также реконструкция аэродрома.

Совершенствование аэронавигационного обслуживания

Развитие перевозок на ВВЛ тесно связано не только с аэропортовой инфраструктурой, но и с совершенствованием Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Сегодня реализуется программа по модернизации ЕС ОрВД до 2020 года, в рамках которой создаётся 14 укрупнённых центров управления воздушным движением (УЦ УВД). На сегодняшний день уже функционируют УЦ в Хабаровске, Самаре, Магадане, Иркутске, Калининграде и Ростове-на-Дону, полностью переоснащён Симферопольский центр УВД. Кроме того, идёт монтаж оборудования в Красноярске, продолжается строительство УЦ в Тюмени, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Во всех УЦ произведена замена систем связи, навигации и наблюдения. Эти работы позволяют наращивать объёмы покрытия радиолокационного наблюдения и радиосвязи на территории РФ. В 2016 году эта программа включена в ФЦП "Развитие транспортной системы РФ до 2020 года".

А.Нерадько напомнил о принятом решении по замораживанию до 2020 года ставок сборов за аэронавигационное обслуживание, а также исключении из финансирования организации ЕС ОрВД средств федерального бюджета. Госкорпорация по ОрВД модернизирует оборудование только за счёт средств от аэронавигационных сборов.

Уход "Трансаэро"

В 2015 году, несмотря на все предпринятые меры государственной поддержки, произошло прекращение операционной деятельности "Трансаэро" - второй по величине авиакомпанией в РФ. Руководитель Росавиации подчеркнул, что благодаря комплексу чрезвычайных мер удалось избежать серьёзных социальных последствий для более чем двух миллионов пассажиров "Трансаэро", в том числе на маршрутах, где авиакомпания являлась единственным перевозчиком.

Прежде всего, сложившаяся ситуация негативным образом сказалась на сотрудниках - без работы остались почти 11 тысяч человек. "Очевидно то, что мгновенно их было невозможно трудоустроить в другие организации отрасли. Вместе с тем, "Аэрофлот", как и собирался, открыл более 6 тысяч вакансий в авиакомпаниях своей группы. По мере перевода самолётов "Трансаэро" в парк "Аэрофлота" и компаний его группы, а это около 34 воздушных судов, будет осуществляться дополнительный приём персонала. Другие организации отрасли так же предоставляют возможность для трудоустройства персонала "Трансаэро". В настоящее время трудоустроено около 4 тысяч сотрудников предприятия", - рассказал А.Нерадько. Глава Росавиации выразил уверенность в том, что проблема с трудоустройством лётного и технического персонала будет решена.

Трагические события

В 2015 году при перевозке пассажиров, грузов и выполнении авиационных работ в коммерческой гражданской авиации произошло 12 авиационных происшествий, в том числе пять авиакатастроф, жертвами которых стали 27 человек. В основном это авиационные происшествия на вертолётах при нарушении установленных правил полётов. С воздушными судами авиации общего назначения (АОН) произошло 29 происшествий, в том числе 15 катастроф, в которых погибли 33 человека.

Как рассказал глава Росавиации, ведомство принимало активное участие в аудиторских мероприятиях, совещаниях, рабочих группах в сфере безопасности полётов под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Также проводились плановые консультации с комиссией Евросоюза и Европейским агентством по безопасности полётов (EASA) по устранению замечаний, установленных в ходе проверок российских авиакомпаний в аэропортах Европы по программе SAFA (программа инспектирования иностранных перевозчиков). Проблем, грозящих попаданию российских авиакомпаний в черные списки Евросоюза, не отмечено. Однако, по словам А.Нерадько, некоторые предпосылки есть, в частности у авиакомпании "Грозный-Авиа". Он добавил, что в Росавиации необходимо создание Национального института инспекторов по безопасности полётов - аналога SAFA, что позволило бы контролировать подготовку российских авиаперевозчиков к выполнению полётов в зарубежные аэропорты тщательнее, а также применять адекватные механизмы контроля за иностранными авиакомпаниями, участвующими в перевозке российских граждан и выполняющими полеты в нашу страну.

После крушения Airbus A320 авиакомпании Germanwings, произошедшей год назад, Росавиация разработала и утвердила план мероприятий по реализации рекомендаций EASA, подготовленных по результатам расследования. План включает процедуру кратковременного покидания членами лётного экипажа кабины пилотов, а также аспекты медицинского обеспечения безопасности полётов. Кроме того, создана рабочая группа по проблемам человеческого фактора, в состав которой вошли авиационные психологи ведущих авиакомпаний. Направлениями деятельности группы являются совершенствование психологического отбора в ГА, психо-физиологические аспекты безопасности полётов и психологическое обеспечение профессиональной деятельности членов экипажей воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением.

Также А.Нерадько напомнил о том, что в 2015 году произошло два трагических события - подрыв лайнера Airbus А321 компании "Когалымавиа" и убийство сотрудников авиакомпании "Волга-Днепр". До этих чрезвычайных происшествий российские службы транспортной безопасности не занимались вопросами профилактики террористических угроз за рубежом, так как в соответствии с международными договорами, защита воздушных судов и пассажиров относилась к обязанностям страны пребывания. "Эти трагедии заставляют пересмотреть концепцию авиационной безопасности и заняться этими вопросами за рубежом. В настоящее время принимаются меры по усилению авиационной безопасности не только в Египте, Турции, но и в аэропортах других государств, - сказал А.Нерадько. - Что касается наших аэропортов, то практически каждый день поступают сообщения с угрозами актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. По каждой угрозе всегда и в полном объёме проводится целый комплекс антитеррористических мер, даже несмотря на то, что они могут оказаться ложными"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка