О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вертолётному контрафакту дадут бой в Госдуме

Законопроект о создании единой государственной системы учёта вертолётных комплектующих планируется рассмотреть до окончания работы весенней сессии Государственной Думы

Законопроект о создании единой государственной системы учёта вертолётных комплектующих планируется рассмотреть до окончания работы весенней сессии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. По задумке авторов, учёт комплектующих полностью исключит возможность появления в индустрии контрафактной продукции. Основные тезисы законопроекта были представлены участникам рынка ещё на конференции "Контрафакт в поставках" на HeliRussia 2016, а на прошлой неделе документ дополнила резолюция Ассоциации вертолётной индустрии (АВИ). В случае, если закон будет принят, предприятиям отрасли придётся подключиться к системе. Эксперт считает создание такой системы возможным, но предупреждает, что процесс будет трудным.

Законопроект о создании системы учёта вертолётных комплектующих (есть в распоряжении "АвиаПорта"), представленный на HeliRussia 2016, будет внесён в Государственную Думу и рассмотрен в течение текущей весенней сессии. Такие сроки ещё во время презентации законопроекта на выставке озвучил один из его авторов, руководитель рабочей группы Экспертного совета по авиационно-космическому комплексу при Комитете Государственной Думы по промышленности Михаил Комаров. Вносить законопроект будет депутат от Единой России Олег Савченко. Получить комментарий от парламентария не удалось: его помощница Эмма Салимова не смогла в течение двух дней ответить на запрос "АвиаПорта".

Законопроект предлагает внести в Воздушный кодекс поправки, согласно которым все вертолётные комплектующие (двигатели, части фюзеляжа, винты и другие элементы конструкции) будут подлежать обязательному контролю аутентичности. Для этого, считают авторы, необходимо создать "государственную автоматизированную информационную систему", в которую и будут заноситься данные об аутентичности комплектующих. Ответственность за это ляжет на игроков отрасли: маркировать изделия придётся производителям. При этом и порядок маркировки, и будущий оператор системы отданы на откуп правительству.

Маркировка, говорится в документе, должна быть машиночитаемой, содержать уникальный идентификационный номер и уникальный код изготовителя. Все эти данные будут заноситься в систему: исходя из них, эксплуатанты, центры ТОиР и авиаремонтные заводы смогут отследить аутентичность компонентов поступающих к ним воздушных судов. Судя по всему, все вопросы, связанные с технологией маркировки компонентов, будут решаться в Белом доме уже после принятия закона, однако на презентации проекта на HeliRussia М.Комаров говорил о так называемых радиочастотных метках.

Примеры нанесения маркировки уже существуют: на Московском машиностроительном заводе "Вперёд" (производитель лопастей рулевых винтов вертолётов "Ми") применяются RFID-метки, которыми маркируется продукция. При этом на предприятии создали и информационную систему, в которую загружается паспорт каждого изделия. Ко всем лопастям прикладывается печатный QR-код, считав который можно перейти на страницу паспорта отдельной лопасти в информационной системе ММЗ "Вперёд".

Получить комментарий авторов законопроекта относительно технологии маркировки не удалось, однако именно это является самым значимым вопросом, говорит источник, знакомый с ситуацией в отрасли. Некоторые технологии могут значительно увеличить стоимость различных комплектующих, а на какие-то из элементов конструкции вертолёта (например, на составляющие части втулки винта) нанести такую маркировку просто невозможно.

Впрочем, если закон будет принят, то этот вопрос будет безусловно решён. Предлагаемый О.Савченко законопроект коснётся всех участников рынка: государственная система станет обязательной для всех без исключения предприятий отрасли. Стоимость её установки для игроков составит около 800 тысяч рублей, говорил М.Комаров на HeliRussia 2016, а разработка программного обеспечения системы обойдётся государству в 100 млн рублей за два года.

При этом аналогичная, но не являющаяся обязательной система разработана в ГосНИИ ГА. По данным института, также представленным на HeliRussia 2016, к ней уже подключены 300 предприятий отрасли. Информационно-аналитическая система мониторинга лётной годности воздушных судов (ИАС МЛГ ВС) охватывает более 1,8 млн различных компонентов, речь при этом идёт не только о вертолётах. По данным М.Комарова, на создание этой системы ГосНИИ ГА потратил около 180 млн рублей.

ГосНИИ ГА, возможно, и станет оператором государственной системы - по крайней мере, такое предложение Ассоциация Вертолётной Индустрии (АВИ) уже направила в Правительство. Об этом говорится в опубликованной на сайте АВИ резолюции, которая была составлена по итогам круглого стола "Контрафакт в поставках" на HeliRussia 2016.

Основные эксплуатанты вертолётов в России, опрошенные "АвиаПортом", в течение нескольких дней не смогли предоставить комментариев: ответ не удалось получить от "Роснефти", "Газпром авиа" и "Хелипортов России". Кроме того, не удалось также получить и комментарий одного из производителей и крупнейшего иностранного поставщика - Airbus Helicopters. Отсутствие комментариев как от авторов законопроекта, так и от игроков отрасли не даёт возможности выяснить, обсуждался ли проект закона на отраслевом уровне.

Стоит отметить, что проблема контроля аутентичности комплектующих заботит также и холдинг "Вертолёты России" - этот вопрос включён в повестку стратегии "Послепродажное обслуживание 2030" Вертолётной сервисной компании (ВСК, входит в холдинг). Возможно, что решение "Вертолётов России" также подразумевает создание определённой информационной системы. Получить комментарий от представителей холдинга относительно технологий определения аутентичности и информационного обеспечения этой деятельности пока не удалось.

Директор по развитию ООО "Русский дом авиации" и руководитель рабочей группы "Поставки АТИ" технического комитета АВИ Илья Жуков считает, что создание государственной системы по контролю за аутентичностью возможно, однако этот процесс будет непростым. Обеспечение отрасли необходимым оборудованием требует вложений не только от государства, но и от предприятий, и если "крупные игроки скорее всего не испытают особого дискомфорта, то для малого и среднего бизнеса это может стать серьёзной дополнительной нагрузкой", - говорит И.Жуков.

"Во-вторых, - продолжает он, - работа такой системы потребует сбора и обработки огромного количества специфической информации. И если с новыми изделиями проблем возникнуть не должно, то как быть с вторичным рынком, кто будет вносить в базу эти детали?", - задаётся вопросом эксперт. Наконец, он замечает, что "необходимо избежать чрезмерного затягивания гаек для эксплуатирующих организаций", имея в виду возможную остановку полётов ВС, в конструкции которого будут выявлены контрафактные элементы.

И.Жуков отмечает несовершенство законопроекта и думает, что вслед за его принятием (в случае, если оно состоится) последует ряд поправок. Несмотря на это, "закон позволит создать среду, в которой производить и продавать контрафакт будет экономически нецелесообразно", - заключает эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка