Опубликовано: 01.04.2016, 14:01
 

Путешественники заинтересовались русской зимой

Зимние продажи авиабилетов на российские направления за два года выросли с 50% до 81%


[image]

Продажи авиабилетов на внутрироссийских линиях зимой 2015-2016 гг. достигли 81% от общего объёма продаж, отмечают эксперты Aviasales. Для сравнения, два года назад этот показатель едва доходил до 50% - интерес российских путешественников к внутренним и к зарубежным поездкам был одинаков. Такая существенная трансформация спроса объясняется текущей экономической и политической ситуацией. Вместе с тем, меняется и потребительское поведение - этой зимой через интернет продано на 67% больше авиабилетов, чем в аналогичный период прошлого года.

Итоги зимы 2015-2016 гг.

Рекордный рост в зимнем сезоне 2015-2016 гг. показала Словакия: продажи на этом направлении подскочили на рекордные 638%. Такая популярность связана с началом полётов российского лоукостера "Победа" в Братиславу. Этим же объясняется и резкое - на целых 54% - падение продаж авиабилетов в Австрию. В поисках дешёвых способов передвижения путешественники согласны сначала лететь в столицу Словакии, а затем добираться до Вены на автобусе. Выросла и Южная Корея (+109%) - в основном, увеличение спроса связано с состоявшейся ранее отменой виз и последовавшим затем открытием новых прямых рейсов. К примеру, у авиакомпании S7 появился маршрут, связывающий Новосибирск и Сеул. Кроме того, в лидерах по росту продаж оказалась и Молдавия, прибавившая в продажах на 117%.

Камбоджа получила на 44% меньше бронирований - этой зимой путешественники, предпочитающие экзотический отдых, переориентировались на более дешёвую Шри-Ланку. Наибольшее падение продаж в связи с закрытием прямых рейсов, безусловно, показала Украина (-68%). Теперь многим приходится лететь в Киев через Ригу или Минск (основные продажи приходятся на airBaltic и "Белавиа"), а тем, кому неудобно лететь со стыковкой, и вовсе пришлось пересесть на железнодорожный транспорт.

Также есть два направления, которые для самостоятельных туристов по-прежнему открыты. Можно хоть сегодня улететь в Турцию в Стамбул, Анкару или Анталию на регулярных рейсах. Египет также вполне доступен со стыковкой. На фоне падения спроса турецкие авиакомпании снижали цены: в этот зимний период билеты в Турцию были практически на 7% дешевле, чем прошлой зимой. PR-директор Aviasales Янис Дзенис сообщил, что спрос на эти направления остался на довольно высоком уровне.

Если говорить о популярных российских направлениях, то 14% зимних продаж (как на внутренних, так и на международных линиях) пришлись всего лишь на три города: Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. Для примера, продажи авиабилетов в Таиланд за аналогичный период составили всего лишь 0,6% от общего объёма проданных билетов.

В целом, средний чек этой зимой изменился не сильно по сравнению с зимой 2014-2015 гг. По России он вырос с 23 тыс. 045 руб. до 23 тыс. 847 руб. при росте продаж на 87%, по СНГ он снизился с 14 тыс. 924 руб. до 14 тыс. 277 руб. при росте продаж на 14%. Бронирования по Европейскому союзу упали на 11%, а средний чек вырос с 24 тыс. 330 руб. до 26 тыс. 606 рублей. Средний чек по всему миру увеличился с 61 тыс. 814 руб. до 67 тыс. 497 руб. при сокращении бронирований на 4%.

Рост онлайн-продаж на 67% показал, что все больше потребителей приходит за билетами в Интернет, поскольку два любимых туристических направления - Турция и Египет - сегодня недоступны в оффлайновых туристических агентствах. "Потребительское поведение меняется и переключается в онлайн, что, в целом, укладывается в некую эволюционную модель. Сегодня в Европе до 50% авиабилетов продаётся онлайн, в Америке эта цифра доходит до 80%. У нас в прошлом году эксперты говорили о 20-25%, но сейчас уже смело можно говорить о 30% билетов, продаваемых онлайн", - рассказал Я.Дзенис.

Важные события, которые произошли за последнее время, естественно отразились как на ценах, так и на потребительском спросе. К примеру, уход с рынка "Трансаэро" привёл к росту тарифов на многие направления, особенно на те, где авиакомпания была конкурентом "Аэрофлота" или вообще являлась единственным перевозчиком, как в случае с Пунта-Каной. Для примера, авиабилеты в Алма-Ату подорожали с 23 тыс. 718 руб. до 24 тыс. 741 руб., в Лондон с 17 тыс. 187 руб. до 29 тыс. 936 руб., в Майами с 60 тыс. 864 руб. до 78 тыс. 408 руб., а в Пунта-Кану с 93 тыс. 809 руб. до 98 тыс. 600 руб. "Я думаю, что где-то, а, в частности, в случае с Лондоном, эта цена - не предел, потому что сейчас закончил летать easyJet. И очевидно, что в ситуации единственного перевозчика, цена может ещё раз поменяться", - считает Я.Дзенис.

Говоря о результатах зимнего сезона, нельзя не сказать и о первом российском лоукостере. В зимнем расписании тарифы "Победы" по всем направлениям в среднем были ниже на 64,6%, чем у конкурентов. Конечно, рынок не мог не отреагировать. Следствием ценового лидерства "Победы" стало введение безбагажных и невозвратных тарифов у S7 Airlines, "Уральских авиалиний" и "ЮТэйр". Это мировой тренд, однако в России он оказался действительно заметен, потому что за короткий период у многих перевозчиков произошли изменения тарифов. "В момент снижения, когда компании объявили о том, что теперь вводятся такие тарифы самого бюджетного класса, мы видели там 30% снижение среднего чека по данным авиакомпаниям, - рассказал PR-директор Aviasales. - Но надо понимать, что в высокий летний сезон бюджетная "Победа" уже не будет такой бюджетной".

Прогнозы на лето

В Aviasales считают, что летний отдых, скорее всего, подорожает. Уже сейчас средний чек на предстоящее лето увеличился по России на 3% - до 23 тыс. 843 руб., а по СНГ - на 6% - до 23 тыс. 228 руб. По ЕС средний чек вырос ещё больше - на 18%, и составляет 39 тыс. 645 руб.

Естественно, готовясь к лету, нельзя не вспомнить о Крыме. В 2014 году, когда Крым вошёл в состав Российской Федерации, продажи авиабилетов на это направление выросли на 469%. Крым и сегодня остаётся первым летним направлением практически из любого российского города, однако в 2015 году рост составил только 17%. "Отчасти этот рост регулируется ценой. Изначально был скачок, но с 2014 года цены зафиксированы, - пояснил Я.Дзенис. - Программа субсидий летом 2016 года будет работать не столь очевидно, как в 2015 году. Насколько я понимаю, теперь нужно попасть ещё в льготную категорию, доказать, что тебе нужно в Крым со скидкой. И от этого будет ещё интересней посмотреть, как поведёт себя потребитель". Каким может оказаться процент продаж в Крым в общем числе бронирований, пока предположить трудно, однако стоит отметить, что уже сейчас на лето забронировано около 50% от прошлогоднего результата. И очевидно, что тут могут быть какие-то новые рекорды.

По данным Aviasales, в целом, ранних бронирований пока не очень много. При этом 75% бронирований - на внутренних линиях. "Со временем эта цифра, конечно же, скорректируется. Хотя бы потому, что люди не особо спешат и думают, что купить билет в Сочи они всегда успеют", - отметил Я.Дзенис. Доля ранних бронирований по Европейскому союзу пока составляет около 14%. В лидерах, как и прежде, Испания и Италия, они абсолютные фавориты. Кроме того, в числе лидеров появилась Черногория (+142%). "Потребитель считает, что Черногория - это дёшево. Это не Европейский союз, но при этом там тепло и хорошо. Но никто не вспоминает, что в Черногории всё в евро, и, таким образом, она становится популярной этим летом", - пояснил представитель Aviasales. Также сильно прибавила Франция: бронирования выросли на 181%, что связано с Евро-2016. Увеличилось и количество бронирований в Южную Корею (+148%). Безусловно, ближе к летнему сезону цифры могут быть совсем другими, особенно по Европе. Теракты, отметил Я.Дзенис, конечно же отражаются на потребительском поведении: в этот момент количество запросов падает на 5-10%, но спрос быстро восстанавливается, как только тема выходит с первых полос газет.

 
Ссылки по теме:
Материал «Путешественники заинтересовались русской зимой» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Победа, ЮТэйр (UTair), Эйр Астана, Уральские авиалинии (Ural Airlines), ТРАНСАЭРО (Transaero Airlines), Сокол, Сибирь (S7 Airlines), Аврора (Aurora Airlines), МЧС России, Мотор Сич (Motor Sich Airlines), Волга-Днепр (Volga-Dnepr Airlines), ВИМ-АВИА (VIM Airlines), Белавиа (Belavia-Belarusian Airlines), Аэросвит (AeroSvit), АС, Aviasales, Авиакомпания "Победа", ЮТэйр-Карго, Авиакомпания "Белавиа", Авиакомпания "Сибирь" (в процессе тестирования)