О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беспилотники учтёт СРО

Минтранс разработал поправки в Воздушный кодекс, регулирующие регистрацию беспилотных летательных аппаратов

Проект изменений в статьи Воздушного кодекса, которыми беспилотные летательные аппараты массой свыше 250 грамм подлежали обязательной сертификации и государственной регистрации, подготовлен Минтрансом России. В случае его принятия беспилотники взлётной массой до 30 килограммов можно будет не сертифицировать, также необязательной станет государственная регистрация - соответствующие процедуры сможет осуществлять саморегулируемая организация. Таким образом, может быть найден компромисс между разработчиками и операторами беспилотников, авиамодельным сообществом с одной стороны, и силовиками, которые стремятся контролировать беспилотные летательные аппараты - с другой.

Законопроект, призванный снять противоречия между разработчиками и операторами беспилотных летательных аппаратов и силовиками, подготовлен Департаментом государственной политики в сфере гражданской авиации Минтранса России (проект есть в распоряжении редакции "АвиаПорта"). Основные нарекания отраслевого сообщества вызвала необходимость получения сертификата лётной годности и государственной регистрации предназначенных для выполнения полётов гражданских беспилотных воздушных судов с максимальной взлётной массой свыше 0,25 кг. Это обязательство возникало вследствие принятия изменений в Воздушных кодекс, введённых Федеральным законом от 30.12.2015 №462-ФЗ. Во-первых, процедуры государственной регистрации и выдачи сертификатов лётной годности не были отработаны к моменту внесения поправок. Во-вторых, государственная регистрация и сертификация десятков тысяч дронов, используемых гражданами в личных целях, представлялась довольно трудоёмким мероприятием. Жёсткую позицию в отношении нововведений заняли авиамоделисты: поправки в Воздушный кодекс фактически делали невозможной работу клубов и кружков.

Стремительное принятие поправок в Воздушный кодекс не позволило заинтересованным сторонам проработать документ и выработать приемлемые формулировки. Точнее, финальная проработка заключалась преимущественно в вычёркивании представителями силовых структур предложений, которые на протяжении двух лет готовило отраслевое сообщество. Нормы об упрощении процедур в отношении беспилотников массой до 30 кг, равно как и в части полётов на высотах до 150 метров, были отброшены.

Впрочем, уже после подготовки текста ФЗ №462 была проведена работа по согласованию позиций сторон. Как рассказал "АвиаПорту" Президент Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (ЭРБАС) Амир Валиев, ещё в январе 2016 года общественная организация подготовила письмо на имя Президента Владимира Путина. В дальнейшем состоялись консультации со всеми заинтересованными сторонами. "Были консультации с силовыми структурами, мы их убедили, что опасности нет, - рассказал А.Валиев. - Мы согласовали текущие изменения, эта версия принята всеми сторонами и, я думаю, она будет введена в действие".

Важной новацией в проекте документа стало дополнение, касающееся сертификации. Среди гражданских воздушных судов, допускаемых к эксплуатации только при наличии сертификата лётной годности, ранее числились воздушные суда с массой конструкции свыше 115 кг, на более лёгкие воздушные суда сертификат лётной годности не требовался. Теперь же предложено сделать исключение и для беспилотных воздушных судов легче 30 кг.

В части учёта предлагается изменить формулировку, ограничивающую подлежащие регистрации беспилотники по максимальной взлётной массе: вместо 0,25 кг устанавливается порог 30 кг. Что касается более лёгких БЛА, предложена формулировка: "Гражданские беспилотные воздушные суда с максимальной взлётной массой от 0,25 до 30 килограммов, ввезённые в Российскую Федерацию или произведённые в Российской Федерации, подлежат учёту в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации".

Важно отметить, что между государственным учётом и учётом в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации, заключается существенная разница. Представители Ассоциации ЭРБАС предлагают создать саморегулируемую организацию, которая взяла бы на себя функции учёта. А.Валиев рассказал, что уже создано и протестировано прикладное программное обеспечение, позволяющее вести регистрацию и учёт беспилотников. В системе на добровольной основе уже зарегистрировано порядка тысячи воздушных судов. В случае, если уполномоченный орган в области гражданской авиации примет предложение Ассоциации, саморегулируемое общество сможет запустить удобный сервис, позволяющий выполнять необходимые процедуры через Интернет. Кроме того, предположил А.Валиев, "возможно, что на базе этого софта будет создана система государственной регистрации БЛА более 30 кг, или тех, которые летают в воздушном пространстве А и С".

Отмена государственного регулирования даст толчок развивающемуся рынку, уверены представители отрасли. Как ранее писал "АвиаПорт" со ссылкой на Сергея Жукова, руководителя рабочей группы AeroNet (создана в рамках реализации инициативы правительства для развития рынка беспилотников в стране), количество аппаратов, согласно дорожной карте AeroNet, должно возрасти до как минимум 100 тысяч к 2035 году. Такие оценки он озвучил в ходе прошедшей в Москве HeliRussia 2016. С.Жуков добавлял также, что "как отрасль мы постараемся зарабатывать $40 млрд в год уже к 2035 году". Ранее консалтинговая компания PwC оценила возможный объем рынка от применения дронов в экономической деятельности: по оценке экспертов, он может достигать $127 млрд.

Сроки принятия нынешних поправок прогнозировать сложно, однако в Ассоциации ЭРБАС настроены оптимистично. А.Валиев заявил "АвиаПорту", что рассмотрение законопроекта в Госдуме возможно ещё до летних каникул. В документе указано, что поправки вступят в силу через 10 дней после принятия закона, а поправки в отношении учёта беспилотников вступят в действие через год....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка